Формирование учебной мотивации у обучающихся с РАС

Разделы: Начальная школа, Коррекционная педагогика

Ключевые слова: дети с расстройствами аутистического спектра


Формирование учебной мотивации при обучении детей с аутизмом задача достаточно сложная и требующая особого внимания. Аутичный ребенок, погруженный в свои стереотипные интересы, не пытается самостоятельно постичь смысл обучения, понять, для чего нужно учиться. Поэтому школьное обучение может стать для него тяжелой и непонятной обязанностью, не приносящей никакого удовольствия.

При несформированной учебной мотивации у аутичного ребенка отношение к занятиям остается крайне формальным, он демонстрирует частые протестные реакции, нарастает негативизм к обучению. Выработанные навыки трудно перенести в другие условия, а полученную информацию ребенок стремится использовать только для аутостимуляции. Часто можно столкнуться со случаями, когда в результате подготовки к школе учебная мотивация сформирована частично: ребенок хочет учиться, быть учеником, но при этом у негo не выработано адекватное, oсмысленное отношение к оценке. В школе ему приходится тяжело, так как он настроен только на похвалу, не желает видеть и исправлять свои oшибки и требует высокой оценки. Поэтому необходимо включить в понятие «учебной мотивации» и соответственно формировать у ребенка с аутизмом и познавательную мотивацию, и стремление быть «хорошим учеником», и осмысленное, адекватное отношение к школьной оценке.

Формирование познавательной мотивации - длительный процесс, в который аутичный ребенок вовлекается еще на стадии подготовки к обучению. Ребенок, приходящий на занятия после обучения с такoй направленностью, уже не так стереотипен, понимает, что со взрослыми мoжет быть интересно, и готов к усвоению новой информации. Эта работа невозможна без участия родителей, всей семьи аутичного ребенка. Педагог совместно с родителями должен стараться расширить представление ребенка об окружающем мире, стимулировать его любопытство, побуждать к освоению новой информации, новых знаний и умений. Когда ребенок заинтересован процессом освоения знаний больше, чем игрой - задача формирования познавательной мотивации выполнена. Поскольку для аутичного ребенка важным является ощущение постоянства, неизменности условий жизни и привычных занятий, попытки педагога сформировать новую установку «быть учеником» и сломать привычный стереотип часто вызывают у ребенка тревогу и страх. Даже если ребенок заинтересован занятиями больше, чем игрой, его пугает непонятное слово «ученик».

В подобной ситуации ребенку нужно время, чтобы привыкнуть к новой роли ученика и осознать, что это не страшно, а интересно, почетно. Родители ребенка, все его близкие своим отношением, живым, неформальным обсуждением этой темы помогают педагогу формировать у аутичного ребенка желание «быть учеником». Усилить стремление ребенка быть ученикoм могут помочь школьные атрибуты, учебные принадлежности - портфель, пенал, альбом, карандаши, которые ребенок приносит на занятия. На каждом занятии педагог помогает подготовить нужные учебные принадлежности, достать из портфеля только то, что может понадобиться на занятии. Важно, чтобы задания, которые педагог подбирает для ребенка, были ему интересны и давали возможность ощутить свою успешность, самостоятельность. Пo мере заинтересованности учебным процессом, вырастает желание аутичного ребенка «быть учеником». Со временем он будет стремиться стать не просто учеником, а хорошим учеником.

Развитие у ребенка стремления быть учеником зависит и от тогo, каким образом педагог и родители оценивают его деятельность, и от целенаправленного формирования его адекватного отношения к оценке. Как правило, в начале обучения положительная оценка, похвала педагога и мамы не значимы или почти не значимы для ребенка с РАС. Поэтому необходимo использовать систему положительных подкреплений, которые играют роль стимула и положительной оценки деятельности ребенка. На первых занятиях, могут использоваться положительные подкрепления в виде игрушек, и даже еды - печенья, конфет, любимого сока - которые ребенок получает «в награду» за то, что хорошо поработал. Такие виды поощрения вполне допустимы до тех пор, пока аутичный ребенок не проявляет явного желания заниматься, пока не будет сформирована его познавательная мотивация. В начале обучения педагог использует только положительные подкрепления для повышения продуктивной деятельности ребенка. Для того, чтобы ребенок понял, что получить желаемое он может только в том случае, если хорошо поработал на уроке, педагогу необходимо использовать и отрицательные подкрепления, запреты.

Далее, по мере развития эмоциональной сферы ребенка с РАС, более значимым для него поощрением становится похвала мамы или педагога. Постепенно система материальных положительных подкреплений в виде еды или игрушек устраняется, т.к. ребенок все больше дорожит похвалой, положительной оценкой педагога. Кроме того, с развитием учебной мотивации уже сам процесс рисования, счета, чтения становится положительным подкреплением. Любимый вид учебной деятельности, например, возможность почитать или порисовать, становится «наградой» для ребенка. Однако у педагога, занимающегося с ребенком, есть еще одна важная задача - подготовить его к восприятию школьных отметок. Для школьников с аутизмом это нередко становится болезненной проблемой. Причинами этой проблемы являются тревожность, повышенная ранимость ребенка с аутизмом, непонимание им смысла школьной отметки, представление о том, что низкая отметки связана только с негативным отношением учителя. Ребенок может испытывать острый дискомфорт, панический страх плохой оценки, что приводит к болезненному отношению, негативизму к школьному обучению. Педагогу важно не только познакомить ребенка с РАС с полным спектром отметок, но и дать представление о каждой из них, подготовить ребенка к осмысленному восприятию отметки. Учитывая проблемы в эмоционально-аффективной сфере и особое отношение детей с аутизмом к оценке, педагог должен очень осторожно вводить оценочную систему. В зависимости от варианта аутизма, ребенок при выполнении заданий испытывает разные сложности, поэтому оценочная система должна применяться педагогом индивидуально к каждому ученику. Дети с аутизмом исходно имеют разные познавательные способности, по-разному реагируют на оценку, поэтому за одинаково выполненное задание дети должны получать разные оценки.

Постепенность и индивидуальность введения оценочной системы связана с тем, что педагог вынужден учитывать особые аффективные проблемы аутичных детей во избежание последующих трудностей обучения. Если педагог подготовит аутичного ребенка к восприятию оценок, то в школе он не столько будет фиксироваться на самой отметке, сколько обращать внимание на то, за что ее получил. Со временем ребенок будет ориентироваться на оценку педагога как на показатель собственного развития. Такое отношение к оценке и является необходимой частью сформированной учебной мотивации. Таким образом, формирование учебной мотивации включает в себя формирование познавательной мотивации, обучение с использованием системы положительных подкреплений, а также подготовка к восприятию школьных отметок.

Литература

  1. Никольская, О.С., Ребенок с аутизмом в обычной школе [Текст] / О.С.Никольская, Т.Г.Фомина, С.С.Цыпотан. - М.: Чистые пруды, 2006. Обучение детей с расстройствами аутистического спектра: методические рекомендации для педагогов и специалистов сопровождения основной школы / отв. ред. С.В.Алехина; под общ. ред. Н.Я.Семаго. - М.: МГППУ, 2012.
  2. Расстройства аутистического спектра у детей: научно-практическое руководство. [Текст] / под. ред. Н.В.Симашковой. - М. Авторская академия, 2013. - 264 с. 16. Рудик, О.С. Коррекционная работа с аутичным ребенком: [кн. для педагогов: метод. пособие] / О.С.Рудик. - М.: ВЛАДОС, 2015.
  3. Создание специальных условий для детей с расстройствами аутистического спектра в общеобразовательных учреждениях: методический сборник / отв. ред. С.В.Алехина; под. ред. Е.В.Самсоновой. - М.: МГППУ, 2012.
  4. Солдатенкова, Е.Н. Преодоление коммуникативного барьера как одно из условий включения детей с РАС в образование // Российский научный журнал. - 2015. - № 6.