Использование технологии проблемного обучения в специальной (коррекционной) школе на уроках русского языка

Разделы: Коррекционная педагогика


Главной задачей российского образования на данном этапе является обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным перспективным потребностям личности, общества и государства.

На современном этапе развития России происходят изменения в образовательных процессах: содержание образования усложняется, акцентируя внимание педагогов на развитие творческих и интеллектуальных способностей детей, коррекции эмоционально-волевой и двигательной сфер; на смену традиционным методам приходят активные методы обучения и воспитания, направленные на активизацию познавательного развития ребенка, в том числе и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальными нарушениями). Изменяющиеся условия диктуют педагогу необходимость в развитии умения ориентироваться в многообразии интегративных подходов к развитию детей, в широком спектре современных технологий, которые направлены на реализацию государственных образовательных стандартов.

При работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья (интеллектуальными нарушениями), применяются особые коррекционно-развивающие педагогические технологии, позволяющие добиваться положительной динамики в обучении и воспитании. В настоящее время развитие педагогики открывает большие возможности в поиске новых средств, форм и методов обучения и воспитания. Сегодня каждый педагог ищет наиболее эффективные пути модернизации учебного процесса, способы повышения мотивации к учебе учащихся и качества обучения.

Задача нас - педагогов состоит в том, чтобы создать такую модель обучения детей с интеллектуальными нарушениями, в процессе которой у каждого обучающегося появился механизм компенсации имеющегося дефекта, на основе чего станет возможной его интеграция в современное общество.

На сегодняшний день в образовательных учреждениях одной из основных проблем является проблема поиска наиболее эффективных условий организации обучения детей. Такими, несомненно, являются коррекционно-развивающие технологии, которые направлены на развитие и коррекцию психических и физических недостатков детей с интеллектуальными нарушениями. Данные технологии способствуют усвоению знаний, умений и навыков, необходимых для повышения жизненной компетентности обучающихся, и использование их в своей деятельности.

Рассмотрим подробнее одну из таких технологий - технологию проблемного обучения.

Проблемным обучением считается такое обучение, где организация учебного процесса включает в себя создание проблемной (поисковой) ситуации на уроке, возбуждения у учащихся потребности в решении возникшей проблемы, вовлечение их в познавательную деятельность, направленную на овладение новыми знаниями, умениями и навыками, развитие их умственной активности и формирование у них способностей к самостоятельному осмыслению и усвоению новой информации.

В коррекционной школе реализовать проблемное обучение в полном объёме достаточно сложно. Но практика показала, что использование элементов проблемного обучения достаточно эффективно применяется на уроках русского языка и других предметах. Ведь коррекционно-развивающее обучение направлено на исправление дефектов личности с одновременным развитием механизма компенсации, которое осуществляется на программном учебном материале. Для учителя должно быть важным как работал каждый ученик, менялся ли вид деятельности ученика, была ли на уроке создана ситуация, при которой он самостоятельно обрабатывал учебную информацию и включала ли эта ситуация элементы познавательного аспекта.

Просматривая разнообразные технологии, используемые в современной педагогике, я остановилась на проблемном диалоге. Почему? Да потому, что создание под руководством учителя проблемных ситуаций активизирует самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, навыками и умениями, развитие речемыслительных функций, происходит активизация их познавательной деятельности.

Так что же такое технология проблемного обучения?

Проблемно-диалогическая технология ставит перед собой цель научить школьников самостоятельно решать проблемы. Средством для достижения которой служит открытие новых знаний под руководством учителя.

В словосочетании «проблемный диалог» первое слово означает, что на уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск ее решения.

  • Постановка проблемы - это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования.
  • Поиск решения - этап формулирования нового знания.

Слово «диалог» означает, что постановку проблемы и поиск решения ученики осуществляют в ходе специально выстроенного учителем диалога. Различают два вида диалога: побуждающий и подводящий.

Побуждающий диалог состоит из отдельных стимулирующих реплик (Что удивляет? В чём затруднение? Какой возникает вопрос? Что надо узнать?), которые помогают ученику работать по-настоящему творчески. На этапе постановки проблемы этот диалог применяется для того, чтобы ученики осознали противоречие, заложенное в проблемной ситуации, и сформулировали проблему. На этапе поиска решения учитель побуждает учеников выдвинуть и проверить гипотезы, т.е. обеспечивает «открытие» знаний путем проб и ошибок.

Например, на уроке можно предъявить классу противоречивые факты, научные теории или взаимоисключающие точки зрения.

На доске написаны слова, учащиеся читают их: весть, известие, известный, известно. Тем самым одновременно я предъявляю два противоречивых факта (в одних словах "т" произносится, в других нет).

Задаю вопрос: Что вы можете сказать об этих словах? Что интересного заметили? (Побуждение к осознанию противоречия.) Какой возникает вопрос? (Побуждение к формулированию проблемы.) Почему в некоторых словах "т" не произносится? И кто догадался, какая сегодня тема урока? ("Непроизносимые согласные в корне слова".)

Подводящий диалог представляет собой систему вопросов и заданий (Определите сами… Сделайте вывод… Как мы можем ответить на вопрос…), которая активизирует и, соответственно, развивает логическое мышление учеников. На этапе постановки проблемы учитель пошагово подводит учеников к формулированию темы. На этапе поиска решения он выстраивает логическую цепочку умозаключений, ведущих к новому знанию.

Тема урока «Неопределенная форма глагола». 8-й класс

Учащимся задаются вопросы:

  1. Какую часть речи мы изучаем?
  2. Что такое глагол?
  3. На какие вопросы отвечают глаголы?
  4. Как изменяются глаголы?

На доске записаны слова: играть, ехать, колоть, пить.

Обучающихся прошу определить лицо и число глаголов. У детей недоумение, так как задание невыполнимо. Как же называется такая форма глагола, у которой нельзя определить лицо и время? (подвожу к формулировке темы урока)

Существует и третий метод - это сообщение темы с мотивирующим приемом («яркое пятно») - сообщение интригующего материала (исторических фактов, легенд и т.п.), демонстрация непонятных явлений (эксперимент, наглядность), «актуализация» - обнаружение смысла, значимости проблемы для учащихся. При такой работе достигается подлинное понимание учениками материала, ибо нельзя не понимать то, до чего додумался сам.

Тема «Сложные слова». 7-й класс (Прием «Подводящий к теме диалог»)

Задание для учащихся выделить корень в словах: лесник, грибок, мухолов.

При проверке выясняется, что у одних учащихся 1 корень в слове мухолов, а у других - два.

- А что, существуют слова с двумя корнями?

- Какой вопрос возникает? (Сколько корней в слове мухолов?)

Выясняют значение слова (мух ловит).

- Как же быть? (Подобрать однокоренные слова)

- Давайте подберем однокоренные слова к слову мух (подбирают), теперь к слову ловит. Так какой первый корень? Второй? Значит, в этом слове 1 или 2 корня? Как бы вы назвали такие слова?

- Почему их назвали сложные? (сложили 2 корня)

- Сформулируйте тему урока.

Создание проблемной ситуации для обучающихся начинается с новизны информации, необычайности, неожиданности, несоответствия с прежними знаниями. Они являются сильными возбудителями познавательного интереса, которые обостряют эмоциональные и мыслительные процессы и заставляют наблюдать, искать, догадываться, находить выход из возникшей проблемной ситуации.

Таким образом, проблемно-диалогическое обучение - это тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учащимися посредством специально организованного учителем диалога, что отличает его от традиционной модели. Учитель сначала в побуждающем или подводящем диалоге помогает ученикам поставить учебную проблему, т.е. сформулировать тему урока или вопрос для исследования, тем самым вызывая у школьников интерес к новому материалу, формируя познавательную мотивацию. Затем посредством побуждающего или подводящего диалога учитель организует поиск решения, или «открытие» нового знания.

Для уроков русского языка более типична проблемная ситуация с предъявлением практического задания, а также с установлением взаимосвязи проблемно - диалогических методов с формами обучения: групповой, парной, фронтальной.

Уроки, связанные с приобретением нового знания или умения, я строю на основе диалога учителя с классом. При этом использую диалог, организованный на страницах самих учебников как на основе предложенных проблемных ситуаций и сопровождающих их проблемных вопросов, так и инструкций к отдельным заданиям, носящих исследовательский характер.

Основными элементами проблемного обучения, наиболее часто используемыми в специальной школе, являются проблемные вопросы и проблемные ситуации.

Уметь ставить вопросы и искать пути их решения - основа проблемного обучения. Именно проблемное обучение способствует активизации познавательной деятельности учащихся, формированию их способности к самообучению, к творческой деятельности, а также повышению учебной мотивации. Технология проблемного диалога носит общепедагогический характер, т.е. реализуется на любом предметном содержании и любой образовательной ступени и поэтому необходима каждому педагогу.

Однако внедрение современных образовательных и информационных технологий не означает, что они полностью заменят традиционную методику преподавания, а будут являться её составной частью. Ведь образовательная технология - это совокупность методов, методических приемов, форм организации учебной деятельности, основывающихся на теории обучения и обеспечивающих планируемые результаты. Грамотное сочетание традиционных и инновационных технологий обеспечивает развитие у обучающихся с интеллектуальными нарушениями, познавательной активности, творческих способностей, школьной мотивации в образовательной деятельности.