Картографический тренинг по изучению административно-территориального устройства Красноярского края

Разделы: Краеведение

Ключевые слова: Красноярский край


Цель: формирование представлений о современном административно-территориальном устройстве Красноярского края через изучение пространственного (географического) расположения и некоторых других (природных, культурных, экономических) особенностей муниципальных образований региона.

Оборудование: настенная карта Красноярского края (административно-территориальное деление), спилс-карта края, контурные карты (административно-территориальное деление), карточки с названиями муниципальных образований, карточки с гербами муниципальных образований края, рабочая тетрадь, доступ в интернет.

Для школьников 8-11 классов, студентов, специалистов краевых организаций, других заинтересованных лиц.

Может проводится:

  • как самостоятельная программа (возможно разная структура и объем тем, форма и продолжительность реализации программы в зависимости от уровня и запросов заказчика, времени и т.д.), или как модуль образовательной программы;
  • в рамках смен в детских лагерях, в рамках интенсивных школ, в образовательных экспедициях (походах и т.д.);
  • в очной и дистанционной формах.

Источники:

  • официальный портал «Красноярский край» http://www.krskstate.ru,
  • «Энциклопедия Красноярского края» https://my.krskstate.ru/.

Задачи: познакомить слушателей.

  • с географическими особенностями расположения Красноярского края;
  • ключевыми географическими и инфраструктурными объектами региона, являющимися пространственными ориентирами;
  • с особенностями административно-территориального устройства региона;
  • с разнообразием и особенностями названий муниципальных образований;
  • с особенностями географического расположения муниципальных образований на территории региона (по группам районов, по удаленности от г. Красноярска, относительно ключевых географических объектов и объектов инфраструктуры, относительно друг друга, относительно границ региона);
  • с некоторыми особенностями территорий (природными, культурными, экономическими);
  • с разнообразием (с общими чертами и различиями) гербов муниципальных образований края.

Содержание:

  1. Географическое положение края на территории России (расположение, площадь, границы, соседние регионы)
  2. Географические и инфраструктурные объекты региона (р. Енисей, р. Ангара, Северный полярный круг, Транссибирская магистраль, федеральные автодороги М-53, М-54)
  3. Виды муниципальных образований (городские округа, муниципальные районы, муниципальные округа, фактические данные по площади, по количеству населения, по дате создания)
  4. Названия муниципальных образований
  5. Группы районов
  6. Северная группа районов: состав, административные центры, особенности
  7. Западная группа районов: состав, административные центры, особенности
  8. Центральная группа районов: состав, административные центры, особенности
  9. Восточная группа районов: состав, административные центры, особенности
  10. Южная группа районов: состав, административные центры, особенности
  11. Гербы муниципальных образований (общие черты, особенности)

По итогам обучения слушатель:

  • знает названия городских округов, муниципальных районов и муниципальных округов;
  • знает названия административных центров муниципальных районов и округов;
  • знает к какой группе районов относится муниципальное образование;
  • знает основные отличительные особенности (природные, культурные, экономические или др.) территорий - может по набору фактов определить территорию;
  • ориентируется в административно-территориальной карте Красноярского края и может указать на ней муниципальные образования, изучаемые в программе;
  • имеет представление о расположении муниципального образования относительно ключевых географических и инфраструктурных объектов, границ региона, соседних территорий.

Формы аттестации:

  • тесты (входной, итоговый) - индивидуальная;
  • сборка спилс-карты на скорость - индивидуальная или командная;
  • игра по станциям - индивидуальная или командная;
  • презентация территории (одна по жребию, другая по желанию) - индивидуальная или командная.

Входное задание

Время выполнения каждого задания 1 минута.

1. В каких территориях края живут ваши родственники, знакомые?

___________________

___________________

2. Назовите 15 городов и районов Красноярского края.

___________________

___________________

3. Через какие районы края нужно проехать, чтобы добраться из Красноярска до Минусинска, Ачинска, Канска, Енисейска (на выбор) на поезде/ автомобиле (на выбор)? (время выполнения 1 минута)

___________________

___________________

Входной тест

Время выполнения 15 минут, по 1 баллу за каждый верный ответ.

1. Указать районы, которых нет на территории Красноярского края:

  1. Ангарский Бирилюсский
  2. Ужурский
  3. Казачинский
  4. Чулымский
  5. Ермаковский
  6. Ойский
  7. Ирбейский
  8. Кежемский
  9. Тунгусский
  10. Абанский
  11. Абаканский

2. С каким регионами России граничит Красноярский край?

  1. Иркутская область
  2. Ленинградская область
  3. Краснодарский край
  4. Республика Хакасия
  5. Республика Тыва
  6. Кемеровская область
  7. Республика Саха (Якутия)
  8. Свердловская область
  9. Хабаровский край
  10. Томская область
  11. Ханты-Мансийский автономный округ (Югра)
  12. Ямало-ненецкий автономный округ

3. Укажите правильную последовательность расположения муниципальных образований с севера на юг:

  1. Енисейский
  2. Большемуртинский
  3. Емельяновский
  4. Курагинский
  5. Ермаковский

4. Укажите правильную последовательность расположения муниципальных образований с запада на восток:

  1. Нижнеингашский
  2. Канский
  3. Уярский
  4. Манский
  5. Козульский
  6. Боготольский

5. Укажите районы относящиеся к соответствующей группе районов:

Западная группа районов

1. Иланский
2. Рыбинский
3. Шушенский
4. Краснотуранский
5. Назаровский
6. Большеулуйский
7. Эвенкийский
8. Туруханский
9. Березовский
10. Сухобузимский

Восточная группа районов

Южная группа районов

Западная группа районов

Северная группа районов

6. По территории каких муниципальных образований протекает Енисей?

  1. Пировский
  2. Уярский
  3. Шарыповский
  4. Минусинский
  5. Новоселовский
  6. Емельяновский
  7. Северо-Енисейский
  8. Таймырский (Долгано-Ненецкий)
  9. Идринский
  10. Каратузский
  11. Енисейский
  12. Туруханский

7. Какая территория находится западнее:

  1. Кежемский или Северо-Енисейский
  2. Казачинский или Ачинский

8. Какая территория находится южнее:

  1. Богучанский или Идринский
  2. Мотыгинский или Балахтинский

9. Какая территория находится восточнее:

  1. Новоселовский или Богучанский
  2. Тюхтетский или Саянский

10. Какой город находится севернее:

  1. Минусинск или Железногорск
  2. Норильск или Игарка

11. Какой город находится восточнее:

  1. Дивногорск или Ачинск
  2. Зеленогорск или Назарово

12. Какой город находится западнее:

  1. Шарыпово или Канск
  2. Уяр или Боготол

13. Сопоставьте территорию и административный центр:

Территория

Административный центр

1. Бирилюсский район

1. поселок Тура

2. Кежемский район

2. село Новобирилюссы

3. Манский район

3. город Кодинск

4. Рыбинский район

4. село Шалинское

5. Саянский район

5. город Дудинка

6. Таймырский (Долгано-Ненецкий) район

6. город Заозерный

7. Эвенкийский район

7. село Агинское

14. Какая территория на карте находится дальше от Красноярска?

  1. Мотыгинский или Тасеевский район
  2. Партизанский или Каратузский район
  3. Саянский или Курагинский район