Реализация принципа наглядности на уроках математики через приемы мнемотехники

Разделы: Математика

Ключевые слова: мнемотехника


Образование играет важнейшую роль в жизни каждого человека. Одним из ярких представителей отечественной педагогики является Константин Дмитриевич Ушинский, чье наследие продолжает жить и развиваться в современном образовании.

Константин Дмитриевич Ушинский был выдающимся педагогом XIX века, чьи идеи и методы обучения до сих пор оказывают влияние на современное образование в России и за её пределами.

Современное образование тесно связано с идеями К.Д.Ушинского, и многие из его принципов и методов продолжают быть актуальными в наше время.

Индивидуализация обучения, внедрение новых технологий, активное использование наглядных пособий и методов формирования моральных и духовных качеств учеников - все это стало неотъемлемой частью образовательного процесса. В настоящее время многие педагоги и ученые продолжают развивать идеи Ушинского, применяя их на практике и адаптируя к современным условиям. Одним из ярких примеров является концепция "личностно-ориентированного образования", которая базируется на идеях Ушинского об индивидуализации и развитии личности ученика.

«Необходимыми условиями» всякого преподавания Ушинский считал:

  • своевременность;
  • постепенность;
  • органичность;
  • постоянство;
  • твердость усвоения;
  • ясность;
  • самодеятельность учащихся;
  • отсутствие чрезмерной напряженности и чрезмерной легкости;
  • нравственность;
  • полезность.

Анализ содержания каждого из них ясно показывает, что под «нравственностью» Ушинский понимал воспитывающий характер обучения, под «полезностью» связь обучения с жизнью, под «своевременностью» и «органичностью» природосообразность в обучении, а под остальными «условиями» то, что мы называем дидактическими принципами обучения.

В результате изучения теории обучения Ушинского в целом, можно сделать вывод, что основными дидактическими принципами обучения Ушинский считал:

  • сознательность и активность учащихся в процессе обучения («ясность», «самодеятельность учащихся»;
  • наглядность в обучении;
  • последовательность («постепенность», «отсутствие чрезмерной напряженности и чрезмерной легкости»);
  • прочность знаний и навыков (твердость усвоения).

Исключительно большое значение К.Д.Ушинский придавал принципу наглядности в осуществлении одной из важнейших задач обучения - сделать учение основательным и вместе с тем как можно более легким.

Он пишет: «Кто не замечал над собою, что в памяти нашей сохраняются с особенной прочностью те образы, которые мы воспринимаем сами посредством созерцания, и что к такой, врезавшейся в нас, картине, мы легко и прочно привязываем даже отвлеченные идеи, которые без того изгладились бы быстро.

Ушинский большое значение придавал наглядности обучения и наглядным пособиям для внедрения в детях навыка самостоятельного, последовательного изложения своих мыслей.

Мнемотехника

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету»
К.Д.Ушинский

В этом и состоит суть мнемотехники - системы методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

При изучении математики нужно знать определения, правила, формулы, алгоритмы решения, графики, значения некоторых величин и т.д. Как помочь детям запомнить? Как достичь стойкого запоминания?

Чтобы хорошо запомнить определение, формулу, значение, лучше установить ассоциацию с каким-то уже известным фактом с помощью воображения. (Ассоциация это мысленная связь между двумя образами).

Чтобы облегчить детям запоминание математических формул и правил я в своей работе использую мнемотехнику.

Мнемотехника - совокупность специальных приемов и способов, облегчающих запоминание информации и увеличивающих объем памяти путем образования ассоциаций.

Задачи:

  • Изучить приёмы мнемотехники.
  • Показать необходимость использования мнемотехники в старшей школе.
  • Собрать коллекцию мнемотехник, для школьников и учителей.

Актуальность

Для многих учащихся, запомнить и заучить формулы и правила наизусть трудно. Система образов помогает понять и воспроизвести научную информацию. Применение мнемотехники дает возможность переключения, своеобразного отвлечения от науки на уровень житейских ассоциаций, игры, воображения и фантазии.

Школа - это огромное поле деятельности для применения мнемотехники. На уроках математики приемы мнемотехники можно использовать очень продуктивно. Ребята очень хорошо запоминают правило ассоциируя его с чем-то. Приёмы мнемотехники активно используют в начальной школе, в 5-6 классе. В старших классах учителя забывают про такую форму работы, но в старшей школе намного больше теории, поэтому нужно использовать мнемотехнику и у старшеклассников. Подростки быстрее и легче вспоминают мнемотехники, чем припоминают правила.

Среди основных мнемонических методов и приемов можно выделить следующие:

  • Ассоциации. Нахождение ярких необычных ассоциаций, которые соединяются с запоминаемой информацией.
  • Рифмы. Создание рифмованных фраз и стихотворений, содержащих запоминаемый материал.
  • Созвучие. Запоминание терминов с помощью созвучных известных слов или словосочетаний
  • Ключевые слова. Выделение в каждой фразе одного - двух ключевых слова, припомнив которые немедленно вспоминаешь целиком и всю фразу.

Помните, что такое биссектриса угла? «Биссектриса - это крыса, которая бегает по углам и делит их пополам». А порядок следования цветов в радуге? «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». Все помнят, и это подтверждение тому, что приемы мнемоники работают!

Общие законы запоминания:

  • использовать ключевые слова, схемы, таблицы;
  • чем интереснее, тем легче запомнить;
  • чем ярче впечатление от созданного образа, тем прочнее запоминание.

Презентация

Примеры применения мнемотехник на уроках математики

1. Приведение подобных слагаемых

+ 2у + 6х - 10у.

«яблоки» складываем с «яблоками», «бананы» - с «бананами».

2. Запись смешанного числа неправильной дробью

При изучении правила как записать смешанную дробь неправильной ребята легко запоминают этот стишок, вместо правила.

Снизу вверх я умножаю,
И числитель прибавляю,
Знаменатель оставляю.

3. Распределительный закон умножения

При изучении распределительного свойства умножения можно использовать ассоциацию «Фонтанчик»:

4. Решение уравнений

При решении уравнений учащиеся имеют проблемы со знаками при переносе слагаемых.

3х+5=2х-10

Проговариваем правило так:

Знак равенства - это река. При переходе через реку с одного берега на другой, одежда у слагаемых намокает, значит надо ее сменить, то есть поменять знак.

5. Сложение положительных и отрицательных чисел

В этой теме два правила - сложение чисел с одинаковым знаком и сложение чисел с разными знаками. Обучающиеся как правило испытывают трудности в их применении.

Рассказываю сказку: две армии - армия отрицательных и армия положительных чисел. При встрече солдат одной армии, они объединяются под своим флагом. При встрече солдат разных армий, начинается битва. Победит та армия, представителей которой больше. «Оставшиеся в живых» поднимают свой флаг.

6. Построение точки на плоскости

При построении точки на координатной плоскости ,следует придерживаться такого правила: первоначально заходим в подъезд, а затем поднимаемся на этаж (х - подъезд; у - этаж).

7. Решение неравенств

Чтобы правильно заштриховать множество решений неравенства на числовой прямой, воспринимаем знак неравенства как стрелку. Стрелка указывает направление штриховки.

8. Знаки «больше» и «меньше»

Один из случаев, когда нужно запомнить два понятия по определению, то есть без логического обоснования. В советское время советовали мысленно перечеркнуть нижнюю часть знака: если получится 7, то это знак «больше», если 4 - то знак «меньше».

Больше: цифра 7, большое число. Меньше: цифра 4, маленькое число.

9. Запоминание значений математических констант π и е

В разделе «Тригонометрия» большое количество тригонометрических формул, которые ребята плохо запоминают. На помощь придет мнемотехника.

10. Определение тригонометрических функций

Еще один из случаев, когда нужно запомнить два понятия по определению, а значит, возникает возможность их перепутать.

сИнус - прОтиволежащий катет к гипотенузе

кОсинус - прИлежащий катет к гипотенузе.

Применение чередования О и И

11. Решение простейших тригонометрических уравнений sinx = a, cosx=a

Ребята забывают, какую хорду и в каком случае нужно рассматривать. Поможет произнесение слов «синус» и «косинус». Ударная гласная «и» вытягивает рот в направлении «↔», значит на круге при решении уравнения sinx = a надо провести горизонтальную хорду, ударная «о» вытягивает рот в направлении «↕», значит при решении уравнений вида cosx = a будем проводить вертикальную хорду.

12. Знаки тригонометрических функций

Обучающиеся как правило запоминают, что у тангенса и котангенса знаки располагаются крест-накрест, но путают, знаки синуса и косинуса. Я подсказываю правило: произносим слова «синус» и «косинус» выделяя ударную гласную и фиксируя при этом, в каком направлении вытягивается рот. При произнесении слова «синус» ударная гласная «и» вытягивает рот в направлении «↔», значит, у синуса знаки расположены горизонтально. Аналогично, при произнесении слова «косинус», ударная гласная «о» вытягивает рот в направлении «↕», значит, у косинуса знаки расположены вертикально.

13. Вторая производная и выпуклость функции

Используем «правило смайлика».

Правило: Если вторая производная отрицательная, то функция выпуклая вверх. Если вторая производная положительная, то функция выпуклая вниз.Ассоциация: если «минус», то «смайлик» грустный, если «плюс», то «смайлик» веселый.

14. Правило запоминания формул сокращенного умножения

В формулах сокращенного умножения всегда длинная левая часть дополняется короткой правой и наоборот.

Потеря удвоенного произведения в формулах квадрата двучлена самая распространенная ошибка. Дети видят, что если левая и правая части тождества становятся короткими- формула неверна.

15. Решение простейших тригонометрических уравнений sinx = a, cosx=a

При решении простейших тригонометрических уравнений первые три функции sin x, tg x,ctg x имеют период π, а функция cos x период 2π

Во всех формулах есть πn. Кроме формулы с арккосинусом.

Там стоит 2πn. Ключевое слово - два. В этой же единственной формуле стоят два знака в начале. Плюс и минус. И там, и там - два. Так что, если вы написали два знака перед арккосинусом, легче вспомнить, что в конце будет 2πn.

Заключение

Приемы мнемотехники помогают реализовать важнейший дидактический принцип обучения - принцип наглядности.

Я уверена, что приёмы мнемотехники на уроках математики необходимы так как это:

  • позволяет сделать обучение простым и доступным для каждого ученика;
  • развивает память учащихся, ребята могут с легкостью вспомнить правила и формулы;
  • приемы находят живой отклик у ребят и это позволяет повысить интерес к предмету.

Конечно, большая часть мнемотехник, приведенных здесь придуманы не мной. Но найдя и попробовав их один раз я стала использовать их в своей работе, и результат не заставил себя ждать. Дети с лёгкостью вспоминают определения и формулы, даже если прошло достаточно много времени.

Иногда ребята сами могут предложить довольно неожиданный приём запоминания того или иного правила, и это здорово!

Сложные логические рассуждения, непривычная терминология пугают школьников, отворачивают от предмета. Дети теряют интерес к уроку, предмету в целом. Мнемотехника на уроках дает возможность переключения, своеобразного отвлечения от науки на уровень житейских ассоциаций, игры, воображения и фантазии. Для слабых учащихся мнемотехника это шанс запомнить объяснение, правило, алгоритм, формулу.

Конечно, не надо вводить элементы мнемотехники в изучении всех разделов математики. Её применение необходимо на «провальных» моментах и темах, где допускается большое количество типичных ошибок.

Литература

  1. Беседы по рисункам. Уроки Ушинского. - М.: Сфера, 2014.
  2. Гончаров Н.К. Педагогическая система К.Д.Ушинского / Н.К.Гончаров. - М.: Педагогика, 2019.
  3. Козаренко В.А. Учебник мнемотехники. Система запоминания «Джордано» Сайт Mnemonikon (http://www.mnemotexnika.narod.ru) - М.:, 2007.
  4. Зиганов М.А., Козаренко В.А. Мнемотехника. Запоминание на основе визуального мышления // М.: Школа рационального чтения, 2001.