Музыкальная деятельность, как один из практических аспектов коррекционно-педагогической работы с воспитанниками ДОУ компенсирующего вида

Разделы: Музыка, Работа с дошкольниками, Коррекционная педагогика

Класс: д/с


Воспитанникам, имеющим психо-физические особенности в развитие, а также особенности поведения, которые проявляются уже в раннем возрасте - требуется коррекционно-педагогическое сопровождение, которое поможет им развиваться и обучаться в полной мере, учитывая их индивидуальные особенности.

Так музыкальное воспитание в дошкольном образовательном учреждении компенсирующего вида взаимодействует со всеми сторонами коррекционно-педагогического процесса и решает образовательные, воспитательные и коррекционные задачи.

Проблема гармоничного развития детей-дошкольников средствами музыкального воспитания отражена в трудах отечественных ученых: Д.Б.Кабалевского, О.П.Радыновой, Н.А.Ветлугиной, А.И.Бурениной и других. Знания, умения и навыки музыкальной деятельности дети приобретают в процессе слушания музыки, пения, движений под музыку, игры на детских музыкальных инструментах. А организационные формы музыкальной деятельности (музыкальное занятие, музыка вне занятий, культурно-досуговая деятельность) позволяют целенаправленно приобщать ребёнка к музыкальной культуре и обеспечивать овладение необходимыми знаниями и умениями в музыкальной практической деятельности. Учёт психологических особенностей развития ребёнка является обязательным условием в определении организационной, дидактической, конструктивной, коммуникативной сторон процесса музыкального воспитания детей.

Музыка объединяет мысли и чувства с помощью эмоциональных образов. Использование музыки в качестве дополнительного сенсорного притока значительно улучшает функции речи у детей дошкольного возраста, улучшает запоминание ключевых фраз и облегчает усвоение информации дошкольниками. То есть в музыкально-коррекционной деятельности, основные элементы направлены на решение значимых для жизни ребёнка проблем: развитие познавательных процессов, моторики, эмоционально-волевой и личностной сфер.

Коррекционно-педагогическая работа строится на различных музыкально-педагогических технологиях, включающих в себя и слушание музыки, где словесные и наглядные методы, используемые на пропедевтическом этапе слушания, игровые приёмы-стимулируют эмоциональные реакции воспитанников. А также, певческую, музыкально-ритмическую деятельность, музыкально-дидактические игры, направленные на различение звуков по высоте, тембру, динамике, длительности, и игра на детских музыкальных инструментах.

Показ игрушки или иллюстрации по содержанию музыкального произведения, мини-беседы перед слушанием музыки, создают не только интерес и положительную мотивацию, но и помогают понять содержание музыкального произведения воспитанниками. Включение в процесс слушания музыки действий детей с игрушкой (гладим кошечку, показываем танцующую куклу) соответственно характеру музыки, создают наглядно-образную основу восприятия музыки, делают его более устойчивым, помогают в образовании слухозрительных связей. У воспитанников с нарушением зрения, с задержкой психического развития-в процессе восприятия музыки развиваются и совершенствуются эмоции, благодаря чему детям становятся более понятны те эмоции и чувства, которые выражают окружающие их люди - взрослые, сверстники.

Музыка - это еще и средство физического становления ребёнка.

Воспринимаемая слуховым рецептором, она воздействует на общее состояние всего организма человека, вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания.

Певческая деятельность развивает голосовой аппарат, улучшает речь. Обучение пению требует от ребёнка с проблемами в развитие большой активности и умственного напряжения, концентрации внимания. Речевая зона укрепляется посредством ритмодекламации, мелодекламации. В процессе обучения певческой деятельности дети овладевают навыками соотнесения своих голосовых проявлений с различными регистрами фортепиано, звукоподражанием, звуковысотностью, учатся протяжному плавному ведению голоса, интонированию, учатся сравнивать свое пение с пением других.

Одной из методических идей в работе с детьми является ритмизированная речь как основа музыкального слуха воспитанников. Работа над развитием музыкального слуха осуществляется не только певчески, но и через приучение детей к осмысленному отношению к любым проявлениям интонации. Ритмизированная и озвученная инструментальная речь открывает перед детьми большие возможности для овладения ими выразительными средствами музыки. Из своего самого первого опыта воспитанники учатся пользоваться выразительными средствами общими для речи и музыки. К ним относятся: темп, ритм, регистры и пр. музыкальные понятия). В начале всякого музыкального упражнения, как ритмического, так и мелодического, стоит речевое упражнение. Речевое упражнение является основой технологии «Элементарное музицирование».

Фонопедический метод развития голоса (ФМРГ) В.Емельянова - один из интереснейших методов в музыкальной педагогике.

Это многоуровневая обучающая технология установления координации и эффективной тренировки голосового аппарата человека для решения речевых и певческих задач с неизменно высоким эстетическим качеством.

Метод называется фонопедическим, благодаря его восстановительно-профилактической и развивающей направленности.

Для работы с детьми автор предусмотрел развивающие голосовые игровые ситуации, в которых дети непринуждённо выражают эмоции вне и независимо от какой-либо эстетики и традиций.Голосовые игры метода В.В.Емельянова готовят голосовой аппарат ребёнка к правильному, интонационно выразительному произношению и являются полезными для развития речи и свободы самовыражения.

Самым действенным способом коррекции поведения детей считаются индивидуальные и групповые занятия.

Метод «Музыкотерапии» М.В.Анисимовой - наиболее используемый психологами, но в музыкальной деятельности мы тоже его применяем при слушании. Данный метод целительно воздействует на психологическое состояние ребёнка, где музыка (в данном случае - классическая) является средством коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях.

Метод «Игротерапия». В нём используется терапевтическое воздействие игры, чтобы помочь ребёнку преодолеть психологические и социальные проблемы, затрудняющие личностное и эмоциональное развитие. Эффект определяется практикой новых межличностных отношений, которые приобретает ребёнок в игре со сверстниками. Ребята с удовольствием взаимодействуют друг с другом и проявляют творческую активность в разрешении ситуаций, моделируемых в игровом процессе.

С помощью метода«Терапия творчеством» можно расширять репертуар эмоциональных переживаний дошкольников. Данный метод способствует активизации умственных способностей, качественному изменению процессов восприятия, памяти, мышления, внимания, а также развивает музыкальные способности ребёнка.

Существуют особые методы, разработанные О.П.Радыновой при восприятии музыки.

Метод контрастных сопоставлений музыкальных произведений.

Метод уподобления характеру звучания музыки предполагает активизацию разнообразных творческих действий, направленных на осознание музыкального образа.

Моторно-двигательное уподобление эмоционально-образному содержанию музыки (мелкая моторика рук, дирижёрский жест, ритмопластика, образные и танцевальные движения) побуждают детей к «экспериментированию». (Н.Н.Поддьяков).

Тактильное уподобление характеру звучания музыки - прикосновение руки педагога к руке ребёнка с одновременным пояснением настроения музыки.

Словесное уподобление характеру звучания музыки - эмоционально-выразительные пояснения характера музыки, метафоры, слова-образы, характеризующие смену настроений; поэзия, сказочная сюжетная форма занятий.

Вокальное уподобление характеру звучания музыки.

Мимическое уподобление характеру звучания музыки - сосредоточенное внимание взрослого во время звучания произведения, выражение глаз, улыбка или серьёзность крайне важно для ребёнка и служит своеобразным ориентиром в процессе восприятия музыки.

Темброво-инструментальное уподобление характеру звучания музыки применяется в виде оркестровки, выбора выразительного тембра инструмента, соответствующего эмоциональному содержанию музыкального образа.

Полихудожественное уподобление характеру звучания музыки - выразительная роль средств языка разных искусств: живописи, художественного слова, театра, пантомимы, балета.

Метод «целостного движения» С.Д.Рудневой выявляет музыкально-эстетические переживания через выразительные движения. Дети входят в музыку через импровизацию, основанную на переживании музыки.

Игра на детских музыкальных инструментах широко используется в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида. Данный вид деятельности доставляет детям огромное удовольствие, активизируя самостоятельные и творческие проявления.

Художественно-досуговая деятельность в дошкольном учреждении многообразна и выполняет наряду с воспитательными, образовательными и коррекционные задачи. Такая деятельность может проводиться в форме разнообразных праздников (календарных, народных, традиционно детских, организованных силами детей и взрослых), развлечений-зрелищ с участием самих детей.