Урок по окружающему миру "Свойства воздуха". 2-й класс

Разделы: Начальная школа, Экология, Краеведение, Мастер-класс

Класс: 2

Ключевые слова: окружающий мир, свойства воздуха


Тема: Свойства воздуха. Практическая работа.

Цель: расширить знания обучающихся о свойствах воздуха.

Предметные задачи.

  • создать условия для развития у учащихся: навыков проведения несложных опытов в соответствии с инструкцией, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы;
  • соблюдения техники безопасности;
  • измерения температуры воздуха;
  • определение основных свойств воздуха, его значение для растений, животных, человека.

Метапредметные задачи.

  • создать условия для развития у учащихся: интереса к познанию окружающего мира; самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;
  • формулировать собственное мнение и позицию; навыков взаимоконтроля; использования таблиц, приведённых в учебной литературе;
  • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
  • проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Оборудование:

  • школьная доска;
  • экран;
  • документ-камера;
  • шары;
  • духи;
  • мяч и насос;
  • стакан с водой и соломинка;
  • весы (металлические банки от напитков, палочки);
  • модульная система экспериментов PROLOG.

Ход урока

1. Актуализация знаний

Учитель: Читает загадки.

Он - прозрачный невидимка,
Легкий и бесцветный газ.
Невесомою косынкой
Он окутывает нас.
Он в лесу - густой, душистый,
Пахнет свежестью смолистой,
Пахнет дубом и сосной.
Летом он бывает тёплым,
Веет холодом зимой,
Когда иней красит стекла
И лежит на них каймой,
Мы о нём не говорим.
Просто мы его вдыхаем -
Он ведь нам необходим!

Дети: Воздух.

Учитель: А что вы уже знаете о воздухе?

Дети: Воздух состоит из смеси газов.

Учитель: Из каких смесей газов состоит воздух?

Дети: Кислород, азот, углекислый газ и другие газы.

Учитель: А для чего он нужен?

Дети: Он входит в состав всех живых организмов.

Учитель: Почему необходим кислород?

Дети: Он участвует в процессе дыхания всех обитателей Земли - растений, животных, человека.

Учитель: Сегодня на уроке мы с вами поговорим о свойствах воздуха. И поможет нам в этом ещё один наш гость. Он будет главным героем нашего урока.

Круглый, гладкий, как арбуз.
Цвет любой на разный вкус.
Коль упустишь с поводка
Улетит за облака.

Дети: Воздушный шарик.

Учитель: Знакомьтесь - это Воздушный Шарик.

2. Основной этап. Опыты. Исследование свойств воздуха

Учитель: Ребята, а вы верите мне, что воздух находится вокруг нас повсюду?

Есть ли он вообще? Может, его придумали?

Докажем это? Ведь, кто ищет, тот всегда найдет ответ даже на самый трудный вопрос! А кто уже догадался, где мы найдём информацию, о том что нам необходимо сделать?

Дети: Учебник.

Учитель: Откройте учебник на стр. 26. И прочитайте, верно, ли определили тему нашего урока? И что же мы будем делать?

Учитель: А какие органы чувств вы знаете? Напомните мне их.

Дети: Зрение, слух, вкус, обоняние и осязание.

Учитель: А какова цель нашей работы?

Дети: Определить свойства воздуха. (Дети записывают цель в тетрадь)

Опыт №1. Цвет

Учитель: В классе мы видим доску, парту, стены, за окном - дома, деревья, облака. А можем ли мы видеть воздух?

Открываем первое свойство воздуха.

Дети: Воздух невидимый и бесцветный.

Опыт №2. Запах

Учитель: А сейчас вдохните глубоко, что вы почувствовали?

Дети: Ничего.

Учитель: Пахнет чем-нибудь воздух? Закройте глаза. (Разбрызгивает духи или лимон.) А сейчас?

Дети: Запах духов.

Учитель: А какой орган чувств помог нам определить запах?

Дети: Обоняние. Запах, мы ощущаем, когда частицы вещества попадают к нам в нос.

Учитель: Где вы чувствуете сильные запахи?

Дети: В столовой, парикмахерской, аптеке и т.д.

Учитель: Значит, какой вывод мы можем сделать?

Дети: Чистый воздух запаха не имеет.

Опыт № 3. Вкус

Учитель: Можно ли попробовать воздух на вкус? Лизните его. Какое свойства воздуха мы откроем?

Дети: Воздух не имеет вкуса.

Опыт № 4. Форма

Учитель: Возьмите в руки учебник. Какой он формы? А теперь попробуйте взять в руки воздух. Получилось? Имеет ли воздух форму?

Дети: Нет.

Учитель: А теперь я прошу вас заполнить таблицу. Первые 4 опыта. Что вы узнали из наших исследований о воздухе?

Опыты демонстрирует учитель.

Опыт №5. Сжимаемость. Упругость

Учитель: Посмотрите на эти два шарика. Какой из них более упругий? Почему?

Дети: В нём мало воздуха.

Учитель: Могу ли я сделать второй шарик таким же упругим, как и первый? Что для этого нужно сделать?

Дети: Добавить воздуха.

Учитель: Что происходит с шариком, когда мы добавляем воздух?

Дети: Воздух сжимается. (Сжимаемость.)

Учитель: У кого из вас есть велосипед? Какое свойство воздуха используется при накачивании насосом камеры колеса велосипеда?

Дети: Упругость.

Учитель: А где еще используется это свойство?

Дети: Свободные высказывания детей.

Опыт № 6. Воздух легче воды

Учитель: Налейте в стакан газированной воды. Опустите кусочек пластилина. Что наблюдаете? Какое свойство воздуха обнаружили?

Дети: Воздух легче воды.

Учитель: Почему вы не боитесь плавать, надев спасательный круг? У кого из вас есть резиновая лодка? Почему вы не боитесь в ней плавать?

Дети: Воздух легче воды.

Опыт № 7. Масса воздуха.

Учитель: А может быть воздух совсем ничего ни весит, поэтому и всплывают шарик. Давайте проверим. Такие весы вы сможете сделать дома сами. (Взвешиваю два шарика). Что произошло?

Дети: Воздух имеет массу.

Опыт №9. Теплопроводность

Учитель: Почему в домах в окна вставляют двойные рамы? Что находится между рамами? Какое свойство воздуха здесь проявляется?

Дети: Воздух - плохой проводник тепла.

Учитель: Почему земля под снегом остается теплой, и корни растений не замерзают? На самом деле, что же греет землю, снег ли? Между снежинками - воздух, он не пропускает холод.

Учитель: Как сидят птички, когда на улице мороз? Почему? А что происходит с мехом животных к зиме?

Дети: Мех животных, перья птиц сами по себе не греют, а греет воздух, находящийся между ними.

Учитель: А как свойство теплопроводности использует человек?

Дети: Меховые шубы, шерстяная одежда ,валенки.

Опыт проводится по группам.

Опыт № 10. Горячий воздух легче

Учитель: Измерьте температуру воздуха в помещении. Теплее у пола или под потолком?

Дети проводят эксперимент.

Учитель: Теперь вы можете объяснить, почему форточки делают в верхней части окна, а батареи отопления под окнами?

Учитель: Почему люди в бане поднимаются на полок, ближе к потолку, чтобы попариться? Что происходит с горячим воздухом?

Учитель: Значит, в нашем кабинете, где находится более теплый воздух - у потолка или ближе к полу?

3. Рефлексия

Учитель: Какие открытия вы совершили сегодня за урок? Что еще вчера о воздухе вы не знали, а сегодня знаете?

Дети: Узнали свойства воздуха: бесцветный или прозрачный, без запаха, без вкуса, не имеет формы, сжимаемость, упругость, легче воды, проводит тепло плохо.

Учитель: Дома вы заполните табличку, которую вам дала я.

Учитель: Спасибо. Воздушные шарики в подарок. На каждом вы поставьте себе за работу на уроке оценку. За то, как вы слушали, как заполнили таблицу, всё ли поняли, за то, как старались.