Чтение (Обучение грамоте). Тема: «Звук и буква И»

Разделы: Начальная школа, Коррекционная педагогика

Класс: 1

Ключевые слова: русский язык, дети с расстройствами аутистического спектра, РАС


Предмет: Обучение грамоте (1 класс 2-й год обучения).

Раздел программы: Букварный период.

Тема урока: «Звук и буква И».

Ученица обучается в 1 классе по Адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с расстройствами аутистического спектра.

Вариант 8.3 - 6 лет.

Цель урока: познакомить ученицу со звуком [и] и буквой И,и, учить дифференцировать понятие звук и буква.

Задачи:

образовательные:

  • познакомить учащуюся с новым звуком и буквой, обозначающей этот звук;
  • соотносить звук и букву;
  • подбирать слова с данным звуком.

по развитию речи:

  • уточнять и обогащать представления об окружающей действительности, способствовать овладению на этой основе языковыми средствами (слово, предложение, словосочетание);
  • формировать первоначальные «до грамматические» понятия и развивать коммуникативно-речевые навыки;
  • развивать артикуляционный аппарат ученицы.

коррекционно-развивающие:

  • осуществлять коррекцию недостатков речевой и мыслительной деятельности;
  • развивать навыки устной коммуникации;
  • продолжать работу над совершенствованием графических умений;

воспитательные:

  • воспитывать интерес к учебным занятиям, бережное отношение к учебным принадлежностям;
  • формировать положительные нравственные качества и свойства личности.

Методические пособия. А.К.Аксенова, С.В.Комарова, М.И.Шишкова. Обучение грамоте. Методические рекомендации по обучению чтению и письму учащихся 1 класса.

Учебники, учебные пособия.

Учебно-методический комплект: А.К.Аксенова, С.В.Комарова, М.И.Шишкова: Букварь 1 класс. Учебник для адаптированных основных образовательных программ ФГОС.

  • О.И.Бадулина «Готовимся к школе»;
  • Н.А.Федосова «От слова к букве»;
  • Н.А.Федосова «От звука к слову»;
  • Е.А.Пьянкова «Читаю легко и правильно»;
  • О.С.Гомзяк «Говорим правильно»;
  • Е.Косинова «Пишем вместе с логопедом».

Виды визуальный поддержки:

  • визуальные подсказки;
  • визуально представленные правила поведения на уроке;
  • визуализация времени;
  • расписания.

Технические средства обучения:

  • компьютер с программным обеспечением;
  • ресурсы библиотеки МЭШ;
  • доска с набором креплений для картинок, постеров, таблиц.

Дополнительные средства:

  • разрезная азбука, слоги, слова;
  • схемы слогов, слов и предложений;
  • предметные и сюжетные картинки;
  • цветные и простые карандаши;
  • набор цветных полосок и геометрических фигур;
  • плоскостные и объёмные игрушки;
  • предметы и игрушки для развития речевого дыхания ( бумажные султанчики, бабочки, листочки, ватные шарики, дудочки, свистки и др.);
  • настольные развивающие игры

Этапы урока

I. Организационный момент

1. Настрой ученицы на работу. Составление визуального расписания.

Начинаем заниматься, будем весь урок стараться.

Повторять и не зевать, всё запоминать.

Учитель спрашивает ученицу, какой сегодня день недели. Совместно с ученицей составляем расписание. Обговариваем количество уроков, которые будут проходить сегодня и их порядок.

С опорой на схему проговариваем: сейчас урок, а после урока - отдых.

За каждое задание ученица получает поощрительные жетоны.

2. Комплекс дыхательной и артикуляционной гимнастики с использованием картинок-символов (слайд № 1): вдох-выдох, на выдохе поём гласные звуки (а-а-а, у-у-у, о-о-о).

- Упражнения: «улыбка», «хоботок», «лягушка», «зайчик».

II. Актуализация знаний. Изучение нового материала

- Посмотри видеофрагмент и скажи, с какой буквой мы будем сегодня знакомиться. (С буквой И,и) (МЭШ)

- Выполни задание. В названиях каких предметов есть звук [и]? (интерактивное задание МЭШ)

Характеристика звука [и] - гласный, так как голосом можно спеть песенку и во рту ничего не мешает: ни язык, ни зубы.

III. Пальчиковая гимнастика

Мы капусту рубим, рубим!
Мы морковку трём, трём!
Мы капусту солим, солим!
Мы капусту жмём, жмём!

Повторяем, как правильно держать карандаш (ручку).

IV. Знакомство с буквой. Работа в тетради

1.Выполняется слого-звуковой анализ слов иглы, Ира. Составляем схемы слов (разборные схемы собираем на столе). Обратить внимание, слово Ира написано с большой буквы (имя девочки). После того, как собрали и проанализировали, ученица раскрашивает карандашами в тетради.

2. Беседа по картинке. Кто нарисован? Назови слова, в которых есть звук [и].

Задание: обвести лист берёзы и раскрасить его, по правилу: за края не выходим, внутри белого не оставляем.

3. Звук [и] обозначаем буквой И, и. Рассматриваем картинку с печатной буквой.

- На что похожа буква И?

Ученица выделяет элементы буквы, обводит её пальцем. Выкладывает её из палочек.

4. Учитель читает считалку в рабочей тетради.

Задание: найди и подчеркни букву и. (Вспомнить, что значит подчеркнуть и при необходимости показать)

5. Собери букву из элементов. (Дописать недостающие элементы).

V. Физминутка с проговариванием и движениями

Упражнение на развитие пространственной координации.

Мы сейчас пойдем направо! Раз, два, три!
А теперь пойдем налево! Раз, два, три!
Быстро за руки возьмемся! Раз, два, три!
Так же быстро разойдемся! Раз, два, три!
Мы тихонечко присядем! Раз, два, три!
И легонечко привстанем! Раз, два, три!
Руки спрячем мы за спину! Раз, два, три!
Повертим над головой! Раз, два, три!
И потопаем ногой! Раз, два, три!

VI. Закрепление изученного материала

1. Работа с Азбукой.

- Покажи и прочитай буквы в верху страницы в красном квадрате.

- Какого цвета квадрат для буквы И?

- Прочитай, как кричит Ослик.

- Рассматривание картинки с изображением мальчика, восстановление в памяти его имени (Вова). Выделяем первый звук в слове, устанавливаем сходство изображённого на второй картинке предметов с буквенным знаком.

- Игра «Хлопок-молчок» (хлопнуть в ладоши, если в слове слышим звук и в начале слова.

(Игла, мир, индюк, вишни, игрушки, книги, ива, аист).

- Прочитай слоги и слова. Что командует буква и согласным? (Читайся мягко).

2. Работа в рабочей тетради.

- Где спряталась буква И? Найди и обведи.

VII. Подведение итогов урока

- Какую букву мы сегодня изучали?

- Какой звук обозначает эта буква?

Хвалим ребенка, за то, что он хорошо работал, хлопаем в ладоши.

- Ты справилась со всеми заданиями, собрала все жетоны и можешь отдохнуть.

Урок закончен.

Приложение