Техника «чистого листа» как средство, способствующее развитию наглядно-образного мышления и формированию графомоторного навыка

Разделы: Русский язык


У ребёнка, приходящего в школу, накоплен свой жизненный социальный опыт. У одних он меньше, у других больше. Начиная процесс обучения, мы не знаем этого. Мы не знаем, доходит ли та информация, которую мы хотим донести до него. Мы не знаем, понимается ли учащимися значение слов, которые мы произносим. Нам кажется, всё то, что мы говорим, воспринимается ребёнком. Но это далеко не так.

Если взрослых людей попросить нарисовать кадушку, то рисунки будут разные. Ваш социальный опыт позволяет нарисовать этот предмет. Понятен ли смысл предложения? С наступлением крупускулы дети успокаиваются. Нет, вашего опыта не хватает, чтобы понять значение слова крупускула. В переводе с латинского означает темнота. А у ребёнка жизненный опыт настолько мал и большой процент информации просто не воспринимается и тем более не запоминается. Моя задача выровнять восприятие, вызвать в сознании нужный образ. И помогает мне в этом чистый лист. Чистый лист - это альбом для рисования или листы без штриховки, чтобы линии не стесняли образы, возникшие у детей в сознании.

Чистый лист помогает мне в работе по развитию речи, обогащению словарного запаса, в раскрытии выразительности и богатства родного языка. На уроке обучения грамоте читаем текст о наказаниях розгой в старославянской школе. Предлагаю нарисовать на чистом листе, как они поняли из текста, что такое розги? Дети рисуют кто розы, кто ремень, кто совсем ничего. После разъяснения лексического значения, в повторных рисунках вижу, что у всех ребят возник в сознании правильный образ слова «розги». На уроке чтения читаем стихотворение об осени, где встречается выражение «золотая нива». После наглядного и описательного толкования слова, появляются рисунки с полями колосьев. А один мальчик рисует кучу зерна. Очень показательный пример того, что нужный образ слова не возник у него в сознании. Увидеть пробел и помочь ребёнку вовремя мне помог рисунок. Интересны и поучительны были моменты на уроках, где встречались слова: тачка, оскомина; многозначные слова: ручка, корабль, караван и т.п.

Чистый лист и рисунок помогает мне при проведении словарной работы и усвоению непроверяемых написаний. Общеизвестно, что слово будет усвоено, если будет произнесено, прочитано, написано не менее 100 раз. На уроке русского языка рисуем предметы, ассоциации, связанные со значением этих слов. Так как данная работа выполняется с большим интересом, то и запоминание происходит быстрее. Я чувствую необходимость в этой работе, потому что она позволяет мне встать вровень с ребёнком, посмотреть его глазами на происходящее вокруг.

Самые большие трудности, доставляющие много огорчений - это уроки письма. Нужно каждый раз осваивать много нового, а ручки ещё слабы, не слушаются; и как тут освоить написание 300 элементов. Искала путь, на котором мальчишки и девчонки смогли бы преодолеть трудности, а не избежать их. Заметила, что при написании на доске элементов букв больших размеров, они получаются аккуратнее, красивее, а при написании в прописи - неряшливыми, нескладными.

В научной литературе нашла подтверждение своим наблюдениям. Оказывается, ребёнок запоминает образ буквы, когда пишет её не запястьем, а локтем. Для работы локтя и необходимо большее пространство, не стесняющее руку и сознание ребёнка. Перед написанием букв проводим разминку для пальчиков. Дальше, взмахом локтя «прописываем букву в воздухе» под счёт и переносим эти движения на белый лист. Потом дети дополняют букву до образа, с которым она ассоциируется или рисуют тот предмет, на который похожа буква. Этот момент моим ребятишкам нравится больше всего.

Занятно наблюдать, как скучные элементы букв превращаются в сказочный мир. Кого здесь только нет: и волшебные птицы, и занятные растения, и причудливые животные, и смешные человечки. Но сказка заканчивается и теперь мы «плетём кружево и куём бордюры из букв» (пишем буквы меньшего размера в соединении друг с другом и другими буквами многократно). И только после этого переходим к работе в прописи. Таким образом, работая на листе, дети фантазируют, творят и с радостью и желанием осваивают написание букв.

Чистый лист использую на уроках математики. Предлагаю такие задания:

  • изобрази условие задачи;
  • по выражению нарисуй условие задачи;
  • покажи состав числа, используя разные группы предметов и т.д.

Эта работа позволяет выяснить просчёты, недопонимание, увидеть проблемы и идти вместе с учеником, решая поставленные задачи.
Интересна работа по развитию мозговой деятельности. Известно, что левое полушарие отвечает за обработку абстрактной, знаковой, речевой информации, а правое - за обработку образной, пространственной, интуитивной информации, воспринимает музыку и неречевые звуки. В зависимости от развития левого или правого полушария, ребёнок обладает теми или иными способностями в большей степени. Только работая двумя руками одновременно, мы можем развивать оба полушария.

На чистом листе ребята штриховали разноцветными карандашами левой и правой рукой одновременно шаблоны животных, овощей, фруктов, геометрических фигур; писали от центра в разные стороны. От урока к уроку штрихи становились уверенней, линии чётче. Удивительно было то, что мой левша, выйдя к доске, взял в правую руку мел и стал спокойно писать. Если проводить данную работу целенаправленно и систематично, вы обязательно увидите положительные результаты, поскольку у ребенка:

  • в сознании возникает нужный образ;
  • отрабатывается алгоритм написания букв;
  • пополняется словарный запас;
  • улучшается работа мозга, снимается моральное напряжение;
  • улучшается мелкая моторика рук;
  • формируется внимание, глазомер, зрительная память;
  • приучает к самостоятельности и к самоконтролю.
  • Данная деятельность учителю:
  • позволяет посмотреть на происходящее глазами ребёнка;
  • помогает созданию доброжелательной атмосферы;
  • помогает выяснить просчёты, недопонимание в усвоении материала.

Таким образом, используя технику «чистого листа» на разных уроках, развивается наглядно-образное мышление, формируется графомоторный навык, активизируется познавательный интерес.