Методы развития у школьников языкового чутья при работе с этимологией слова

Разделы: Русский язык


Ориентация процесса обучения русскому языку на интенсивное речевое развитие требует максимальной опоры на природные способности человека. Не случайно поэтому в последние годы возросло внимание к проблеме развития языкового чутья у школьников и создание таких методических систем, которые смогли бы обеспечить опору на это уникальное проявление психофизиологических возможностей человека.

В современной методике обучения русскому языку языковое чутье является важнейшей методической категорией. Большинство ученых-методистов указывают на бессознательную и интуитивную природу языкового чутья и подчеркивают исключительную роль этого феномена в речевом развитии человека. М.Р.Львов отмечает, что «таинственный механизм языкового чутья можно определить, как внутреннее, интуитивное, неосознанное владение языковой системой, формирование которого начинается в раннем детстве и продолжается в школьные годы» [4, с. 116]. Ученый считает, что «основой возникновения и формирования чувства языка является не данный от природы врожденный язык, а языковая (речевая) среда, на фоне которой развивается ребенок» [4, с. 117].

Данная позиция ученого-методиста М.Р.Львова в определении понятия «языковое чутье» схожа с точкой зрения В.Г.Костомарова и А.А.Леонтьева. Они пишут: «чутье есть результат языковой практики, следовательно, связано оно с работой сознания, но не является врожденным, данным от природы индивиду свойством» [3, с. 13].

Важно отметить, что предметом нашего исследования является процесс развития у школьников языкового чутья при работе над этимологией слова. И здесь мы особо указываем на недостаточный речевой опыт школьников средней ступени школы. Поэтому, применительно к среднему школьному возрасту мы можем говорить скорее об интуитивной составляющей языкового чутья, нежели о когнитивной.

Обращаясь к сущности работы над этимологией слова, отметим, что предметом этимологии как раздела языкознания является исследование источников и процесса формирования словарного состава языка. Этимологический анализ Ю.В.Домашева определяет как «выяснение ранее существовавшего морфологического строения слова, его прошлых словообразовательных связей, определение источника и времени появления слова» [2, с. 25].

Эффективность работы над этимологией слов прежде всего объясняется желанием ребенка разгадать связь явлений и тайну рождения слова, а также интуитивной способностью проводить семантико-структурные параллели между родственными словами. Г.О.Винокур называл эту способность «этимологической рефлексией» [1, с. 423].

Этимологический анализ позволяет привить интерес обучающихся к урокам русского языка, путем занимательных упражнений расширить их кругозор, сделать запоминание более легким, расширить словарный запас ученика. Ребенок будет легче и уверенней употреблять слово в устной и письменной речи, если происхождение слова дойдет до его сознания.

Для развития у школьников языкового чутья при работе над этимологией слова нужно использовать активные методы работы, которые возбуждали бы самостоятельную мысль и речевую деятельность школьника. Использование этимологического анализа на уроках русского языка является одним из средств решения этих задач.

Приведем примеры заданий, способствующих развитию у школьников языкового чутья при работе с этимологией слова:

1) Даны следующие слова: подушка, оплеуха, заушение, оглоушить, наушничать, подушный.

Вопросы:

1. Какие из этих слов этимологически связаны со словом «ухо»? Какие не связаны? В какую часть слова (морфему) входит сочетание -ух-/- уш- в этих словах с исторической точки зрения?

2. Есть ли среди этих слов другие родственные слова, объединённые другим корнем? Объясните связь их значений.

При рассуждении пользуйтесь материалом из этимологического словаря.

2) Попробуйте представить себя на месте ученого-этимолога и сделайте этимологический анализ слова СУТКИ.

Как будем работать? Составляем алгоритм анализа слова:
1) разберём слово по составу, учитывая возможное историческое членение на морфемы: су-тк-и;
2) докажем, что такое членение возможно; для этого приведем примеры слов с приставкой СУ-: сумерки, суглинок (су- вносит оттенок неполноты, также эту приставку приравнивают с приставками с- и со-);
3) пробуем найти в современном языке слова, корни которых сходны по звучанию с -тк-: ткнуть, соткать, стыковка;
4) -и - показатель множественного числа.

- Какие выводы можно сделать? Какое значение заключено в данном слове? Сутки обозначают единицу времени, образуемую слиянием дня и ночь.

3) Перед вами слова-славянизмы, если мы вспомним некоторые закономерности изменений в языке, то легко найдем слова-«родственники» (их может быть несколько) среди следующих слов, соедините их стрелками:

Колокол

околица

Колобок

облако

еда

недуг

дюжий

колея

подпруга

ржавый

печень

рысь

презрение

наволочка

пекарня

пружина

рыжий

клацать

позор

влачиться

печаль

зрелище

медведь

беспечный

4) Угадайте слово по следующим признакам: во-первых, оно пришло к нам из французского и буквально переводится «коровья оспа», во-вторых, синоним к слову прививка.

5) Подумайте и скажите, название какого лекарственного растения произошло от латинского слова, обозначающего буквально «быть здоровым». Подсказка: микстура этого лекарства помогает человеку успокоить нервы.

Для повышения познавательного интереса учащихся среднего звена и для развития их языкового чутья можно использовать на уроках русского языка различные занимательные упражнения, дидактические игры. Например:

1) Игра «Верно ли?», разработанная О.Н. Девушкиной.

Эта игра помогает учащимся закрепить навык соотносить созвучные слова по значению, актуализировать в памяти научные сведения об этимологии уже известных им слов.

2) Этимологические кроссворды.

3) Объяснительный диктант.

Школьникам предлагается записать трудные слова под диктовку, предварительно обосновав их написание. При выполнении задания ученики вспоминают слово или исторический корень, к которому восходит данное, и записывают сначала его, а потом уже диктуемое слово.

4) Самодиктант.

Задание: вспомни и запиши как можно больше слов...

  • ... имеющих в своём составе исторический корень - кол - (от коло) со значением «круг»;
  • ... имеющих в своём составе исторический корень - кор - (от кора);
  • ... имеющих в своём составе исторический корень - лоп - в значении «лист».

5) Короткое сочинение. Школьники получают список некоторых изученных слов. Нужно выбрать одно слово и написать короткий рассказ о том, почему это слово так называется и от какого слова (слов) оно произошло.

Описанные выше методы и приемы работы способствуют закреплению полученных школьниками знаний об этимологии слов. Развивают умение членить слова на морфемы, как в современном, так и в историческом плане. Отрабатывают навык сопоставления созвучных слов по их значению. Применение таких разнообразных упражнений обеспечивает постоянное повторение одних и тех же этимологий. Преимущество такого повторения состоит в том, что оно каждый раз вносит элементы нового в уже известное и способствует развитию языкового чутья у школьников.

Список литературы

  1. Винокур Г.О. Избранные работы по русскому языку. М.: Учпедгиз, 1959. 784 с.
  2. Домашова Ю.В. Лингвокультуроведческий аспект изучения курса истории русского литературного языка на филологических факультетах университетов: дис. …канд. пед. наук. Москва, 2006. 268 с.
  3. Костомаров В.Г., Леонтьев А.А. Некоторые теоретические вопросы культуры речи // Вопр. языкознания. 1966. № 5. С. 3-15.
  4. Львов М.Р. Основы теории речи. М.: Академия, 2002. 248 с.