Мастер-класс "Использование метода "кроссенс" на уроках истории"

Разделы: История и обществознание, Мастер-класс


Презентация. СЛАЙД 1

Добрый день, уважаемые коллеги!

Я благодарю всех, кто сегодня присутствует на мастер-классе и готов к сотрудничеству. А начну с притчи:

Сидит старик у обочины и смотрит на дорогу. Видит: идет человек, а за ним еле поспевает маленький мальчик. Человек остановился, велел ребенку подать старику воды и дать кусок хлеба из запасов.

- Что ты тут делаешь, старик? - спросил прохожий.

- Жду тебя! - ответил старик. - Тебе ведь доверили этого ребенка на воспитание?

- Верно! - удивился прохожий.

- Так бери с собой мудрость:

Если хочешь посадить человеку дерево, посади плодовое деревцо.

Если хочешь подарить человеку лошадь, дари лучшего скакуна.

Но если доверили тебе ребенка на воспитание, то верни его крылатым.

- Как я это сделаю, старик, если сам не умею летать? - удивился человек.

- Тогда не бери мальчика на воспитание! - сказал старик и направил взор к небу.

…Прошли годы.

Старик сидит на том же месте и смотрит в небо.

Видит: летит мальчик, а за ним - его учитель.

Они опустились перед стариком и поклонились ему.

- Старик, помнишь, ты велел мне вернуть мальчика крылатым? Я нашел способ…Видишь, какие крылья у него выросли! - гордо сказал учитель, и с лаской обвёл крылья своего воспитанника.

Но старик дотронулся до крыльев учителя, приласкал их и прошептал:

- А меня больше радуют твои пёрышки …

Нам, Учителям, нужно приложить много усилий, чтобы не только воспитать крылатого ребенка, но и самим научиться летать. Я продолжаю поиск себя и путей сотрудничества со своими учениками. Обучая - обучаюсь, воспитывая - получаю воспитание сама.
Позвольте мне представить Вам свой опыт работы, поделиться с вами не скажу, что крыльями, своими «пёрышками».

СЛАЙД 2

Одной из задач, поставленных ФГОС, является становление и развитие личности в её индивидуальности, самобытности, уникальности и неповторимости. Среди образовательных задач одной из главных для меня представляется задача формирования у учащихся активного подхода к процессу обучения, т.е. умения самостоятельно получать новую информацию, перерабатывать (систематизировать, анализировать) полученные знания, ставить и решать проблемные задачи.

И об одном из нетрадиционных методов, который способствует формированию креативности, коммуникации и критического мышления учащихся, я хочу сегодня вам рассказать. Это метод «кроссенс».

СЛАЙД 3

Слово "кроссенс" означает "пересечение смыслов" и этот метод был разработан Сергеем Фединым - писателем, педагогом, математиком и Владимиром Бусленко - доктором технических наук, художником и философом. Слово «кроссенс» придумано авторами по аналогии со словом "кроссворд", которое в переводе с английского означает "пересечение слов".

СЛАЙД 4

Кроссенс представляет собой ассоциативную цепочку, замкнутую в стандартное поле из девяти квадратиков для "Крестиков-ноликов". Девять изображений расставлены в нём таким образом, что каждая картинка имеет связь с предыдущей и последующей, а центральная объединяет по смыслу сразу несколько. Связи могут быть как поверхностными, так и глубинными. Основной смысл создания кроссенса - это загадка, ребус, задание, которое направлено на развитие различных логических операций.

СЛАЙД 5

Попробуйте отгадать кроссенс.

Проблема, с которой часто сталкиваются авторы кроссенсов, - это трактовка изображений, которые могут быть не очень понятны. В таком случае можно дать текстовую подсказку - кто или что изображено на каждой картинке.

  1. На что смотрит человек?
  2. Куда ведёт каждый путь, изображённый на камне?
  3. Во что целится девушка?
  4. Куда должна попасть пуля?

Правильно, в ЦЕЛЬ (ЩЁЛК)

СЛАЙД 6

Где и когда целесообразно применить кроссенс на уроке? Его можно использовать на любом этапе урока.

  1. На этапе проверки домашнего задания с помощью кроссенса учащиеся могут рассказать о материале прошлого урока, в данном случае он выполняет функцию опорной образной схемы.
  2. Кроссенс поможет определить тему урока и сформулировать его цель через связи между изображениями и поиск ключевого понятия.
  3. При раскрытии информационного блока темы кроссенс изобразит виды, причины, черты, последствия чего-либо в образах и символах.
  4. При закреплении и обобщении материала кроссенс может состоять из изображений, которые появлялись в ходе урока на разных его этапах, ученики по ним обобщают материал.
  5. Составление кроссенса может быть выдано в виде творческого домашнего задания.
  6. 9 элементов кроссенса также могут содержать в себе последовательное отражение структуры урока с темой, целью или проблемой в центре.

СЛАЙД 7

К примеру, данный кроссенс может использоваться как на этапе проверки домашнего задания по теме ВОВ, так и при закреплении и обобщении изученного материала. Учащиеся выстраивают логическую цепочку, рассказывая об операциях ВОВ: Тайфун, Уран, Цитадель, Кольцо, Кутузов, Концерт, Багратион, Берлинская операция и захват рейхстага. Попутно учащиеся вспоминают даты операций, их значение, героев сражений, связывают операции с основными периодами ВОВ.

СЛАЙД 8

Каким образом учащиеся смогут составить кроссенс дома? При его создании следует придерживаться следующей последовательности действий:

  1. определить тематику;
  2. выделить 9 взаимосвязанных элементов, имеющих отношение к теме;
  3. определить последовательность элементов;
  4. сконцентрировать смысл в одном элементе (9-й квадрат);
  5. найти и подобрать изображения, иллюстрирующие элементы;

Можно заменить прямые образы и ассоциации косвенными, символическими; что позволит перейти к более сложным заданиям).

Предлагаю вам почувствовать себя учениками и составить кроссенс по обществознанию и объяснить его логику. Каждой группе выдается 12 изображений, 3 из которых не связаны с остальными 9-ю общей тематикой. Пробуем свои силы. 2 минуты командам.

Семья

Экономика (хозяйство) России

1. встреча
2. любовь
3-4. заключение брака
5. приобретение взаимных прав и обязанностей
6. становление ячейки общества
7. совместное ведение домашнего хозяйства

1. сфера услуг
2. торговля
3. деньги
4. предпринимательство
5. сельское хозяйство
6. рынок
7. промышленность
8. банки

СЛАЙД 9

Кроссенс ученика ещё полезней, чем созданный учителем. В первую очередь он отражает глубину понимания учеником заданной темы, способствует развитию логического и образного мышления, повышает мотивацию и развивает способность самовыражения.

СЛАЙД 10

Не стоит упускать из виду и огромный воспитательный потенциал кроссенсов. Они могут быть составлены по теме классного часа, праздничного мероприятия, юбилейной даты. Они могут стать способом организации коллективного творческого дела по созданию интеллектуальной игры, стенгазеты, (ЩЁЛК) открыток ко дню рождения одноклассников, оформлению портфолио. Работа с кроссенсами способствует развитию коммуникативных и регулятивных умений, навыков работы с информацией.

СЛАЙД 11

Можно дать один и тот же кроссенс, чтобы учащеся объяснили его с точки зрения истории, обществознания. Можно дать один и тот же кроссенс учителям разных предметов, и они бы объяснили его с точки зрения физики, математики, литературы или биологии. Речь о метапредметных понятиях, для них кроссенсы - просто находка, поскольку они позволяют задействовать самые разнообразные образы, работающие на один центральный объект. Созданные однажды, такие кроссенсы могут быть применимы не раз в русле различных дисциплин с различными целями.

Какое метапредметное понятие зашифровано в этом кроссенсе, догадались? ЩЁЛК (ВРЕМЯ)

ЩЁЛК

СЛАЙД 12

Кроссенс актуален и как метод подготовки к ЕГЭ или олимпиаде, где задания включают вопросы с иллюстрациями, где нужно знать портреты исторических деятелей. Часто такие задания вызывают затруднения у ребят, так как учебники не всегда достаточно снабжены иллюстративным материалом, а даже если они и есть, то не всегда ученики обращают на них внимание. В ЕГЭ есть заданиях, направленные на проверку умений систематизировать исторические факты; устанавливать причинно-следственные, структурные и иные связи; использовать источники информации разных типов (в том числе историческая карта, иллюстрация) для решения познавательных задач. Формированию этих умений способствует работа с кроссенсами.

СЛАЙД 13

В завершение хотелось бы снова вернуться к своим «перышкам». Конечно же, путь учителя сложен и полон самых неожиданных поворотов, но ведь именно в этом и заключается наше учительское счастье. Вечный поиск своих крыльев, вечное стремление ввысь к бесконечному творчеству. Любовь и творчество - вот две самые главные составляющие учителя. Так пусть же всегда в нашей профессии будут крылья, которые нежно согреют души наших воспитанников и помогут им взлететь к своей заветной мечте.