Рабочая программа курса внеурочной деятельности по активной социализации «Я, ты, он, она – вместе целая страна» для учащихся 5-го класса основного общего образования

Разделы: Русский язык

Класс: 11


Пояснительная записка

Рабочая программа данного учебного курса внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями:

Цель программы: воспитание многогранной личности, способной к саморазвитию, самовоспитанию, самообучению. Формирование ценностного отношения к людям, труду, умения жить в социуме.

Для достижения цели предполагается решить следующие задачи:

  • включение учащихся в разнообразные виды деятельности;
  • развитие познавательных процессов (внимание, память, мышление);
  • развитие самостоятельности и творческих способностей учащихся путём включения их в проектную и исследовательскую деятельность, в том числе с использованием виртуальной образовательной среды.
  • повышение познавательной мотивации;
  • приобретение и формирование коммуникативных навыков;
  • повышение информационной культуры;
  • формирование умений и навыков исследовательского поиска.

На современном этапе школьного образования актуальными становятся не только предметные знания, умения и навыки, но и развитие деятельностных компетенций, позволяющих расширить рамки образовательной программы.

С каждым годом информационный поток увеличивается, а его большая часть поступает из виртуального пространства. В связи с этим актуальной проблемой становится не только умение ориентироваться, находить информацию, но и умение применять её на практике. Вместе с тем меняются задачи современной школы и роль учителя в целом: учитель становится консультантом, партнёром учащихся и больше не является единственным источником знаний. Расширение образовательного пространства происходит за счёт многочисленных интернет-ресурсов и их сервисов: форумов, блогов, сообществ, творческих галерей. Сегодня разработка любого школьного проекта или выполнение письменной работы, несомненно, сопровождается поиском информации в Интернете, и для любого обучающегося не составит большого труда найти информацию для доклада, сочинения, реферата, сообщения, задать вопрос специалисту через портал, пообщаться на волнующие темы со сверстниками. В связи с этим возникает проблема сопровождения обучающегося в этом всеобъемлющем виртуальном пространстве, где поиск материала становится хаотичным, бессистемным, сопровождающимся порой ненужной, вредной информацией для формирующейся молодой личности. Это приводит к потере времени и малой продуктивности деятельности.

Неотъемлемой частью образовательной программы в современной школе становится внеурочная деятельность, задача которой, в соответствии с ФГОС, организовать образовательный процесс с учётом целей, интересов и потребностей современных детей и родителей. Таким образом, нами видится проблема формирования модели внеурочной деятельности, которая поможет учащемуся встроиться в современное информационное, коммуникационное и социальное пространство.

Предполагаемый образовательный результат - развитие и формирование у учащегося универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, личностных, коммуникативных). Особое внимание уделяется заданиям, направленным на развитие познавательных процессов (аналитическое мышление, внимание, память), а также на развитие умения не только сопоставлять, систематизировать, но и преобразовывать, использовать полученную информацию. С целью предоставления равных возможностей всем ученикам обучение построено на дифференцированном и индивидуальном подходе в изучении предмета. Индивидуальные особенности каждого ученика учитываются при планировании урока.

Планируемые результаты

Разнообразие форм деятельности обеспечивает достижение трёх уровней результатов освоения Программы. Происходит последовательный переход от воспитательных результатов первого уровня (первичное понимание социальной реальности и повседневной жизни) к результатам второго уровня в различных видах внеурочной деятельности (опыт переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом), и далее к формированию предпосылок для достижения результатов третьего уровня - получения школьниками опыта самостоятельного общественного действия.

К концу учебного года предполагается развитие и формирование универсальных учебных действий у учащихся: регулятивные (Р), познавательные (П), личностные (Л) и коммуникативные (К).

Мониторинг образовательных результатов включает в себя формирование электронного портфолио как формы комплексной оценки УУД.

  • Формирование элементарных представлений о стране (столица, язык, географическое местоположение, главные достопримечательности, исторические события, технологии).
  • Формирование ценностного отношения к культуре других стран.
  • Формирование мотивации к познанию и самостоятельному поиску новой, дополнительной информации как основы для накопления опыта самостоятельного социального действия.

К концу учебного года у учащихся предполагается развитие и формирование следующих универсальных учебных действий.

  • Личностные: формирование лидерских качеств,умения высказывать и аргументироватьсвою точку зрения.
  • Регулятивные:формирование навыков формулирования учебной задачи,уменийвыполнять инструкции, следовать простейшим алгоритмам, прогнозировать возможные варианты ответа, определять уровень границ собственного знания/незнания.
  • Познавательные: формирование умения извлекать и систематизировать информациюиз графических и визуальных организаторов (схем, таблиц, иллюстраций, карт), структурирования знаний (представление в виде схем, карт, цифровых кодов).
  • Коммуникативные: формирование навыков групповой работы, умения организовывать деятельность внутри группы с распределением между собой«ролей», умения выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации.

Для достижения результатов используются следующие образовательные технологии:

  • проектной деятельности;
  • дистанционного обучения;
  • дифференцированного обучения;
  • развития активной позиции родителей к процессу обучения и воспитания младшего школьника;
  • технология тьюторского сопровождения познавательного интереса младшего школьника;
  • игровые технологии;
  • технология позитивного использования электронных устройств во внеурочной деятельности без вреда для здоровья;
  • информационно-коммуникативные.

Использование современных технологий в реализации Программы способствует формированию ключевой компетенции школьника - «Умения учиться».

Содержание программы «Я, ты, он, она - вместе целая страна»

1. «Моя школа - мои возможности» - 6 ч

  1. «Какие мы?» (командная игра, тренинг)
  2. «Маршруты нашей школы» (интерактивная экскурсия по школе)
  3. Подготовка к делу «Школьная история» (коллективно-творческая деятельность групповая работа)
  4. Подготовка к делу «Школьная история» (коллективно-творческая деятельность групповая работа)
  5. «Школьные старты» (коллективно-творческое дело).
  6. «Мы - команда» (организационное собрание класса, планирование совместной деятельности)

2. Толерантное отношение в многонациональном государстве - 3 ч

  1. Конференция «Мы - дети большой страны»
  2. Научные открытия Российских ученых
  3. Национальные традиции народов России.Народные промыслы России.

3. Коллективно-творческое дело - 9 ч

  1. Что такое КТД. От идеи до реализации.
  2. Акция «Здоровье - мое богатство»
  3. Есть такая профессия - Родину защищать
  4. Широкая Масленица.
  5. Фестиваль «Есть женщины…»
  6. КТД «Моя мама - лучшая на свете»
  7. КТД «Сохраним свою планету»
  8. Конференция «21 марта - День Земли»
  9. Операция «Как мы знаем правила дорожного движения»

4. Сделаем вместе - 6 ч

  1. Социальный проект «Сделаем вместе».
  2. Социальный проект «Сохраним лес»
  3. Акция «Добром сердец растопим лед»
  4. Акция «Чистый двор»
  5. Без друзей меня чуть-чуть…
  6. Акция «Зеленый росток»

5. «Никто не забыт - ничто не забыто» - 5 ч

  1. Чем славится Россия
  2. Великие люди России
  3. Викторина «Космос далекий и близкий»
  4. «Никто не забыт - ничто не забыто»
  5. Песни о войне.

6. Социальные практики - 5 ч

  1. Социальные практики. Что это?
  2. Социальный проект «Подарок ветерану».
  3. Социальный проект «Письмо в 1942 год»
  4. Бессмертный полк, участие в праздновании 9 мая
  5. «Последний звонок учебного года»

Тематическое планирование