Использование музыкальных композиций на уроках иностранного языка

Разделы: Иностранные языки, Общепедагогические технологии


Аннотация

Использование на уроках музыки и стихотворных форм является важным стимулом лингвистического и эмоционального развития школьника. Взаимосвязь музыки и речи проявляется в наличии звуков, чередовании волнообразных подъемов и спусков голосового диапазона. Учащиеся, как правило, хорошо осведомлены о мире современной музыки, и если учитель учтёт их музыкальные предпочтения, то это может способствовать развитию стойкой мотивации к изучению иностранного языка. Несомненным преимуществом использования музыкальных композиций на уроках английского языка является то, что у учащихся появляется возможность слышать речь не только своего преподавателя, но и исполнителей, которые являются носителями языка.

Происходящие сегодня изменения в общественных отношениях, средствах коммуникации требуют повышения коммуникативной компетенции школьников, совершенствования их филологической подготовки, поэтому приоритетную значимость приобрело изучение английского языка как средства общения и обобщения духовного наследия стран изучаемого языка и народов. Перед преподавателями иностранного языка стоит задача сформировать личность, которая будет способна участвовать в межкультурной коммуникации. Использование элементов песен, музыки и стихотворных форм в преподавании английского языка не является по сути новой. Однако многогранность этой области искусств позволяет каждому преподавателю найти свои подходы и приемы работы. Использование на уроках музыки и стихотворных форм является важным стимулом лингвистического и эмоционального развития школьника. Взаимосвязь музыки и речи проявляется в наличии звуков, чередовании волнообразных подъемов и спусков голосового диапазона. Учащиеся, как правило, хорошо осведомлены о мире современной музыки, и если учитель учтёт их музыкальные предпочтения, то это может способствовать развитию стойкой мотивации к изучению иностранного языка. Несомненным преимуществом использования музыкальных композиций на уроках английского языка является то, что у учащихся появляется возможность слышать речь не только своего преподавателя, но и исполнителей, которые являются носителями языка. Зачастую учащиеся привыкают к тому, как один преподаватель произносит те или иные звуки и, соответственно, испытывают трудности при понимании других людей, говорящих на иностранном языке. Музыкальные композиции являются трудной задачей для понимания речи, так как ритм, скорость и интонация имеют несомненные отличия от обычной разговорной речи.

Для построения эффективного урока английского языка с использованием песен, учителю необходимо определить цели их использования. В данной статье мы предлагаем следующие цели использования песен:

1. Обучение грамматики

Для отработки употребления грамматических навыков в обширной сети интернет можно найти множество песен согласно уровню владения иностранным языком и возрастом обучающихся. Так например, используя ту или иную композицию можно поставить различные задания. Рассмотрим данный аспект подробнее. Цель урока- закрепление PresentPerfectTense. В результате подборки музыкальных композиций остановимся на песне Wearethechampionsлегендарной группы Queen. Работу с данной песней можно построить следующим образом, убрать все виды употребления Present Perfect Tense и дать задания учащимся поставить пропущенные видовременные формы глаголов. Например, для закрепления употребления степеней сравнения прилагательных выбираем песню I swear в исполнении Michael Montgomery. Задание составляем таким образом, чтобы были охвачены все виды степеней сравнения прилагательных в данной песне.

2. Работа с лексикой

Необходимо подобрать музыкальную композицию согласно пройденной лексики и целью данного урока будет распознать и понять употребление той или иной лексики в контексте песен.

3. Обсуждение

Целью данного вида использования песен будет обсуждение сложившейся жизненной ситуации в определенной песне. Данный вид работы, несомненно, будет актуальным на более старшем этапе обучения. Музыкальная композиция Another day in paradise в исполнении Phil Collins. Работу необходимо построить таким образом, чтобы исключить дословного перевода песни. Необходимо составить вопросы к данной композиции, например, Is this happy song? Why not? Данные виды вопросов послужат к дальнейшему обсуждению доброты, бездомных людей, отношениях между людьми и т.д.

4. Праздники

Использование данного вида работ можно проводить на всех этапах обучения, как в младшем, среднем, так и на старшем этапе обучения. Цели на данном этапе будут носить лингво-культурную направленность и принесут огромное удовольствие детям.

Таким образом, можно сделать вывод, что использование музыкальных композиций на уроках иностранного языка можно определить как активный метод обучения, который способствует формированию коммуникативной компетенции в увлекательной форме; является стимулом развития воображения; способствует релаксации; помогает формировать духовную культуру; повышает мотивацию изучения иностранного языка; развивает умственные и психические способности; снимает психологические барьеры; создаёт благожелательную обстановку. Изучение грамматических правил и структур - процесс сам по себе очень трудный и зачастую скучный. Поэтому и мотивация учеников к овладению иноязычной грамматикой тоже невысока. Но ведь возможно сделать процесс обучения иностранного языка интересным и ярким, используя картинки, знаки и символы, которые помогут сделать материал нагляднее и потренировать применение грамматических правил на практике, а также будут развивать внимание и зрительную память ребенка.

Кроме того, сам процесс заучивания песен наизусть и воспроизведения их на уроках сначала хором, а позже и индивидуально или парами служит развитию навыка говорения на иностранном языке.Песня на уроках иностранного языка дает толчок детскому творчеству. Видя, какой несложный текст составляет основу многих детских песен на иностранном языке, ребенок может сам придумать песню, положив на знакомую (или придуманную им самим) мелодию доступные ему слова и мысли. В песню можно превратить все, даже обычное приветствие и вопрос о самочувствии.Одним из основных факторов модернизации региональной системы образования является коммуникативная компетентность. Именно ее формированию помогает использование на уроках песенного и музыкального материала. На начальном этапе обучения английская монологическая и диалогическая речь школьников очень проста, так как ее развитие в значительной степени зависит от развития их речевой деятельности на родном языке. Речевые клише вводятся и заучиваются детьми целиком, без грамматического или структурного анализа фразы или словосочетания. Принципиальным моментом здесь является использование аутентичного речевого образца, и здесь песни и стихи имеют много преимуществ перед прозаическим материалом. Они легко вводятся, легко запоминаются, петь можно хором, что снимает психологический пресс с неуверенных в себе учеников. В подлинном песенном материале часто встречаются целые фразы и отдельные лексические единицы, характерные именно для разговорной речи. Дети охотно и легко учат стихи и песни, как на родном, так и на иностранном языке. Рифмованная речь является для них привычной и более естественной, чем простая, именно потому, что им легче запомнить информацию в рифмованном виде. Эта психологическая особенность памяти учащихся активно используется при обучении их английскому языку.Благодаря постоянному использованию музыкальных композиций на уроках английского языка можно создать условия для формирования коммуникативных навыков детей, заинтересовать их, а значит, и повысить мотивацию к изучению моего предмета. Таким образом, можно сделать вывод, что активное использование песен на уроках иностранного языка способствует формированию коммуникативной компетенции в увлекательной форме; является стимулом развития воображения; способствует релаксации; помогает формировать духовную культуру; повышает мотивацию изучения иностранного языка; развивает умственные и психические способности; снимает психологические барьеры; создаёт благожелательную обстановку.

Список литературы

  1. Антонян Т.Г., Калинина С.И. Методическая мозаика // ИЯШ // 2008. №4. С. 53.
  2. Денисенко О.А. Английский язык в школе. М.: Изд-во Просвещение, 2005. 42 с.
  3. Пассов Е.И. Коммуникативная методика. М.: Изд-во АРКТИ, 2005. 28 с.
  4. Савченко Г.А. Развитие коммуникативных навыков на уроках английского языка. М.: Изд-во Панорама, 2006. 62 с.
  5. http://englishfull.ru/pesni/songs.html
  6. http://www.musicalenglishlessons.org/index-ex.htm
  7. http://www.tefltunes.com/search/searchall.aspx?name=Task&value=27&type=Grammar