План-конспект индивидуального психологического занятия «Ловкие пальчики» (коррекция и развитие мелкой моторики ребенка)

Разделы: Коррекционная педагогика

Класс: 1

Ключевые слова: мелкая моторика


Данное занятие проводится в рамках программы коррекционной работы с учащимся 1-го класса коррекционно-развивающего образовательного центра с диагнозом ДЦП по программе 6.3.

Цель: Стимуляция двигательной активности посредством Су-Джок и пальчиковых игр.

Задачи:

  • создание положительного эмоционального настроения;
  • коррекция нарушений развития мелкой моторики;
  • стимуляция положительного эмоционального реагирования на деятельность на занятии;
  • развитие мелкой моторики;
  • развитие пространственной координации;
  • развитие внимания;
  • развитие воображения и творческих способностей.

Продолжительность занятия: 40 минут.

Материалы для занятия:

  • массажный шарик Су-Джок,
  • деревянная геометрическая мозаика «Танграм».

Структура занятия

I. Вводная часть

Ритуал начала занятия: Приветствие.

II. Основная часть

  • Разминка: массаж ладошек шариком Су-Джок.
  • Пальчиковая гимнастика.
  • Упражнения на координацию рук по моторным пробам Н.И.Озерецкого.
  • Тактильная стимуляция пальцев рук.
  • Игра «Танаграм».

III. Заключительная часть

Повторение эмоционального, познавательного, сенсорного и двигательного опыта, достигшего ребенком на занятии.

IV. Ритуал окончания занятия

Обеспечение положительного эмоционального настроя по окончании занятия, создание условий для проведения дальнейшей работы.

Ритуал прощания.

Планируемые результаты:

  • развитие мелкой моторике рук,
  • освоение ребенком двигательных операций с мелкими предметами,
  • развитие визуального восприятия, воображения и творческих способностей.

Ход занятия

Этап

Содержание

Вводная часть

Ритуал начала занятия «Приветствие»

Здравствуйте ручки!
(ребенок хлопает в ладоши)
Здравствуйте ножки!
(Ребёнок топает ножками)
Здравствуй (имя ребенка)
(прикасаемся ладонями к ладоням ребенка),
в ответ ребенок здоровается с педагогом, называя его имя и отчество.
Здравствуйте (имя педагога)!

Основная часть

1. Разминка (акупунктурный массаж, воздействие на биологически активные точки на ладошках ребенка)

Используем шарик Су-Джок с пружинками для пальчиков.

Психолог перекатывает массажный шарик Су-Джок поочередно по правой, затем по левой ладошке ребенка по часовой стрелке, читая прибаутку:

"Ежик, ежик чудачок,
Сшил колючий пиджачок
Хочет с нами поиграть,
Всех ребят пересчитать"

По каждому пальчику перекатываем пружинки-колечки. Повторяем название каждого пальчика.

Пальцы ребенка сжаты в кулачок под считалку:

«Раз, два, три, четыре, пять
(поочередно, начиная с большого пальца, разгибаем пальчики)
Вышли пальчики гулять
(хлопаем в ладоши)
Раз, два, три, четыре, пять
(в обратном порядке начиная с мизинца сгибаем пальчики и зажимаем кулачок)
Пальцы спрятались опять,
(стучим кулачками друг о друга)

2. Колечко на пальчике (развитие мелкой моторики, повторение стихотворения С.Маршака «Кто колечко найдет?»)

По каждому пальчику, начиная с большого, перекатываем пружинку сверху вниз и читаем стихотворение:

Покатилось, покатилось
Олино колечко,
Покатилось, покатилось
С нашего крылечка,
Покатилось
Колесом,
Притаилось
За кустом.

Кто с крылечка
Сойдет?
Кто колечко
Найдет?

(перекатываем колечко по большому пальцу правой руки)

- Я! - сказала кошка.
Подожди немножко,
А сейчас я не могу:
Мышку в норке стерегу!

(перекатываем колечко по указательному пальцу правой руки)

Покатилось, покатилось
Олино колечко,
Покатилось, покатилось
С нашего крылечка,
Покатилось
Вкривь и вкось
И на землю улеглось.

Кто найдет колечко
Около крылечка?

(перекатываем колечко по среднему пальцу правой руки)

- Я! - сказала курица. -
Стоит мне прищуриться,
Я вам семечко найду
На дворе или в саду.

И кольцо найти я рада,
Да цыплят кормить мне надо,
А цыплята - вот беда! -
Разбежались кто куда!

(перекатываем колечко по безымянному пальцу правой руки)

- Го-го-го! - гогочет гусь. -
Погоди, пока вернусь.
Я поплаваю в пруду,
А потом искать пойду!

(перекатываем колечко по мизинцу правой руки)

- Бе-е! - заблеяла овечка. -
Я нашла бы вам колечко,
Отыскала бы давно,
Да не знаю, где оно.

(перекатываем колечко по большому пальцу левой руки)

- Я найду! - сказал индюк. -
Только стал я близорук,
А для нас, для индюков,
Не придумано очков.

Укажите мне местечко,
Где запряталось колечко,
Постараюсь я найти
И хозяйке принести!

(перекатываем колечко по указательному пальцу левой руки)

Кто ж найдет колечко
Около крылечка?
- Я найду! - трещит сорока. -
Я, сорока, быстроока.
Нахожу я ложки,
Брошки и сережки.

Только все, что отыщу,
Я домой к себе тащу!

(перекатываем колечко по среднему пальцу левой руки)

Не ищи кольца, сорока,
Не старайся, белобока!
Наша Оленька мала,
А сама искать пошла

Потихоньку, помаленьку
Со ступеньки на ступеньку,
По тропинке вкривь и вкось.
Тут колечко и нашлось.

(перекатываем колечко по безымянному пальцу левой руки)

Воротилась, воротилась
Оля на крылечко,
А на пальчике светилось
У нее колечко.

(перекатываем колечко по мизинцу левой руки)

3. Пальчиковая гимнастика (развитие мелкой моторики, чувствительности пальчиков ребенка)

Вот дедушка
(Разминаем большой палец правой руки)
Вот бабушка
(разминаем указательный палец правой руки)
Вот папочка
(разминаем средний палец правой руки)
Вот мамочка
(разминаем безымянный палец правой руки)
А вот и я!
(разминаем мизинец правой руки)
Вот и вся моя семья!
(Пальцы сложены в кулачок)

4. Игра в ладошки по моторным пробам Н.И.Озерецкого (развитие внимания, реципрокной координации)

Как сложу я кулачок
(одна рука кулачком вниз ложится на стол)
Да поставлю на бочок
(кулачком ставит на стол)
Разверну ладошку
(рука раскрытой ладошкой ребром ставит на стол)
Положу на ножку
(открытой ладошкой вниз кладет на стол)

Повторяем упражнение отдельно правой рукой, затем левой и обеими руками вместе.

5. Игра «Танграм» (развитие внимания, пространственных представлений)

Используем мозаику «Танграм».

Выкладываем фигуры, заданные педагогом, определяем, что получилось, параллельно задаем вопросы:

    Кто это?
  • Где живет?
  • Есть ли у него друзья?
  • Чем любит заниматься?

Сочиняем историю, фантазируем. Если ребенок захочет, продолжаем достраивать образ.

Рефлексия

Подводим итоги.

Обсуждаем:

    Что делали сегодня на занятии?
  • Какие упражнения понравились?
  • Какие упражнения было выполнять сложно?
  • Какие упражнения было выполнять легко?
  • Что хотелось бы повторить на следующем занятии?

Ритуал окончания занятия

Ритуал прощания

Раз, два, три, четыре, пять
(хлопаем вместе с ребенком в ладоши)
Скоро встретимся опять
(хлопаем ладонями по раскрытым ладоням ребенка)

Список использованной литературы

  1. Антонова С. Движение тела - движение мысли. Нейропсихологическая коррекционно-развивающая программа. Библиотека «Первого сентября» Школьный психолог №34. - Москва; Чистые пруды 2010
  2. Венгер Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. - Москва; Просвещение, 1988.
  3. Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. - Москва; Академия, 2001.
  4. Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: Учебное пособие. - Москва; Генезис, 2007.
  5. Сиротюк А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии: Практическое руководство для учителей и родителей. - Москва; ТЦ Сфера, 2001.
  6. Широкова Г.А. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста. - Ростов-на-Дону; Феникс, 2006.
  7. С.Я.Маршак «Кто колечко найдет?» https://mishka-knizhka.ru