Идти в ногу со временем. Новые технологии в образовании (из опыты работы)

Разделы: Общепедагогические технологии


Современные образовательные технологии предлагают инновационные модели построения такого учебного процесса, где на первый план выдвигается взаимосвязанная деятельность учителя и ученика, нацеленная на решение как учебной, так и практически значимой задачи. Это не противоречит творческим процессам личностного совершенствования, так как каждая из педагогических технологий имеет собственную зону, в пределах которой происходит развитие личности. Остановлюсь на технологиях, элементы которых применяю в своей практике.

Повышению качества обучения русскому языку способствует использование технологии личностно-ориентированного развивающего обучения. Важно, чтобы школьники умели думать, анализировать, критически относиться к информации разного рода, подходить к любому делу творчески. Эффективность личностно-ориентированного урока видна, если у школьников положительный настрой на работу, если дети формулируют тему и ставят цель, работают по плану, применяют свой жизненный опыт, умеют связать прошлый опыт с новым знанием. Для большего эффекта стараюсь сотрудничать с детьми, сочетать фронтальную работу с групповыми формами деятельности.

В своей работе использую технологии уровневой дифференциации, проблемное обучение. Не увеличиваю объем заданий, а стараюсь разнообразить их, быть консультантом при групповой работе по составлению детьми текстов диктантов, карточек-заданий по изученным орфограммам, обобщающих таблиц по темам и разделам русского языка, по написанию сочинений, индивидуальных заданий для детей, испытывающих трудности в изучении языка.

Новизна, удивление от открытия нового знания должны всегда присутствовать на уроке, потому что это приучает ребенка самостоятельно работать, решать поставленные на уроке задачи, находить нестандартные ответы на нестандартные задания. Этому способствуют разнообразные проблемные ситуации на уроке.

Технология проблемного обучения придает обучению поисковый, исследовательский и интерактивный характер. Такие уроки помогают ребенку быть исследователем, первооткрывателем в процессе своего труда. Благодаря этому формируются регулятивные, познавательные, коммуникативные действия. Школьники начинают с легкостью фиксировать затруднения в собственной деятельности, выявлять причины этих затруднений, определять цель своей дальнейшей работы, выбирать средства и способы достижения поставленной цели, осуществлять поиск необходимой информации. Эта технология эффективна при объяснении новой темы. Когда ставится проблема, появляется вопрос для исследования. Опыт показывает, что проблемное название урока устраняет однообразие, повышает интерес учащихся. Например, «После бала» - это рассказ о любви или жестокости?» или «Герасим победитель или покоренный?». Как результат такой работы - углубление уровня понимания, формирование информационной и учебно-познавательной компетентности. Системно-деятельностный подход развивает личность, способствует формированию гражданской идентичности. Развитие следует за обучением. В своей практической деятельности использую элементы технологий деятельностного типа, таких, как информационно-коммуникативную технологию, технологию проектов, модульного обучения, мастерской педагога, технологии по здоровьесбережению. Проектная деятельность формирует и развивает у школьников поисковые (исследовательские), рефлексивные умения, работу в команде, навыки самостоятельности, а также умения грамотно представлять и защищать свою проектную работу. На уроках русского языка и литературы, во внеклассной работе по предметам помогаю учащимся как в групповой, так и в индивидуальной форме создавать интересные проекты. У ребенка сразу же повышается интерес к изучаемому предмету. Метод проектов эффективен при проверке домашнего задания на уроке в форме сообщения или доклада, при изучении новой темы в форме защиты реферата, выполнения творческой работы в форме презентации, сочинения, создания сборников.

Русский язык и литература - серьёзные и сложные предметы. Здесь учащийся много пишет, читает, и поэтому уделяю особое внимание сохранению здоровья ученика. Следовательно, применяю здоровьесберегающие технологии. Важно начать с главного момента - организации урока. Учитывая динамику внимания учащихся, строю урок так, чтобы при чередовании разных видов работ учитывалось время для каждого задания. Чтобы избежать усталости учащихся, нужно чередовать виды работ: работа с учебником, работа у доски, самостоятельная работа, работа в группе и т.д. Все это способствует развитию мыслительных операций памяти и одновременно отдыху. Разноуровневые задания также способствуют сохранению здоровья учащихся. Различные задания на перегруппировку, на распознавание и поиск ошибок, задания с выбором ответа (тесты) позволяют избежать усталости. Чтобы избежать перегрузки учащихся, необходимо строго соблюдать объём всех видов работ: диктантов, изложений, а контрольные работы проводить строго по календарно-тематическому плану. На каждом уроке нужно устраивать игровые паузы, использовать зрительную гимнастику и эмоциональную разгрузку (2-3 минуты).

Актуальной проблемой современной методики преподавания филологических дисциплин является использование информационных технологий. Интернет-ресурсы, представляющие обширные материалы, целесообразные для изучения литературного произведения, становятся источником накопления литературных знаний, служат средством, позволяющим осуществить литературное развитие учащегося. Информационные технологии применимы на всех типах уроков. На уроках русского языка и литературы можно использовать такой инструмент исследования, как презентации, тесты с использованием мультимедийного проектора.

Еще одна эффективная технология обучения русскому языку и литературе - интегрированные уроки. Ученику на таких уроках дается широкое и яркое представление о мире, в котором он живёт, о взаимопомощи, о существовании многообразного мира материальной и художественной культуры. Уроки литературы чаще всего интегрируются с предметами гуманитарной направленности, такими как история, иностранные языки, музыка, изобразительное искусство. Например, когда в 5 классе изучается рассказ «Васюткино озеро» В. Астафьева, говорю о взаимоотношении человека и природы, о необходимости слышать и слушать голос природы, потому что природа - это живой организм. Так проводится интеграция литературы, географии, биологии. При изучении произведений, посвященных морали, нравственности, культурным нормам (А. Пушкин «Капитанская дочка», рассказ «Станционный смотритель»), возможно проведение уроков в форме нравственных проповедей: «Береги честь смолоду», «Совесть - мерило ценности человека». Такие уроки способствуют социализации личности ученика, развивают навыки свободного рассуждения на философские и жизненные темы, обогащают эмоциональный мир растущего человека, углубляют знания о материальных и духовных ценностях, формируют его гражданские чувства интегрированные уроки литературы и обществознания.

Наиболее приемлемым на уроках литературы считается такой прием, как дискуссия - одна из весьма сложных форм речи, для овладения которой необходима предварительная подготовка. Поэтому при проведении такого урока необходимо познакомить ребят с правилами ведения дискуссии, с речевыми штампами, помогающими выражать свои мысли. Данный прием особенно эффективен при обсуждении и анализе художественного произведения на уроках литературы. Групповая дискуссия может использоваться как на стадии вызова, так и на стадии рефлексии.

Прием «вопросы Блума» (условное название методического приема организации чтения с использованием разных типов вопросов) будет особенно эффективным. Данный прием хорош при подготовке учащихся к написанию сочинения-рассуждения (ЕГЭ по русскому языку), т.к. эта работа предполагает не только тщательный анализ текста, но и умение «идти» вслед за автором, «видеть», как он создает текст, что хочет «сказать» читателю на том или ином этапе. Поможет найти проблемы, поднятые в тексте задания из части «С».

Прием «Пятиминутное эссе» поможет школьнику проанализировать обсуждаемый вопрос, подумать, сделать самостоятельный выбор. Такая работа помогает учителю получить обратную связь. Поэтому учащимся можно предложить два пункта: написать, что они узнали по новой теме и задать один вопрос, на который они так и не получили ответа.

Повысить интерес ученика как к предмету, так и к обучению в целом, развить критическое мышление способствуют и нетрадиционные уроки.

Творчество на таких уроках не развлекает, а помогает подобрать такие задания, такой дидактический материал, который своей необычностью подачи (путешествие, заседание, конкурс, викторина и т.д.) вызывает удивление, активизирует внимание, мышление ученика. Нетрадиционные уроки русского языка и литературы развивают языковую наблюдательность, обеспечивают системный анализ лингвистических сведений.

Использование эффективных современных технологий на уроках русского языка и литературы помогает воспитать образованных, нравственных людей, которые способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью.

Несмотря на все преимущества современных технологий, при их использовании, безусловно, должно присутствовать чувство меры. Не перегрузить, не навредить - эти слова должны стать девизом современного учителя.