Эссе на тему "Математика – стартовый капитал для успешности в профессии"

Разделы: Математика

Ключевые слова: эссе


Педагогическое эссе

«Если вы хотите участвовать в большой жизни,
то наполните свою голову математикой,
пока есть к тому возможность.
Она окажет вам потом огромную помощь
во всей вашей работе».

М.И.Калинин

В современной жизни в любой сфере профессиональной деятельности от будущего специалиста требуются не только знания, но и способность трудиться творчески, способность к непрерывному профессиональному росту, к самообучению и самосовершенствованию. При этом объем необходимых знаний для него ежедневно возрастает и устаревает, что меняет и приоритетные задачи образования.

В чем же главная задача преподавания математики в СПО?

В современных условиях - это ориентация не только на усвоение научных фактов, но и на подготовку человека к жизни в социуме. Безусловно, сегодня - это, прежде всего развитие аналитических способностей и критического мышления у студентов. Это умение учиться и успевать за переменами.

Осознание этого потребовало от меня, как преподавателя математики, перенести акцент с непосредственного изучения математики на актуализацию самостоятельной деятельности студентов по овладению математикой и применению в своей будущей профессии.

Почти каждый преподаватель математики в среднем профессиональном образовании часто слышит от обучающихся фразы, мол у меня не математический склад ума. Мол, зачем нужна математика в моей профессии? Где она мне пригодится в жизни? Могу с этим поспорить. Это не так! И начинаю убеждать…

Наука под названием математика в мире профессий необходима буквально повсюду, более того, она необходима на каждом шагу в повседневной жизни человека.

Каждому из нас, как дома, так и на работе приходиться делать те или иные расчеты, иногда простые, а иногда и сложные. В одном случае для вычислений достаточно калькулятора, в другом - нужна специальная вычислительная техника. Иногда эти расчеты требуют использования лишь простых математических операций, а иногда нужны сложные формулы алгоритмических и тригонометрических вычислений.

Помимо этого, некоторые расчеты требуют владения приемами геометрических измерений, требуют умения разбираться в информации, которая представлена в виде таблиц, диаграмм и графиков, схем алгоритмов выполнения различных заданий.

Еще древние заметили, что математика заставляет человека постоянно думать. И в подтверждение этого М.В.Ломоносов говорил, что математику нужно учить потому, что она приводит в порядок мысли человека.

К тому же, математику называют «царицей всех наук», потому что математический стиль и методы мышления применяются во всех сферах профессиональной деятельности человека.

О, чудо! Мои студенты начинают задумываться, сомневаться и прислушиваться. Несомненно, это большая победа. Но этого мало.

Поэтому на уроках и внеклассных мероприятиях я использую каждый удобный момент для раскрытия той важной роли, которую имеет математика в будущих профессиях студентов, таких как: автомеханик, технолог продукции общественного питания, строитель, сварщик.

Разъясняю и акцентирую внимание на обязанностях технологов, которые напрямую связаны с математикой:

  • взять хотя бы калькуляции блюд,
  • расчет потери веса при термообработке и др., что не возможно без применения пропорции.

Кстати, в профессии автомеханика математика тоже играет не последнюю роль. Выставить параметры необходимого развала - схождения колес автомобиля, отрегулировать свет фар и зазоры клапанов в двигателе, рассчитать остаточный ресурс мотора и всего автомобиля, даже зазор в свечах зажигания невозможно выставить без математических знаний.

Поэтому подбираю для решения такие задания, в которых студенты той или иной профессии применяют математические знания и умения для решения своих профессиональных задач.

На ряду с этим, на каждом уроке совершенствую вычислительную культуру обучающихся. Предлагаю ребятам поразмышлять о значении математики в их профессии в виде эссе, рефератов и докладов. В процессе учебной деятельности развиваю познавательные возможности, умственные способности, стремление к активной творческой деятельности, что также необходимо в будущем. Будь то «мудреная задача» с разными способами решения, исследовательская работа на злободневную тему, первый самостоятельный проект и его защита, презентация математического открытия, «журналистское» расследование из истории математики, самостоятельное изучение избранных тем «изучи сам, научи другого»…

И вот уже все меньше вопросов о ненужности математики о ее трудности, все больше горящих и доверяющих глаз устремленных на меня.

Таким образом, данная систематическая и целенаправленная работа позволит обучающимся с другой стороны взглянуть на свою профессию и стать более востребованными специалистами на рынке труда.