Методическая разработка урока по теме "Свободная узелковая роспись ткани – «Тай-дай»"

Разделы: Внеклассная работа, МХК и ИЗО, Мастер-класс, Профессия — педагог


Приветственное слово: краткая история возникновения техники окрашивания «Тай-дай».

- Здравствуйте! Сегодня мы с вами познакомимся с техникой росписи ткани «Тай-дай». Дословно это переводится как «скрути и покрась».

Эта технология покраски вещей существует очень давно. Ученные находили вещи и другие артефакты, которые были созданы путем «Тай-дай», еще в древнем Китае и Индии. Тогда это так не называлось, но сама технология с фиксацией одежды и заливанием на нее краски существует уже более 1000 лет.

В 1960-х годах в США была очень популярная фирма красителей под брендом Rit, переживавшая очень сложные времена. Она уже находились на пороге банкротства, пока маркетолог компании не увидел возможность сменить вектор развития бренда. Раньше их целевой публикой были домохозяйки, которые красили свои полотенца и вещи, но потом маркетолог понял, что этот продукт идеально вяжется с художниками, музыкантами, писателями и другими креативными людьми. Первое, что он попросил сделать - изменить упаковку и состав. Rit стал продаваться не в порошковом виде, а в жидком. А еще он выходил в специальной бутылочке, что существенно упрощало процесс покраски одежды. Также была выпущена серия рекламных постеров и публикаций, где было показано, как можно в домашних условиях покрасить свою одежду.

В современном мире техника «Тай-дай» начала набирать популяpность в 2015 году и остается актуальной по сей день.

Переломным моментом оказался 2020-й год. Чем заниматься людям на карантине и самоизоляции? Осваивать новые навыки! «Тай-дай» как раз попал в список таких необычных и одновременно доступных способов дизайна одежды.

Практическая часть

Время проведения: 1 академический час.

Место проведения: учебный класс.

Вид урока: исследование, изучение нового.

Цель урока: познакомить учащихся с техникой художественной окраски ткани «Тай-дай».

Задачи урока:

Образовательная:

  • Научить владеть определенными методами, принципами и приемами работы в технике «Тай-дай»;
  • научиться владеть инструментами и материалами, используемыми при росписи ткани.

Развивающая:

  • Способствовать творческому подходу к работе, развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, цвета, творческие способности.

Воспитательная:

  • Воспитывать аккуратность, трудолюбие, усидчивость, внимание, интерес к современным видам творчества, живописи, дизайну.

Оборудование:

  • Образцы работ, выполненных в технике росписи ткани «Тай-дай»;
  • Материалы для учащихся:
  • Футболки белые
  • Набор сухих красителей для окраски ткани
  • Эскизы возможных схем для окраски
  • Перчатки, фартук
  • Фиксирующая смесь

План урока:

  1. Организационный момент (5 минут), объяснение правил работы с красками и фиксирующей смесью, техники безопасности.
  2. Просмотр и выбор вариантов окраски и схем для росписи ткани в технике «Тай-дай», беседа с учащимися об этапах работы (5 минут)
  3. Рассказ о порядке росписи ткани
  4. Практическая работа (20 минут)
  5. Рефлексия, анализ получившихся работ (5 минут)

Ход урока

I. Организационный момент. Сообщение темы урока

Подготовка рабочих мест: ученики надевают перчатки, фартуки, подходят к рабочим местам, где для каждого ученика разложены футболки, стоят емкости с содовым раствором, краски по ткани, фиксирующая смесь.

Преподаватель: - Техник и способов окраски «Тай - дай» множество, но суть одна - вещь или ткань, тем или иным способом складывается, перевязывается или перетягивается резинками, а затем окрашивается. Результат получается интересный и неповторимый с бесконечным множеством образов, в зависимости от того, как свернуть вещь или ткань.

Благодаря разнообразию принтов и оттенков, «Тай - дай» универсален и подходит всем. Он отлично вписывается в любой современный образ: спортивный, минималистичный, в стиле "рок". Этот принт наносят на самые разные вещи из гардероба: брюки, юбки, платья, футболки, купальники, сарафаны, шорты, головные уборы, сумки, шарфы.

Данная техника окрашивания может быть интересна не только взрослым, но и детям, благодаря простоте исполнения. А момент раскручивания готового изделия всегда очень увлекателен и наполнен волшебством: что же получилось?

II. Подготовка ткани

Преподаватель: - Перед окрашиванием рекомендуется замочить вещь в растворе кальцинированной соды (50 грамм на 1 литр теплой воды) на 20 минут. Затем отжать и окрасить, не прополаскивая. Пищевая сода способствует распределению и закреплению красителя. Некоторые наборы для «Тай-дай» включают пищевую соду, и ее использование рекомендуется производителем-это можно узнать, прочитав инструкцию к красителю.

III. Просмотр и выбор вариантов окраски и схем для росписи ткани в технике «Тай-дай»

Преподаватель: - Сегодня на уроке мы научимся окрашивать футболки в технике «Тай-дай». Эта роспись предполагает свободное растекание краски по ткани, тем эта техника и интересна- мы не знаем какой узор в итоге получится.

Предлагаю вашему вниманию различные схемы окрашивания, вы можете выбрать любую и попробовать изобразить ее на своей футболке.
(Приложение 1).

IV. Рассказ о порядке росписи ткани

Преподаватель: - Для работы нужно разложить на столе перед собой футболку, которую будем окрашивать. Скрутить футболку, исходя из выбранного вами узора и схемы окрашивания, зафиксировать резинками. После окрашивания краситель должен полностью высохнуть. После чего, изделие можно развернуть, постирать в холодной воде ручным способом и прогладить утюгом.

Практическая работа. Ученики окрашивают свои футболки, выбирают по ходу работы цвета красителя, решения могут меняться в процессе работы, исходя из предпочтений и цветовых желаний.

V. Рефлексия

Преподаватель: - С чего мы начинали свою работу над окрашиванием?

Учащиеся: - Сначала был выбор узора и способа скручивания.

Преподаватель: - Что дальше делали с полученными работами?

Учащиеся: - Ткань скрутили, перевязали нитками для получения узора.

Преподаватель: - Как вы производили окрашивание?

Учащиеся: - Жидкую краску для ткани мы наносили в тех местах, где хотели получить тот или иной цвет.

Преподаватель: - А как мы готовили ткань для окрашивания?

Учащиеся: - Мы вымочили ткань в специальном содовом растворе, чтобы краска лучше держалась.

Преподаватель: У нас получились замечательные, индивидуальные, неповторимые работы (Приложение 2)

Преподаватель: - Даже при самой аккуратной работе возможны ошибки. Давайте разберем основные ошибки при работе в технике «Тай - дай»:

  • Приступить к работе без предварительного замачивания в растворе соды (краситель не будет стойким).
  • Допустить смешивание многих цветов (получается темный цвет, грязный оттенок).
  • Развернуть окрашиваемую вещь раньше, чем высохнет краска (возможно растекание красителя, результат окрашивания не будет таким, как на схеме).
  • После высыхания постирать вещь машинным способом стирки (цвет может потерять свою яркость).

Список используемой литературы

  1. https://www.vesti.ru/doc.html?id=2799655
  2. https://sneakerhead.ru/blog/kratkaya-istoriya-tay-day-ot-vudstoka-do-trevisa-skotta-i-krossovok/
  3. Дворкина И.А. Батик. Горячий. Холодный. Узелковый. - М.: Радуга, 2000.
  4. https://www.colorfulworld.ru/kak-risovat-predmety-v-tay-day-6-master-klassov-zanyatiya-po.html
  5. https://guru.wildberries.ru/article/instruktsiya-po-okrashivaniyu-odezhdy-v-tehnike-tay-day-1662325146