Конспект ОД по нравственно-патриотическому воспитанию в подготовительной к школе группе по теме «Наша Родина – Россия!»

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с


Возрастная группа: Подготовительная.

Образовательная область: «Познавательное развитие».

Цель:

  • Систематизация знаний по теме.
  • Закрепить и обобщить знания детей о государственных символах России: флаг, герб, гимн.
  • Формировать элементарные представления о функциональном назначении гимна, герба и флага.
  • Познакомить детей с Гимном РФ и президентом РФ.

Задачи:

  • Образовательные задачи: расширить представления о стране, в которой мы проживаем; познакомить дошкольников с главными сведениями о нашей Родине, дать им те знания, которые необходимы будущим первоклассникам.
  • Развивающие задачи:
    • Закрепить знания детей о государственных символах России развивать у детей интерес к родной стране;
    • Закрепить знания о столице нашей Родины - Москве; природному символу России - березке.
  • Воспитательные задачи:
    • Развивать чувство ответственности и гордости за свою страну.
    • Формировать патриотические чувства и качества; уважение и любовь к родине; уважительное отношение к государственным символам; к Российской армии.

Словарная работа: Активизировать словарь детей фразами и словами: родная страна, Россия, Родина, богатая, большая, необъятная, бескрайние просторы, герб, флаг, гимн, булава, скипетр, президент.

Планируемые результаты занятия:

  • осознаёт свою причастность к стране в которой проживает;
  • понимает её значимость, испытывает патриотические чувства.

Подготовительная работа: беседы о Российской символике, Российской армии; чтение и разучивание стихотворений о Родине, Москве, березке; чтение пословиц и поговорок о Родине; рассматривание фотографий и иллюстраций о Москве, картинки с изображением лесов, полей, рек, гор, морей нашей Родины. Заучивание стихотворений о России, о флаге. Разгадывание загадок.

Материалы и оборудование:

  • наглядно-дидактические пособия;
  • различные документы с гербами, монеты, купюры.

Мультимедиа.

  • Презентация: карта России;
  • Фото президента РФ В.В.Путина;
  • Государственные символы: флаг, герб;
  • фотографии лесов, полей, степей; различные документы с гербами, монеты, купюры;
  • виды вооружённых сил РФ.

Интеграция ОО:

  • «Социально-коммуникативное развитие»,
  • «Познавательное развитие»,
  • «Речевое развитие».

Музыкальное сопровождение: гимн РФ песня С.Михалков, М.Старокадомский «Мы едем, едем, едем».

Методы и приемы по структуре ООД:

  • Вводная: организационный момент.
  • Основная: презентация.
  • Заключительная: анализ деятельности. Рефлексия.

Ход занятия

Организационный момент

Приветствие «Друг»

Собрались все дети в круг,
Я - твой друг и ты - мой друг.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!

(Взяться за руки и посмотреть друг на друга с улыбкой)

Воспитатель:

На карте мира не найдёшь
Тот дом, в котором ты живешь
И даже улицы родной
Ты не найдёшь на карте той
Но мы всегда с тобой найдём
Свою страну наш общий дом.

- Дети, а как называется наша страна? (Ответы детей). Взрослые еще называют Россию - Российской Федерацией.

Сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие по нашей стране - России на поезде. Рассаживайтесь по вагонам, отправляемся. (Дети встают друг за другом и идут под песню «Мы едем, едем, едем»)

СТАНЦИЯ «ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ»

Воспитатель: - Мы приехали на первую станцию. Она называется "Географическая". На планете много разных стран, но самая большая - наша страна. Ни одна страна в мире не имеет такой огромной территории, как Россия. Посмотрите на карту. (Воспитатель обращает внимание детей на карту России). Как много места занимает территория России. Когда на одном конце нашей страны люди ложатся спать, на другом начинается утро. На одном конце нашей страны может идти снег, а на другом - припекать солнышко. Чтобы добраться с одного конца до другого на поезде надо ехать неделю, а на самолете лететь почти сутки. А какая она наша Россия? (Большая, любимая, красивая, огромная, богатая, сильная, гордая, мужественная).

Дети читают стихотворения:

1. МАКСИМ

Как велика моя земля!
Как широки просторы,
Озера, реки и поля,
Леса, и степь, и горы!

2. ДАНИЯР

Раскинулась наша земля
От севера до юга.
Когда в одном краю весна,
В другом снега и вьюга!

Воспитатель: - Много чудесных стран на земле, везде живут люди, но Россия - необыкновенная страна, потому что она наша Родина. Как вы думаете, что такое Родина? (Ответы детей) Родина - значит родная, как отец и мать. Родина - место, где мы родились; страна, в которой мы живем, мой дом. Есть такая пословица: «Родная сторона - мать, чужая - мачеха».

Родина - место, где мы родились, страна в которой мы живем. Родина у каждого человека одна.

- Наше путешествие продолжается, занимайте места в вагонах. Мы отправляемся в путь.

СТАНЦИЯ «ЛЕСНАЯ»

Воспитатель: - Следующая станция, на которую мы прибыли, называется "Лесная".

Отгадайте загадку:

- Нам в дождь и зной
Поможет друг,
Зеленый и хороший.
Протянет нам десятки рук
И тысячи ладошек. (Дерево)

Воспитатель: - Правильно! Это дерево.

Россия - самая богатая лесами страна в мире. Какие деревья вы знаете? (Дуб, осина, елка, клен, рябина, береза и др.)

Березу милую, родную издавна считают символом России. Россия и береза! Эти два символа неразделимы. Мы с вами разучили несколько стихотворений о березе. Давайте их послушаем.

Дети читают стихотворения:

1. СОФЬЯ К.

Люблю березку русскую,
То светлую, то грустную.
В белом сарафанчике,
С платочками в карманчике.
С красивыми застежками,
С зелеными сережками.

2. РИАНА

Белоствольная береза -
Символ Родины моей.
Нету деревца другого
Сердцу русскому милей.

Физкультминутка. ДИЛЬНАЗ и КАМИЛА

Руки подняли и покачали.
Это - березы в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули - Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем,
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем
Руки согнули назад. (Дети выполняют движения, в соответствии с текстом)

Воспитатель: Лес - это наше богатство. Мы с вами должны беречь природу. Мы отправляемся дальше, занимайте места.

СТАНЦИЯ «ГОСУДАРСТВЕННАЯ»

Воспитатель: - Следующая станция называется "Государственная". Мы прибыли в главный город нашей страны - столицу. Как называется столица нашего государства? (Москва). Давайте послушаем стихотворение о Москве:

АМИР К.

Москва - это Красная площадь,
Москва - это башни Кремля,
Москва - это сердце России,
Которое любит тебя и меня.

Воспитатель: - А кто глава нашего государства? (Президент.) Как зовут нашего президента? (Путин Владимир Владимирович - показать фотографию президента). Чем занимается президент? (Управляет страной. Он самый главный в стране. Как папа в семье).

- Назовите государственные символы России (Флаг, герб, гимн). Свой флаг есть в каждой стране. Флаги разных стран отличаются друг от друга. (Дети рассматривают флаги разных государств).

Ребёнок рассказывает о флаге России: имеет прямоугольную форму и состоит из трёх горизонтальных полос, флаг России трёхцветный (Показать изображение с российским флагом): верхняя полоска - белая, Он говорит о том, что наша страна миролюбивая. Она ни на кого не нападает. Белый цвет нам напоминает (Березу, чистый снег, облака, ромашку); средняя полоса - синяя, как ясное небо, синий цвет это вера и честность. Народ любит свою страну, защищает ее, верен ей; а нижняя полоска - красная, красный цвет - цвет силы и мужества, как солнышко на рассвете, огонь, отвага.

Воспитатель: - Где можно увидеть флаги или флажки?

- На зданиях, например, администрации города. В праздники - украшают дома, улицы. Флаги можно увидеть на кораблях, самолётах, в руках солдат, спортсменов.

Если флаг на самолёте или корабле, он поможет узнать из какой они страны. Во время больших спортивных соревнований, например, во время Олимпийских игр, можно узнать спортсмены из каких стран будут участвовать в этих соревнованиях. Во время награждения флаг страны победителя поднимается высоко-высоко над стадионом. В это время мы испытываем гордость за наших спортсменов, за нашу Родину. Защищать честь флага - значит защищать честь своей Родины.

Дидактическая игра «Собери пазл»

Воспитатель: - Дети, у вас на столах лежат цветные прямоугольники. Соберите из них Российский флаг. Приступайте к работе. (Дети выполняют задание). Молодцы!

А теперь послушаем стихотворение о флаге:

КАРОЛИНА

Белый цвет - березка,
Синий - неба цвет,
Красная полоска -
Огненный рассвет.

Воспитатель: А теперь давайте рассмотрим герб России.

- Что вы видите? Опишите. (Ответы детей)

Дети рассказывают о гербе:

1-й: Герб России это темно-красный щит, на котором изображен золотой двуглавый орел. Золотой цвет - это символ солнца. Орел на гербе необычный. У него две головы, одна голова орла обращена на Восток, другая - на Запад, орёл должен смотреть во все стороны огромной страны и видеть всё, что происходит вокруг. Две головы орла - это единство страны. Его поднятые крылья показывают силу и мощь, чтобы все знали, что Россия могучая страна.

2-й: На груди орла ЩИТ, на нём изображён всадник на белом коне, это святой Георгий Победоносец. Он сидит на белой лошади с копьём в руках. Этим копьём он убивает змея. Кто же этот смелый герой? Это святой Георгий Победоносец - небесный покровитель, помощник всех отважных воинов. Рисунок, где изображен святой Георгий, побеждающий дракона, означает победу добра над злом. Наш герб - это эмблема, символ России.

3-й: В лапах орла скипетр и держава. Скипетр - это жезл - символ власти. Он украшен резьбой и драгоценными камнями. Держава - это золотой шар с крестом наверху. Корона, скипетр и держава служили знаком царской власти, обозначают государственный порядок и верность закону.

Сегодня они напоминают нам о прошлом нашей страны и символизируют независимость России от других государств.

Стихотворение о гербе читает ребёнок:

ИЛЬЯ

У России величавой
На гербе орел двуглавый.
Чтоб на запад, на восток
Он смотреть бы сразу мог.
Сильный, мудрый он и гордый.
Он - России дух свободный.

Воспитатель: Где можно увидеть герб? (Ответы детей).

- Его помещают на специальных пограничных столбах. Гости, которые приезжают из других стран, увидев герб и флаг, смогут определить, что приехали в Россию.

- Где еще можно увидеть герб? На монетах.

Далее воспитатель предлагает детям подойти к столу и рассмотреть монеты.

- Герб нужен не только для денег, он необходим для печатей, для важных документов (Дети рассматривают различные документы с гербами, монеты, купюры).

Воспитатель: - Третий отличительный знак страны - это гимн! А что же такое гимн? Гимн - это музыкальное произведение, торжественная песня, где кого-нибудь хвалят. Государственный гимн страны - это торжественная песня, в которой каждый народ прославляет свою Родину. В государственном гимне России поется о том, как велика, могуча и прекрасна наша страна. Гимн можно услышать на военных парадах, на спортивных соревнованиях, когда приветствуют президента нашей страны и т.д. Гимн слушают стоя.)

Во время исполнения все обязательно встают, а мужчины и мальчики снимают головные уборы. Этим мы выражаем своё уважение к нашему государству, нашей стране.

Музыку гимна написал композитор - Александр Александров. Автор слов гимна - знаменитый поэт и писатель Сергей Михалков.

(Дети прослушивают в записи отрывок из «Государственного гимна России»).

СТАНЦИЯ «ПРАЗДНИЧНАЯ»

Воспитатель: - Мы с вами приехали на станцию, которая называется "Праздничная". Каждый год в нашей стране 23 февраля отмечается День защитника Отечества. А кто такие защитники Отечества? (Офицеры и солдаты Российской армии, защищающие нашу Родину). Какие войска охраняют нашу Родину на суше? (Сухопутные войска). На море? (Военно-морской флот). А в воздухе? (Военно-воздушный флот)

Дидактическая игра «Кому что нужно»

Воспитатель: Русский народ сложил много пословиц и поговорок о Родине. Давайте их вспомним.

  • Жить - Родине служить.
  • Кто за Родину горой, тот истинный герой.
  • Родина любимая, что мать родная.
  • Человек без Родины, что соловей без песни.
  • Родина-мать, умей за неё постоять.

Воспитатель: Как вы думаете, чему учат нас эти пословицы? (Эти пословицы учат нас добру, любви к Родине, умению ее защищать от врагов).

Итог

Воспитатель:

- Великую землю, любимую землю,
Где мы родились и живем,
Мы Родиной светлой, мы Родиной милой,
Мы Родиной нашей зовем.

- Наше с вами путешествие подошло к концу.

- Вам оно понравилось?

- О чём мы с вами говорили? (о России, о нашей Родине, о ее отличительных знаках - флаге, гербе и гимне).

- Все граждане России гордятся Государственным гербом, флагом и гимном. Без этих отличительных знаков не обходится ни одно важное для страны событие.

Спасибо за занятие.