Из опыта работы учителя начальных классов

Разделы: Начальная школа, Профессия — педагог


Здравствуйте!

Каждое утро я слышу это слово от своих учеников. Вглядываюсь в их глаза, им тоже отвечаю «Здравствуйте», смотрю с каким настроением пришел каждый ученик в школу. На первый взгляд, это слово всего лишь норма этикета. Но в слове «здравствуйте» заложено слово здравие (здоровье), которое включает в себя физическое здоровье, психическое или, можно сказать, здоровье души, разума, мысли.

Здоровье необходимо каждому? Ж.Ж.Руссо писал: «Чтобы сделать ребенка умным, рассудительным, сделайте его крепким и здоровым: пусть он играет, бегает, кричит, пусть он находится в постоянном движении». Если нельзя вырастить ребенка, чтобы он совсем не болел, то во всяком случае, поддерживать у него уровень здоровья вполне можно.

В последние годы все чаще мы говорим о здоровье наших детей. Положение тревожное. В этой ситуации все чаще приходится задумываться: может ли школа работать так, чтобы положительно повлиять на ухудшающиеся из года в год с переходом ребенка из класса в класс показатели здоровья? Здоровьесберегающие технологии должны прийти на помощь школе. Чтобы управлять поведением детей следует помнить, что в каждом виде труда присутствуют компоненты физического или умственного напряжения, однако учитель, как правило, сосредотачивается на умственных нагрузках, а физический компонент на его уроках (работа мышц) отсутствует. Такой односторонний подход к организации урока приводит к утомлению, задержке развития, потере здоровья. Организуя учебный процесс, необходимо предусматривать чередование различных поз, уделять особое внимание двигательной активности обучающихся. Исследования показывают, физическое развитие и состояние здоровья детей, особенно школьников, находятся в прямой зависимости от их напряженности и утомляемости в процессе учебно-познавательной деятельности.

Что же делать? Учителю начальных классов необходимо осваивать внедрение здоровьесберегающих технологий. Поэтому мною были поставлены следующие цели в работе:

Увеличение двигательной активности обучающихся на уроке, предупреждение утомляемости;

Систематическая работа с родителями обучающихся по организации здорового образа жизни;

Организация обучения в режиме динамических поз: чередование сидения, стояния и передвижение по классу;

Разработка уроков в режиме двигательной активности, включение в каждый урок двух-трех физминуток, которые активизируют общее и зрительно-координантное чувство (сочетание вращательных движений глазами, головой, туловищем);

Осуществление систематического контроля за здоровьем обучающихся.

Согласно существующим нормативным актам все виды профилактической работы и экспериментальных исследований с привлечением детей могут проводиться только с согласия родителей, поэтому им было предложено о мерах сохранения и укрепления здоровья обучающихся. Оказалось, что родители особенно заинтересованы в активизации физкультурно-оздоровительной работы. Многие посчитали необходимым проведение физминуток. Часть родителей посчитала полезным проведение мероприятий по профилактике вредных привычек, наркозависимости. Выслушав мнения родителей, я ознакомила их со своей работой. Выяснилось, что нам предстоит единая, общая, совместная работа.

Представим, что в слове «здравствуйте» спрятаны пожелания для людей. Говоря это слово, что мы можем пожелать друг другу?

З - здоровья, зрелости, зоркости,
Д - доверия, добра, доброжелательности,
Р - радости, равновесия, решительности,
А - активности, аккуратности, авторитета,
В - великодушия, важности, веселья,
С - счастья, свободы, сил,
Т- творчества, терпения, теплоты,
В- верности, волшебства, вечной весны,
У - уверенности, уважения,
Й - искренности, идей, изящества,
Т - таланта, трудолюбия,
Е - единства, естественности.