Методы и приемы работы на уроке русского языка по формированию функциональной грамотности

Разделы: Русский язык, Мастер-класс

Ключевые слова: Функциональная грамотность


Цель: познакомить слушателей с приёмами и методами формирования функциональной грамотности на уроках русского языка.

Задачи:

  • раскрыть содержание мастер-класса через знакомство с приёмами работы;
  • показать практическую значимость использования данных приёмов работы, убедить педагогов в целесообразности их использования на уроках.

Эпиграфом к нашему мастер-классу будут замечательные слова Яна Аммоса Коменского, которые как нельзя лучше отражают суть функциональной грамотности: «Для жизни, а не для школы мы учимся».

I. Вступление

Что же такое «функциональная грамотность»? Функциональная грамотность - способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.Функциональная грамотность включает в себя 4 вида грамотности: читательская, математическая, финансовая, естественнонаучная, а также креативное мыщление и глобальные компетенции.

Каковы критерии функционально грамотной личности? Какими качествами должен обладать школьник?

1. Готовность взаимодействовать с окружающим миром, уверенная адаптация.

2. Умение самостоятельно решать учебные и житейские задачи.

3. Способность строить отношения в малой социальной группе, в частности - в школьном классе.

4. Владение навыками рефлексии, способность посмотреть на себя со стороны, оценить свою работу.

Для формирования функционально грамотной личности ведущую роль играют не столько предметные результаты, сколько личностные и метапредметные, что полностью соответствует новому стандарту. Это залог успешной адаптации в обществе, а также профессионального роста.

II. Приёмы и методы, формирующие функциональную грамотность на уроках русского языка

Формирование функциональной грамотности - это непростой процесс, который требует от учителя использования современных форм и методов обучения.

Это задача учителей всех предметов, в том числе учителей русского языка и литературы.

1. Второй этап. Приемы для формирования функциональной грамотности

Формирование грамотного письма - одна из самых сложных задач. Но именно она обозначена как важнейшая программная установка при формировании функционально грамотной личности.

1. Приём «Верите ли вы …»

  • Верите ли вы, что можно детей научить учиться?
  • Верите ли вы, что школа может существовать без детей?
  • Верите ли вы, что по окончании мастер - класса вы что-нибудь возьмёте для своей педагогической копилки?
  • Верите ли вы что формирование читательской грамотности - не играет роли в образовании детей?

Я тоже в это не верю. Какой приём я сейчас использовала?

Приём «Верите ли вы…»

  • может быть началом урока, связывать разрозненные факты в единую картину;
  • систематизировать уже имеющуюся информацию. Этот прием может стать нетрадиционным началом урока и в то же время способствовать вдумчивой работе с текстом, критически воспринимать информацию, делать выводы о точности и ценности информации. Учащимся предлагаются утверждения, с которыми они работают дважды: до чтения текста параграфа учебника и после знакомства с ним. Полученные результаты обсуждаются.

После знакомства с текстом учебника спрашиваю: Что нового ребята узнали, прочитав главу учебника? Что их удивило? Учащиеся, выбирая «верные утверждения » из предложенных учителем, описывают заданную тему, полагаясь на собственные знания, опыт или попросту угадывая. Независимо от того, каким способом дети выбирают утверждения, они уже настраиваются на тему, выделяют ее ключевые моменты. Желание учеников убедиться в своей правоте, узнать истину заставляет их с большей заинтересованностью отнестись к изучению нового, учебной статье.

Например, самостоятельные слова никогда не могут стать предлогами,в русском языке предлоги пишутся со словами раздельно,есть предлги из четырех и более букв.

2. Приём «Лингвистическая сказка»

Формируем умение извлекать необходимую информацию из прослушанного текста, применять её как при решении задачи, Можно пригласить на урок сказочных персонажей и удивлять их своими познаниями, можно стать капитанами и отправиться на паруснике в Страну Ошибок спасать безударную гласную.

3. Один из способов «вхождения» в урок - прием «Отсроченная отгадка»

До объявления темы учитель предлагает необычный факт, иллюстрацию, пословицы и т.д., загадку,которые показывают тему урока, но не называют ее. Ученики в ходе обсуждения должны выдвинуть свои версии того, что за тема будет изучаться на уроке, что нового они узнают, о чем вообще пойдет речь. Этот прием позволяет учащимся активнее включиться в работу на уроке, учит наблюдать за языковыми явлениями, стимулирует познавательную деятельность.

В технологии проблемного обучения «Отсроченная отгадка» рассматривается как прием создания проблемной ситуации на уроке.

Тема «Роль прилагательного» дан деформированный текст с пропущенными именами прилагательными. Задача детей - понять, слова какой речи пропущены и какую роль они играют в тексте.

4. Приемы «Удивляй!» и «Яркое пятно»

Удивление активизирует мыслительную деятельность ребенка. Приемы лучше использовать в начале урока, это позволяет сохранить внимание к теме на протяжении всего урока.

Например, дети уже знают, что корень - главная значимая часть слова, без корня слов не бывает… И вдруг, начиная урок, учитель говорит:

- А верите ли вы, что в русском языке существует слово, не имеющее корня? (вынуть) Или, например, можно начать урок закрепления знаний по теме: «Склонение имён существительных» с вопроса:

- А знаете ли вы, что есть имена существительные, которые не относятся ни к 1, ни ко 2, ни к 3 склонению? (приём «Удивляй»)

- Это разноспрягаемые имена существительные, потому что в падежных формах у них окончания разных склонений. Таких существительных 11: 10 на -мя (имя, пламя, знамя, стремя и т.д.) и слово путь.

5. Прием «Проблемная ситуация» стимулирует мыслительную деятельность учащегося в процессе обучения

Прием побуждает ребенка самостоятельно искать выход из затруднения.

Анализ предложений «Какой ты неряха, Кирилл?» Правильно ли я построила предложение? Может надо сказать « какая неряха Кирилл»? Какого рода слово «неряха»? Проблемная ситуация. Дети обсуждают и приходят к выводу, что это слово может характеризовать как мальчика, так и девочку. Оно ОБЩЕЕ. А есть в русском языке еще подобные общие слова?

Поиск выхода из проблемной ситуации можно осуществлять, например, с помощью приемов «Корзины идей» или Мозговой штурм в которую складываются гипотезы, а затем ищем им подтверждение или опровергаем.

6. Прием «Лови ошибку» для формированияграмотного письма

Дети стараются найти и исправить намеренно допущенные в тексте ошибки.

На уроках русского языка хорошо использовать персонажей сказок, которые ошиблись, выполняя задание. С огромным удовольствием ребята выступают экспертами, примеряют на себя роль учителя, особенно, если ошибки исправлять красными чернилами. (Приложение)

В этом тексте 21 ошибка! Найди их!

Вгниздепищятгрочята. Птинцы сутра просят есть.весь денгрочиищютпищю для молышей. Вот свежоя пашня.грачи ходят по ней и вы бираютчирвяков для сваихдитей. малышы будут сыты.

(использованы тексты Быковой Натальи

7. Приём «Цветные поля». Приём интерактивного обучения

Используется с целью создания психологически комфортной обстановки на уроке. Ученик, выполняя письменную проверочную работу, отчёркивает поля цветными карандашами. Каждый цвет имеет своё значение, но каждый раз это обращение к учителю.

  • красные поля - «Проверьте, пожалуйста, всё и исправьте все ошибки»,
  • зелёные поля - «Отметьте, пожалуйста, все ошибки, я сам хочу их исправить»
  • синие поля - «Укажите количество ошибок, я их сам найду и исправлю».
  • жёлтые, которые обозначают «Я уверен(а), что у меня в работе всё правильно».

8. Приём «Письмо с пробелами»

Реставрация текста. Один из продуктивных приемов работы с текстом на уроке русского языка является «ПИСЬМО С ДЫРКАМИ». Этот прием подойдет в качестве проверки усвоенных ранее знаний и для работы с параграфом при изучении нового материала.

6 класс. Морфологический анализ имени существительного.

Даю задание: составить рассказа о существительном по опорным словам.

1) Имя существительное обозначает…

Отвечает на вопросы…

Начальная форма имени существительного - … падеж…числа.

2) Имена существительные имеют следующие постоянные признаки:

  • … или ….
  • … или …

Относятся к … или …, или … роду, к … , или … , или ….. склонению.

Имена существительные имеют следующие непостоянные признаки:….

Существительные изменяются по … и … .

3) В предложении имя существительное может быть как …, … , … , … , … .

Имя существительное не является членом предложения, если… .

9. Приём «Синквейн» (Технология развития критического мышления)

Синквейн - самая лёгкая форма стихотворения по алгоритму. Данный приём помогает выразить свои мысли кратко и точно. Мне нравится использовать синквейн и на стадии мотивации и на стадии рефлексии. Иногда его применяю на обоих этапах сразу.

В каждой строке задается набор слов, который необходимо отразить в стихотворении.

  • 1 строка - заголовок, в который выносится ключевое слово, понятие, тема синквейна, выраженное в форме существительного.
  • 2 строка - два прилагательных.
  • 3 строка - три глагола.
  • 4 строка - высказывание, несущее определённый смысл.
  • 5 строка - резюме, вывод, одно слово, существительное.

Например,

РОССИЯ
Великая, богатая
Развивается, крепнет, объединяет
Эту страну не победить
Отчизна

10. Прием «Мозаика». «Реставрация текста»

Сложение целого текста из частей. Эффективен при изучении, например, в 5 классе тем: "Текст", "Тема текста".

Текст разделяется на части (предложения, абзацы).

Ученикам предлагается собрать текст из разрозненных частей, разложив их в правильной последовательности. В качестве варианта выполнения задания ученики могут предложить несколько различных путей последовательного соединения.

В случае необходимости ученики могут вносить в текст небольшие коррективы, добавляя скрепляющие фразы, переходы.

11. «Стикер под стул»

Записываю слово на стикере. (Это может быть любое определение). Перед уроком помещаю его под стульчик учеников. После актуализации прошу учеников заглянуть под стул и тех, кто обнаружил стикер, выйти к доске и, не называя этого слова, объяснить, что там написано.

- Данный прием хорошо развивает устную монологическую речь, формирует навыки отбора нужной информации, систематизирует ранее полученные знания по теме.

12. Методика использования «Кубика Блума»

1. Понадобится обычный бумажный куб (Рис. 2), на гранях которого написано:

  • Назови.
  • Почему.
  • Объясни.
  • Предложи.
  • Придумай.
  • Поделись.

2. "Кубик Блума" уникален тем, что позволяет формулировать вопросы самого разного характера. Учитель или один ученик бросает кубик. Выпавшая грань укажет: какого типа вопрос следует задать. Удобнее ориентироваться по слову на грани кубика - с него и должен начинаться вопрос.

Назови. Предполагает воспроизведение знаний. Это самые простые вопросы. Студенту предлагается просто назвать предмет, явление, термин и т.д.

Например, "Назовите основные морфологические признаки прилагательного и т.п.?»,

Почему. Это блок вопросов позволяет сформулировать причинно-следственные связи, то есть описать процессы, которые происходят с указанным предметом, явлением.

Например, на занятии по русскому языку: «Почему то или иное слово так написано…», «Почему в этом предложении ставим знак ….?» и т.п.

Объясни. Это вопросы уточняющие. Они помогают увидеть проблему в разных аспектах и сфокусировать внимание на всех сторонах заданной проблемы.

Ты уверен, что во всех случаях после буквы "Ц" пишется буква "И"?

Предложи. Ученик должен предложить свою задачу, которая позволяет применить то или иное правило. Либо предложить свое видение проблемы, свои идеи. То есть, ученик должен объяснить, как использовать то или иное знание на практике, для решения конкретных ситуаций.

Например: Предложи, где и как можно использовать знания правописания чередующихся гласных в корне? Для чего тебе может понадобиться знание правил рифмы?

Придумай - это вопросы творческие, которые содержат в себе элемент предположения, вымысла.

Например: Придумай, пример на изучаемое правило.

Поделись - вопросы этого блока предназначены для активации мыслительной деятельности обучающихся, учат их анализировать, выделять факты и следствия, оценивать значимость полученных сведений, акцентировать внимание на их оценке.

Вопросам этого блока желательно добавлять эмоциональную окраску. То есть, сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах ученика, его эмоциях, которые вызваны названной темой.

Например, Поделись, новыми знаниями? Или Почему ты выбрал именно эту тему.

При изучении раздела русского языка «Орфография»

- Назови шипящие согласные (ж, ш, ч,щ), части речи, орфограммы, морф. признаки.

- Поделись своими впечатлениями от урока, новыми знаниями.

- Почему у некоторых имён существительных на конце после шипящих пишется мягкий знак, у некоторых имён существительных на конце после шипящих не пишется мягкий знак? Разносклоняемые имена существительные нельзя отнести ни к одному склонению?

- Объясни: для чего на конце после шипящих пишется мягкий знак? (мягкий знак после шипящих согласных на конце имён существительных указывает, что это слово женского рода),понятие существительного «Общего рода», чем отличается главные и второстепенные члены предложения?

- Предложи сыграть в игру «Кто больше знает слов с шипящими согласными на конце слова?

- Придумай загадки так, чтобы на отгадках на конце стоял шипящий согласный (Лежала под ёлками подушечка с иголками. Лежала, лежала да побежала. Вышел серенький комочек из-под каменной пещеры, глазки чёрненькие, хвостик тоненький (мышь). Не море, а волнуется (рожь). Придумай лингвистическую сказку, иллюстрацию к изученному правилу

Прием критического мышления "Кубик Блума" универсален. Его может использовать как любой преподаватель общеобразовательных дисциплин, так и преподаватель специальных дисциплин. «Кубик Блума» можно использовать на всех этапах уроков любого типа. Однако наиболее удобно применять приём на обобщающих занятиях

III. Рефлексия. Прием «Все в твоих руках»

Уважаемые коллеги, предлагаю вам интересный способ рефлексии: на листе бумаги обведите левую руку. Каждый палец - это какая-то позиция, по которой надо высказать свое мнение. Поставьте галочки на тех пальцах, позиции которые соответствуют вашему внутреннему ощущению.

  • БОЛЬШОЙ ПАЛЕЦ - для меня было многое важным и интересным.
  • УКАЗАТЕЛЬНЫЙ - использованные приемы в мастер-классе буду применять в своей деятельности.
  • СРЕДНИЙ - для меня было недостаточно данной информации
  • БЕЗЫМЯННЫЙ - не все приёмы работы с текстом представлены ясно.
  • МИЗИНЕЦ - данные приёмы мне известны, но я их не применяю.

Приемы, представленные в данном мастер-классе, способствуют формированию функциональной грамотности школьников, позволяют учителю повысить мотивацию учащихся, создать обстановку творческого поиска, активизации мыслительной деятельности.

Приложение

В этом тексте 21 ошибка! Найди их!

Вгниздепищятгрочята. Птинцы сутра просят есть.весь денгрочиищютпищю для молышей. Вот свежоя пашня.грачи ходят по ней и вы бираютчирвяков для сваихдитей. малышы будут сыты.
……………………………………………………..

В этом тексте 21 ошибка! Найди их!

Вгниздепищятгрочята. Птинцы сутра просят есть.весь денгрочиищютпищю для молышей. Вот свежоя пашня.грачи ходят по ней и вы бираютчирвяков для сваихдитей. малышы будут сыты.
………………………………………………………

В этом тексте 21 ошибка! Найди их!

Вгниздепищятгрочята. Птинцы сутра просят есть.весь денгрочиищютпищю для молышей. Вот свежоя пашня.грачи ходят по ней и вы бираютчирвяков для сваихдитей. малышы будут сыты.