Конспект дистанционного урока на тему "Запахи и вкусы". 4-й класс

Разделы: Коррекционная педагогика

Класс: 4


Предмет: Индивидуальные занятия по коррекции нарушенных функций (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями)

Технологическая карта урока

Учебный предмет: Индивидуальные занятия по коррекции нарушенных функций.

Класс: 4.

УМК: Рабочая программа составлена на основе авторской программы Удаловой Э.Я., Матиевой Л.А. «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» для учащихся 1-4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.

Тема урока: «Запахи и вкусы».

Урок состоит из двух занятий длительностью 20 мин.

Занятие № 1. Запахи. Их словесное обозначение и различение (20 мин)

Цель: Различение запахов, их словесное обозначение.

Задачи:

Образовательные:

  • Развитие осведомленности о различных запахах
  • Развитие умения различать простые запахи

Коррекционно-развивающие:

  • Коррекция восприятия особых свойств предметов
  • Коррекция зрительного восприятия
  • Формирование недостающих поисковых способов ориентировки в предметном мире

Воспитательные:

  • Воспитать интерес к окружающему миру
  • Расширять кругозор

Методы обучения: беседа, самонаблюдение, экспериментирование, упражнения, применение технических средств обучения.

Оборудование: презентация «Наши запахи и вкусы», предметы для упражнения: лук, духи, колбаса, кофе, лекарство.

1. Организационный этап

- Здравствуй. Как дела? Как настроение? Какого цвета настроение сегодня? (Ребенок отвечает)

2. Постановка цели и задач. Актуализация знаний

- Сегодня к нам на урок пришел очень странный человек. (Презентация Слайд № 1) Что в нем странного? (Ребенок отвечает, что у него нет глаз, носа, ушей, рта)

- А чтобы у него все было на месте, тебе необходимо разгадать загадки.

Загадки:

Видеть папу, видеть маму,
Видеть небо и леса
Помогают нам …. (глаза)

Есть у зайца на макушке,
У тебя, твоей подружки,
Бывают слушки и неслушки.
Что же это? Наши… (ушки)

Запах хлеба, запах меда,
Запах лука, запах роз
Различить поможет… (нос)

Чтоб попробовать компот,
Есть у человека… (рот)

(По мере отгадывания загадок у странного человека появляются глаза, уши, нос и рот)

- Зачем нам нужны глаза, нос, рот и уши? (Ребенок отвечает)

- Правильно. Это наши органы чувств. Но сегодня мы будем изучать только это нос.

- Для этого мы с тобой проведем небольшое исследование, в этом нам поможет твоя мама. (Условия эксперимента заранее обговорены с мамой)

3. Первичное усвоение новых знаний

Игра «Определи предмет по запаху»

- Закрой глаза, сможешь ли ты с закрытыми глазами определить по запаху предмет? Давай попробуем.

- Задержи дыхание, чувствуешь запах? (Нет)

- А теперь вдохни и понюхай (Мама подносит к носу ребенка баночки с нарезанным луком, колбасой, с кофе, флакон с духами и с лекарством)

- Какие запахи ты определил? (ребенок отвечает)

- Когда ощущал запах? Когда делал вдох или выдох? (когда делал вдох)

- Какой орган помог тебе почувствовать запах? (нос)

- Правильно. А умение человека различать запахи получило название обоняние. Все запахи мы чувствуем благодаря органу обоняния - носу. Нос - настоящая химическая лаборатория, способная определять в воздухе тысячи разных веществ. Благодаря обонянию пчелы находят нектар и пыльцу на цветах, а муравьи помнят дорогу домой. Нюх необходим хищникам для охоты, а их жертвам - чтобы избежать опасности. Обоняние помогает и людям. Одни запахи могут успокаивать человека, вызывать приятные ощущения. У каждого из нас есть любимые запахи. Благодаря носу мы можем отличить хорошую пищу от испорченной, вовремя обнаружить утечку газа на кухне.

Физкультминутка. «Электронная гимнастика для глаз»

https://www.youtube.com/watch?v=IyIlsJEwZpE&list=
PLcDTQJUsK0nSsWCcTzP2QVIizRVYcxjZv

4. Первичная проверка понимания и закрепление

Упражнение «Вспомни, как они пахнут» (Слайд № 2)

- Все окружающие запахи можно разделить на две группы: приятные и неприятные Сравни, например, запах травы и выхлопных газов или запах свежего хлеба и испорченного мяса.

Ребенку предлагается по картинкам с изображением разных предметов ( кофе, лук, роза, рыба) вспомнить, как они пахнут и объяснить словами. Слова - подсказки расположены ниже (приятный, неприятный, ароматный, резкий, отталкивающий, нежный, цветочный)

- Но нос нам помогает только тогда, когда он чистый. Во время сильного насморка мы почти перестаем чувствовать запахи, так как нос забивается слизью. У какого сказочного героя был длинный нос? (у Буратино)

5. Подведение итогов. Рефлексия

- Таким образом, мы сегодня познакомились с таким чувством, как обоняние. Попытались определять запахи предметов.

- О чем было интересно узнать? Что понравилось больше? (Ребенок отвечает)

- Всего доброго, до свидания!

Занятие № 2. Вкусы. Их словесное обозначение и различение (20 мин)

Цель: Различение вкусов, их словесное обозначение.

Задачи:

Образовательные:

  • Развитие осведомленности о различных вкусах
  • Развитие умения различать простые вкусы

Коррекционно-развивающие:

  • Коррекция восприятия особых свойств предметов
  • Коррекция зрительного восприятия
  • Формирование недостающих поисковых способов ориентировки в предметном мире

Воспитательные:

  • Воспитать интерес к окружающему миру
  • Расширять кругозор

Методы обучения: беседа, самонаблюдение, экспериментирование, упражнения, применение технических средств обучения.

Оборудование: презентация «Наши запахи и вкусы», предметы для упражнении: четыре стакана с водой простой, сладкой, соленой, кислой.

1. Организационный этап

- Здравствуй. Как дела? Как настроение? Какого цвета настроение сегодня? (Ребенок отвечает)

2. Постановка цели и задач. Актуализация знаний

- Назови предметы:

  • красного, зеленого, синего цвета;
  • круглые, квадратные;
  • деревянные, железные;
  • начинающихся на букву К. (Ребенок отвечает)

- Давай вспомним, что мы изучали на прошлом занятии (Мы изучали обоняние и определяли запахи с закрытыми глазами)

- Правильно. Что тебе больше всего запомнилось? (Мне запомнилось то, что каждый предмет или продукт имеет свой запах: приятный или неприятный. И то, что нос имеет для нас большое значение)

- Хорошо. Сегодня мы с тобой проведем еще одно небольшое исследование. В этом нам снова поможет твоя мама.

3. Первичное усвоение новых знаний

Исследование органа вкуса

(Мама приносит 4 стакана с водой: простой, сладкой, соленой, кислой)

- Посмотри, понюхай. Можешь ты определить, что в стаканчиках?(Нет)

- Значит, нам необходимо это попробовать на вкус. Попробуй. Что ты ощущаешь? (Ребенок определяет по вкусу: в каком стакане вода простая, сладкая, соленая, кислая)

- Какой орган помог тебе почувствовать вкус жидкости? (Язык)

- Правильно. Это язык - орган вкуса. Наш язык состоит из маленьких волшебных клеточек - сосочков, каждая их которых может распознать сладкую, соленую, горькую или кислую пищу. Иногда по вкусу мы узнаем, что пища испорчена, и есть ее нельзя. Слишком горячая пища обжигает язык. Пища должна быть не очень горячей. Очень осторожно надо пробовать незнакомые продукты: кончиком языка, губами, как бы прислушиваясь к своим ощущениям.

Более чувствительны к кислому края языка, к соленому - самые боковые поверхности краев языка, к сладкому - кончик языка, к горькому - его основание (Слайд № 1)

Физкультминутка «Зарядка»

https://thclips.com/video/39HrMCS2XTE/%D0%B2%D0%B5%D1%81%D1%91%D0%BB%D0%B0%D1%8F-%D0%BC%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82-%D0%B7%D0%B0%D1%80%D1%8F%D0%B4%D0%BA%D0%B0-morning-exercises-cartoon-%D0%BD%D0%B0%D1%88%D0%B5-%D0%B2%D1%81%D1%91.html">https://thclips.com/video/39HrMCS2XTE/%D0%B2%D0%B5%
D1%81%D1%91%D0%BB%D0%B0%D1%8F-%D0%BC%
D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82-%D0%B7%D0%B0%
D1%80%D1%8F%D0%B4%D0%BA%D0%B0-morning-
exercises-cartoon-%D0%BD%D0%B0%D1%88%D0%B5-
%D0%B2%D1%81%D1%91.html

4. Первичная проверка понимания и закрепление

Игра «Назови вкус предметов» (Слайд № 2)

Ребенку предлагают по картинкам с изображением различных продуктов назвать их вкус: лимон, чеснок, огурец, мед, лекарство, смородина.

5. Подведение итогов. Рефлексия

- Таким образом, за эти два занятия, мы познакомились с такими способностями человека, как умение определять запах и вкус. Они позволяют нам полноценно жить, учиться и трудиться. Мы попытались определять запахи и вкус предметов. Наше обоняние и вкусовые возможности можно развивать и тренировать.

- О чем было интересно узнать? Что понравилось больше?

- На этом наш урок заканчивается. Всего доброго, до свидания.