Применение активных методов обучения на уроках в начальной школе

Разделы: Начальная школа, Общепедагогические технологии


Как показали исследования ученых, человек запоминает только 10% того, что он читает, 20% того, что слышит, 30% того, что видит; 50-70% запоминается при участии в групповых дискуссиях, 80% - при самостоятельном обнаружении и формулировании проблем. И лишь когда учащийся непосредственно участвует в реальной деятельности, в самостоятельной постановке проблем, выработке и принятии решения, формулировке выводов и прогнозов, он запоминает и усваивает материал на 90%.

Вот почему необходимы новые педагогические технологии, эффективные формы организации образовательного процесса, активные методы обучения.

Применение активных методов

Активные методы обучения - методы, стимулирующие познавательную деятельность учащихся. Строятся в основном на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы. АМО характеризуются высоким уровнем активности учащихся. Возможности различных методов обучения в смысле активизации учебной и учебно-производственной деятельности различны. Они зависят от природы и содержания соответствующего метода, способов их использования, мастерства педагога. Каждый метод активным делает тот, кто его применяет

Для каждого этапа урока используются свои активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа.

В зависимости от места применения в образовательном мероприятии АМО, они подразделяются на:

  • методы начала урока;
  • методы выяснения целей, ожиданий, опасений;
  • методы презентации учебного материала;
  • методы организации самостоятельной работы:
  • методы релаксации;
  • методы подведения итогов.

Вспомним свои школьные годы, как нам нравилось играть с друзьями во дворе или на переменках, нас огорчала необходимость запоминать придуманные взрослыми длинные заумные фразы. Сегодня ничего не изменилось. Детям не нравится молча сидеть и запоминать огромную массу информации и затем пытаться непонятно для чего ее пересказывать. А ведь мы все знаем классический пример Тома Сойера, искусно превратившего скучное принудительное занятие по окраске забора в увлекательную игру, для участия в которой его приятели отдавали самые дорогие свои сокровища! Цель, содержание и даже техника занятия остались прежними - покраска забора, но как изменилась мотивация, эффективность и качество работы?!

При изучении мотивации обучения педагоги убедились, что значение мотивации для успешной учебы выше, чем значение интеллекта учащегося. Высокая позитивная мотивация может играть роль самого главного предмета в обучении.

Метод начала урока

Его цель - настроить учащихся на продуктивную работу.

Такие методы, как «Здороваемся глазами», «Что у меня на сердце», «Галерея портретов», «Мой цветок», «Поздоровайся локтями», «Измерим друг друга», «Летающая тарелка» помогут вам эффективно и динамично начать урок, задать нужный ритм, обеспечить рабочий настрой, хорошую атмосферу на уроке.

Метод "Здороваемся глазами"

Цель: приветствие, создание положительного настроя на работу.

Здороваюсь не словами, а молча - глазами. При этом стараюсь глазами показать, какое сегодня настроение.

Методы выяснения целей, ожиданий и опасений

Это такие методы, как «Список покупок», «Дерево ожиданий», «Лицензия на приобретение знаний», «Разноцветные листы», «Поляна снежинок», «Фруктовый сад», «Солнышко и туча» позволяют эффективно провести выяснение ожиданий, опасений и постановку целей обучения.

Можно использовать метод «Фруктовый сад». Заранее готовятся два плаката с нарисованными на них деревьями (яблоня и лимонное дерево), учащимся раздаю заранее вырезанные из бумаги яблоки и лимоны. На «плодах» ребята записывают свои ожидания и опасения и в конце урока прикрепляют на ветки деревьев. В завершении метода учитель подводит итоги выяснения ожиданий и опасений.

Приветствуется, когда учитель также участвует в процессе, озвучивая свои цели, ожидания и опасения. Этот метод побуждает учащихся к самооценке.

АМ презентации учебного материала

В процессе урока учителю регулярно приходится сообщать новый материал обучающимся. Такие методы, как «Инфо-угадай-ка» или «Белые пятна», «Кластер», «Мозговой штурм», позволят вам сориентировать учащихся в теме, представить им основные направления движения для дальнейшей самостоятельной работы.

Метод «Кластер», может быть использован на разных этапах урока.

Смысл этого метода заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме и дополнить новыми.

Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее.

Кластер может быть использован также для организации индивидуальной и групповой работы как в классе, так и дома.

- Начиная изучать по русскому языку в 3 классе тему «Имя существительное», предложила детям составить кластер, записав всё, что они знают об имени существительном. Вот, что получилось,

- По мере дальнейшего изучения материала, появляются новые данные.

- На каких уроках ещё можно применять этот метод?

- С большим успехом использую его на уроках окружающего мира. На уроке по теме «Две стороны экономики», в начале изучения материала, отвечая на вопрос «Какую пользу приносит и какой вред наносит хозяйственная деятельность людей или экономика?», получаем.

После прочтения статьи учебника кластер приобрёл следующий вид. Использование данного метода помогает детям пересказать статью учебника и является планом ответа.

Метод «Пометки на полях» или «Инсерт»

Следующий метод «Инсерт» или «Пометки на полях». Он позволяет ученику отслеживать свое понимание прочитанного задания или текста. Технически он достаточно прост. Учеников надо познакомить с маркировочными знаками и предложить им по мере чтения ставить их карандашом на полях статьи учебника или специально подобранного текста. Помечать следует, отдельные задания или предложения в тексте.

Пометки должны быть следующие:

  • Данный метод обязывает ученика не просто читать, а вчитываться в задание, в текст, отслеживать собственное понимание в процессе чтения. Использование маркировочных знаков позволяет соотносить новую информацию с имеющимися знаниями.
  • Одной из возможных форм контроля эффективности чтения с пометками является составление маркировочной таблицы. В ней три колонки, знаю, узнал новое, хочу узнать подробнее (ЗУХ). Её лучше использовать при работе с текстом большого объёма на этапе самостоятельной работы учащихся.

Маркировочная таблица ЗУХ

После прочтения текста ученик своими словами заполняет таблицу.

Данный метод позволяет учителю проконтролировать работу каждого ученика с текстом учебника и поставить отметку за работу на уроке.

Например, на уроке окружающий мир, изучая тему «Гербы», ученицей была составлена вот такая таблица. В графе «Хочу узнать», она записала некоторые вопросы, ответы на которые она нашла сама в течение урока и поместила их в графу «Узнала».

АМ организации самостоятельной работы над темой

Для представления материала самостоятельной работы обучающихся - «Инфо-карусель», «Автобусная остановка», «Ярмарка».

Метод «Инфо-карусель»

На разных столах раскладывается информационный материал, связанный с темой урока. Класс разбивается на малые группы по числу столов. Каждая группа за своим столом знакомится с информацией и выполняет поставленные задания. По истечению отведённого времени каждая группа заканчивает работу за своим столом и переходит к другому. Группы работают до тех пор, пока каждая из них не побывает за каждым информационным столом. На столах помимо информации лежат чистые листы, на которых малые группы записывают свои соображения. Таким образом, группы работают совместно, хотя и не в контакте друг с другом.

АМ презентации результатов практической работы

«Ресторан», «На линии огня».

Метод «На линии огня»

Участники делятся на две группы. Одна группа отвечает за аргументы «за», другая за аргументы «против». Группы начинают дискуссию по предлагаемому вопросу или тезису. Каждая группа пытается убедить друг друга в своей правоте.

АМ подведение итогов занятия

Завершить урок, внеклассное мероприятие можно, применив такие методы, как «Ромашка», "Мухомор", "Мудрый совет", "Итоговый круг". «Письмо самому себе»

Метод «Ромашка»

Дети отрывают лепестки ромашки, по кругу передают разноцветные листы и т.д. и отвечают на главные вопросы, относящиеся к теме урока, мероприятия, записанные на обратной стороне.

Упражнение «Письмо самому себе» http://www.your-mind.ru/lasta/uprazhnenie-pismo-samomu-sebe/

Упражнение проводится в завершающей части урока или внеклассного занятия и позволяет каждому ученику задуматься над тем, как он собирается применить полученные знания в своей жизни.

Эти методы помогают эффективно, грамотно и интересно подвести итоги урока. Для учителя этот этап очень важен, поскольку позволяет выяснить, что ребята усвоили хорошо, а на что необходимо обратить внимание на следующем уроке. Кроме того, обратная связь от учеников позволяет учителю скорректировать урок на будущее.

АМ релаксации

Не стоит забывать о восстанавливающей силе релаксации на уроке. Ведь иногда нескольких минут достаточно, чтобы встряхнуться, весело и активно расслабиться, восстановить энергию. Активные методы релаксации позволят сделать это, не выходя из класса.

Упражнение "Четыре стихии", «Карлики - великаны», «Постройтесь по росту»

Цель - повысить уровень энергии в классе.

Проведение: Предлагаю изобразить одно из состояний - воздух, землю, огонь и воду.

Воздух. Начинаем дышать глубже, чем обычно. Делаем глубокий вдох, а затем выдох. Каждый представляет, что его тело, словно большая губка, жадно впитывает кислород из воздуха. Все стараются услышать, как воздух входит в нос, почувствовать, как он наполняет грудь и плечи, руки до самых кончиков пальцев; как воздух струится в области головы, в лицо; воздух заполняет живот, колени и стремится дальше - к лодыжкам, ступням и кончикам пальцев. Делаем еще один глубокий вдох, и выдох. Дышим обычно.

Примечание: Если учитель сам принимает участие в этом упражнении, помимо пользы для себя, он поможет также неуверенным и стеснительным ученикам активнее участвовать в упражнении.

Заключение

В заключение хочу отметить, что уроки с использованием активных методов обучения интересны не только для учащихся, но и для учителей. Но бессистемное, непродуманное их использование не дает хороших результатов. Поэтому очень важно активно разрабатывать и внедрять в урок свои авторские игровые методы в соответствии с индивидуальными особенностями своего класса.

У каждой методики есть свои плюсы и минусы.

+ Активные методы обучения помогают:

  • развивать мотивацию к обучению,
  • учить учащихся самостоятельно добывать знания,
  • развивать интерес к предмету,
  • позволять активизировать коммуникативные навыки учащихся.

- Активные методы обучения имеют недостатки:

Дети начальной школы имеют свои особенности, поэтому:

  • не могут совладать со своими эмоциями, следовательно на уроках создаётся вполне допустимый рабочий шум при обсуждении проблем;
  • методы лучше вводить постепенно, воспитывая у учащихся культуру дискуссии и сотрудничества.

Учитель является творцом своих уроков. Напомню, что больше всего дети утомляются в бездействии.

Список литературы

  1. http://www.moi-universitet.ru/ образовательный портал «Мой университет»
  2. http://www.zexy-999.ru/item/items8611145.html Развитие профессионально-личностный качеств будущий психологов в процессе обучения в высших образовательный учреждениях Министерства юстиции Российской Федерации.
  3. http://www.your-mind.ru/lasta/uprazhnenie-pismo-samomu-sebe/ проект «Твой взгляд».
  4. http://www.proshkolu.ru/user/Lucie-lucie/file/117239/ Людмила Константиновна Рыбальченко фоны для презентаций.
  5. http://www.edu54.ru Вернер П.Г. Применение активных методов на уроках в начальной школе.
  6. http://www.openclass.ru Шевелева В.С. Активные методы обучения организации самостоятельной работы над темой.
  7. http://tatianakhromov.ucoz.ru Хромова Т.Н. Активные методы обучения.
  8. Чистякова М.И. Психогимнастика. М., 1995, с. 66.