Безопасные дороги Кубани

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


1. Пояснительная записка

Правительство РФ обращается ко всем участникам дорожного движения - «сконцентрировать свое внимание на неукоснительном соблюдении ПДД, на уважении друг к другу, помня при этом, что от нашего поведения на дорогах и улицах зависит как наша собственная жизнь, так жизнь и здоровье любого человека». Находясь в социуме, каждый человек, так или иначе, влияет на уровень безопасности окружающих людей, и безопасность каждого во многом зависит от уровня сформированности культуры личной безопасности конкретного человека. Перед нами стоит актуальная задача по воспитанию культуры личной безопасности, которая является компонентом общечеловеческой культуры.

Данная программа сориентирована на изучение основ безопасности, направленных на обеспечение безопасности личности на дороге от всех источников угроз, на знания и навыки использования правил дорожного движения в жизни, которые являются одним из фрагментов культуры личной безопасности.

Мы живем в городе, где из года в год стремительно растет число транспорта. Иногда приходится видеть аварийные ситуации на дорогах, где виновниками являются как водители, так и пешеходы, среди которых есть дети. Главная причина здесь в том, что у детей двойственное отношение к автомобилю. С одной стороны, они боятся этих громадных рычащих машин, проносящихся на большой скорости мимо них, с другой - они лишены страха и готовы перебежать перед машиной дорогу, не понимая, что водитель остановиться или свернуть в сторону просто не в состоянии. За каждой из дорожных трагедий - судьба ребенка и горе родителей.

В последнее время наблюдается тенденция роста числа детей и подростков, которые являются причиной дорожно-транспортного происшествия. Поэтому проблема детского дорожно-транспортного травматизма по-прежнему сохраняет свою актуальность.

Для предупреждения роста детского дорожно-транспортного травматизма необходимо обучение детей школьного возраста правилам безопасного поведения на улице и формирование у них специальных навыков. Если взрослый может контролировать свое поведение на улице, то для ребенка это весьма проблематично. Для детей школьного возраста характерен синкретизм восприятия, т.е. не ребенок контролирует ситуацию, а ситуация захватывает ребенка на столько, что он не замечает окружающий действительности и часто подвергается опасности. Это подтверждается данными статистики. Основной причиной происшествий на протяжении ряда лет является переход дороги в неустановленном месте перед близко идущим транспортом. Возросло число ДТП из-за несоблюдения детьми требований сигналов светофора. Травматизм на дорогах - это проблема, которая беспокоит людей всех стран мира. Плата очень дорогая и ничем не оправданная. Попадание ребенка в дорожно-транспортное происшествие - это трагедия: даже если ребенок остался жив и не получил дорожной травмы; ведь то морально-психологическое потрясение, которое он испытал при этом, травмирует его на всю жизнь.

Уже с раннего возраста у детей необходимо воспитывать сознательное отношение к Правилам дорожного движения (ПДД), которые должны стать нормой поведения каждого культурного человека. Правила дорожного движения являются важным средством трудового регулирования в сфере дорожного движения, воспитания его участников в духе дисциплины, ответственности, взаимной предусмотрительности, внимательности. Выполнение всех требований Правил дорожного движения создает предпосылки четкого и безопасного движения транспортных средств и пешеходов по улицам и дорогам.

Изучение Правил дорожного движения существенно расширяет возможность воспитания грамотного пешехода и позволяет значительно уменьшить дорожно-транспортный травматизм среди детей и подростков.

Актуальность: при переходе на федеральные государственные стандарты второго поколения, современные требования к образованию предусматривают необходимость сконцентрировать своё внимание на соблюдении ПДД и культуре личной безопасности.

Программа внеурочной деятельности по направлению «Безопасные дороги Кубани» разработана для внеурочных занятий с учащимися 1 класса, рассчитана на 33 часа.

Основная идея курса - формирование представлений о правилах дорожного движения и навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.

Цель и задачи программы:

Цель программы:создание условий для формирования у обучающихся устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах, умение использовать правила дорожного движения в реальной жизни.

Задачи:

  • научить основным правилам дорожного движения;
  • включить ребят в познавательную деятельность приобретения знаний по безопасному поведению на улицах и дорогах;
  • обучить правильному поведению на улицах, используя полученные знания по данному вопросу;
  • сформировать умение применять на практике полученные знания, обеспечив тем свою собственную безопасность.
  • развивать мотивацию к безопасному поведению;
  • способствовать развитию личностных свойств: самостоятельности, ответственности, активности;
  • формировать навыки самооценки, самоанализа своего поведения на улице и в транспорте.
  • развивать у учащихся умение ориентироваться в дорожно-транспортной ситуации;
  • формировать гражданскую позицию, культуру общения и поведения в социуме, навыки здорового образа жизни;
  • воспитывать сознательное отношение к выполнению правил дорожного движения;
  • воспитать культуру поведения и дорожную этику в условиях дорожного движения.

Пути, средства, методы достижения цели:

Программа способствует:

  • умственному развитию - учащиеся получают и закрепляют знания по Правилам дорожного движения, учатся логически мыслить, обобщать, составлять рассказы по темам, делиться жизненным опытом, грамотно излагать свои мысли, отвечать на вопросы;
  • нравственному воспитанию - на занятиях у учащихся формируется культура поведения в кругу сверстников и в семье, закрепляются навыки соблюдения Правил дорожного движения, желание оказывать помощь пожилым людям по мере необходимости. Учащиеся учатся безопасности жизнедеятельности в окружающей среде, уважению к людям;
  • эстетическому воспитанию - учащиеся участвуют в конкурсах рисунков, плакатов, литературных викторинах, фотоконкурсах. На занятиях учащиеся работают с красочным наглядным материалом;
  • трудовому воспитанию - учащиеся изготавливают необходимые пособия, макеты, дидактические игры для занятий по программе,
  • физическому воспитанию - на каждом занятии с детьми проводятся подвижные игры и различные двигательные игровые задания по темам.

Формы работы с детьми

  • работа с дидактическим материалом в игровой форме;
  • изучение в реальной обстановке возможных в повседневной жизни опасных ситуаций (ПДД на улицах, площадках, перекрёстках.);
  • знакомство с научно-популярной литературой;
  • тестирование;
  • конкурсы;
  • викторины.

Учебно-тематический план

Раздел

Тема

Кол-во часов

Основные виды деят-ти обучающихся (на уровне УУД)

1. Ориентировка в окружающем мире

1

Для чего мы учим правила дорожного движения.

1

Пересказывать и понимать тексты и графические изображения о правилах дорожного движения. Изображать путь от дома до школы с помощью условных обозначений.
Описывать увиденные дорожные ситуации.
Определять пространственные положения и взаимоотношения объ­ектов окружающего мира (близко-далеко; рядом, около; за; перед; ближе-дальше и др.).
Характеризовать поведение участников дорожного движения. Исследовать (на основе непосредственных жизненных наблюдений) связи поведения участников дорожного движения и частотой ДТП. Проводить групповые наблюдения во время практических занятий.
Различать дорожные знаки и дорожную разметку. Группировать дорожные знаки по назначению. Анализировать дорожную обстановку. Обсуждать в группах и объяснять правила поведения в различных дорожных ситуациях (в городе, за городом, в транспорте). Оценивать конкретные примеры поведения на дороге. Приводить примеры различных дорожных ситуаций. Определять виды перекрѐстков.
Характеризовать условия, обеспечивающие безопасность при переходе дорог. Составлять рассказ по итогам практического занятия (тренинга). Сравнивать и различать сигналы светофора, регулировщика и водителей транспортных средств. Проводить групповые наблюдения во время экскурсий по городу. Моделировать и оценивать различные ситуации поведения на дороге ив транспорте. Различать формы поведения, которые допустимы на дороге и в транспорте.
Выявлять потенциально опасные ситуации для сохранения жизни и здоровья человека в условиях дорожного движения.
Ориентироваться в основных вопросах изученных тем.
Объяснять правила безопасного движения в автомобиле, правила перехода дороги.

2

Форма предметов окружающего мира (треугольник, круг, квадрат).

1

3

Цвет (цветовые оттенки) предметов.

1

4

Пространственные положения: близко-далеко; рядом, около и т.д.

1

5

Форма и цвет знаков дорожного движения.

1

6

Цвет и форма запрещающих знаков.

1

2. Дорога

7

Адрес местожительства. Дорога от дома до школы, магазина и пр.

8

Практическое занятие «Дорога домой».

9

Транспорт. Наземный, подземный, воздушный, водный.

10

Транспортное средство.

11

Участники дорожного движения.

12

Мы идем по улице (экскурсия).

13

Дорога. Тротуар как часть дороги.

14

Правила движения по тротуару.

15

Нас увидят в темноте.

16

Знаки «пешеходный переход», «пешеходная дорожка»

17

Знаки «подземный пешеходный переход», «надземный пешеходный переход»

18

Знаки «место остановки автобуса (троллейбуса)», «место остановки трамвая». Экскурсия.

19

Игра «Живые знаки»

20

Правила перехода дороги при разных знаках пешеходного перехода.

21

Перекресток.

22

Ролевая игра «Переходим дорогу»

23

Светофор пешеходный.

24

Светофор транспортный.

25

Особенности сигналов светофора и действия пешеходов.

3. Правила поездки

26

Правила поездки в автомобиле.

27

Правила поездки в автобусе, троллейбусе.

28

Правила поездки в электричке.

29

Правила поездки в
метро.

30

Опасные ситуации.

31

Ролевая игра «Едем в гости».

32

Подготовка к проекту ««Правила движения - достойны уважения!»

33

Презентация проектов «Правила движения - достойны уважения!»
Урок-игра «Азбука безопасности».

Содержание программы

Ориентировка в окружающем мире. Форма предметов окружающего мира (треугольник, круг, квадрат). Цвет (цветовые оттенки) предметов (сравнение, называние, классификация). Пространственные положения и взаимоотношения объектов окружающего мира (близко-далеко; рядом, около; за; перед; ближе-дальше). Форма и цвет знаков дорожного движения (белый треугольник с красной полосой по краям; синий квадрат; белый круг с красной полосой по краю; синий круг с белой полосой по краю и др.). Цвет и форма запрещающих знаков: «движение пешеходов запрещено», «движение на велосипеде запрещено». Адрес местожительства, название ближайших улиц и их особенности. Дорога от дома до школы (кинотеатра, парка, магазина и пр.). Транспорт. Наземный, подземный, воздушный, водный (узнавание, называние, различение). Транспортное средство. Участники дорожного движения: водитель, пассажир, пешеход (узнавание, называние, особенности поведения).

Дорога. Тротуар как часть дороги, предназначенная для движения пешеходов. Правила движения по тротуару: движение навстречу транспорту; движение по обочине при отсутствии тротуара; движение в темное время суток только в сопровождении взрослого. Знаки дорожного движения, определяющие переход дороги: «пешеходный переход», «пешеходная дорожка», «подземный пешеходный переход», «надземный пешеходный переход», «место остановки автобуса (троллейбуса)», «место остановки трамвая» (название, назначение, внешние признаки). Особенности поведения, определяемые тем или иным знаком ДД (правила перехода дороги при разных знаках пешеходного перехода). Светофор пешеходный и транспортный. Особенности сигналов светофора и действия пешеходов в соответствии с ними.

Правила поездки в транспортном средстве: не отвлекать водителя разговорами; не задерживаться у входа и выхода; вести себя спокойно и сдержанно, не высовываться из окна.

Планируемые результаты изучения курса внеурочной деятельности по освоению курса «Безопасные дороги Кубани».

В результате освоения программы курса «Безопасные дороги Кубани» формируются следующие предметные умения:

  • выделять различные дорожные знаки, узнавать их и соотносить с особенностями своего поведения как участника движения;
  • объяснять значение и функции конкретного знака (в значении, приближенном к установленным ПДД в соответствующем документе);
  • находить и исправлять ошибки в графическом изображении дорожных ситуаций;
  • раскрывать в соответствии с дорожными знаками правила движения;
  • разыгрывать различные роли участников движения (водитель, пешеход, пассажир, сотрудник ГИБДД), передавать особенности их поведения в зависимости от ситуации.

Метапредметные результаты освоения программы:

  • умение анализировать, оценивать, сравнивать, строить рассуждение;
  • формирование способности оценивать свое поведение со стороны;
  • формирование рефлексивных умений - предвидение возможных опасностей в реальной обстановке;
  • формирование умения планировать и оценивать результаты своего поведения.

Универсальные учебные действия: 1.Ориентирование и поведение в окружающей среде:

  • определять форму предметов окружающего мира (треугольник, круг, квадрат);
  • сравнивать цвет предметов, группировать их по цветовым оттенкам;
  • определять пространственные положения и взаимоотношения объектов
  • окружающего мира (близко-далеко; рядом, около; за; перед; ближе - дальше и др.); сравнивать предметы, находящиеся в разных пространственных положениях;
  • объяснять свой путь от дома до школы; - определять свое положение на местности по отношению к важным объектам (близко-далеко от дома, школы, рядом со школой, домом, недалеко от…).

2. Умения, определяющие безопасное поведение в условиях дорожного движения:

  • выделять из многообразия объектов транспортное средство;
  • выделять среди объектов окружающей среды знаки дорожного движения (изученные), узнавать их, знать назначение (отвечать на вопрос «что обозначает этот знак?»);
  • различать цвет и форму запрещающих знаков;
  • различать и объяснять сигналы светофора, действовать в соответствии с ними;
  • находить места переходов по дорожным знакам (подземный, наземный переходы);
  • различать сигналы светофора и объяснять их значение;

Итогом воспитательной работы по программе является степень сформированности качеств личности:

  • формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций многонационального российского общества;
  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • формирование уважительного отношения к иному мнению, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности,
  • овладение начальными навыками адаптации в школе;
  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций,
  • наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Календарно-тематическое планирование