Метапредметный урок: "Землетрясения. Аварийно-спасательные работы"

Разделы: Физика, ОБЖ, Общепедагогические технологии, Экология


Цель:

  • изучить с детьми правила поведения в экстремальных ситуациях;
  • способствовать формированию серьезного отношения к собственной жизни и к безопасности других людей;
  • побуждать к соблюдению необходимых правил безопасности дома, на улице, на транспорте;
  • развивать уверенность в себе, желание прийти на помощь людям.

Урок интегрированный

Задачи:

Образовательные:

  • обобщить и закрепить знания учащихся по теме «Меры безопасности при землетрясениях и после землетрясения».

Развивающие:

  • проводить поиск нужной информации в источниках разного типа;
  • устанавливать причинно-следственные связи между явлениями;
  • формировать собственную позицию.

Воспитательные:

  • способствовать воспитанию уважения и толерантного отношения к окружающим;
  • способствовать умению приходить на помощь нуждающимся;
  • воспитывать устойчивый интерес к безопасности жизнедеятельности.

Здоровьесберегающие:

  • профилактика умственного перенапряжения путем смены видов деятельности

Материально-техническое обеспечение урока:

  • Полигон с роботами-машинами, которые будут выполнять спасательные работы после землетрясения.
  • Презентация учителя по теме «Землетрясения и выполнение аварийно-спасательных работ».
  • Дидактический материал.
  • Компьютер, проектор.

Межпредметные и внутри предметные связи: физика, робототехника, ОБЖ.

Технологическая карта урока

Дидактич. структура урока

Методическая подструктура урока

Методы обучения

Форма деятельности

Метод.
приемы и их содержание

Средства обучения

Способы организации деятельности

1.Актуализация темы и целей урока

Наглядные.
Использование технических средств

Ответы на вопросы по предложенной теме

Дискуссия

Презентация,
фрагмент видео, полигон, машины-роботы

Фронтальное

2. Мотивация учебной деятельности

Словесные. Создание проблемной ситуации, объяснение работы роботов

В ходе показа фрагмента фильма учащиеся вовлекаются в обсуждение рассматриваемых вопросов

Просмотр фрагмента видео «Землетрясение»
обсуждение

Презентация,
фрагмент видео

Фронтальное

3.Поэтапное обсуждение хода решения проблемы

Практические.
Практические задания.

Беседа, наблюдение за работой роботов

Погружение.
Самостоятельная работа, работа роботов

Работа на полигоне

Индивидуальное

4.Оценка действий, знаний и умений. Выводы

Практические.
Решение практической ситуации

Выступление учащихся по итогам наблюдения за спасенными объектами машинами-роботами

Мозговой штурм. Выявление причин не преодоления этапов работы машиной-роботом

Таблица

Групповое

5.Осмысление и анализ проделанной работы, рефлексия, обобщение результатов

Словесные.
Беседа

Фронтальная работа с учащимися

Обмен опытом

Карточки по рефлексии

Фронтальное

Ход урока

I. Актуализация темы и цели урока

Учитель ОБЖ. Ребята, мы живем с вами в сейсмоопасном регионе. У нас часто происходят землетрясения, одни из них мы с Вами не замечаем и не чувствуем, другие бывают ощутимыми для всех. 27 августа 2008 года произошло землетрясение, которое потрясло Иркутскую область. Максимальные сейсмические сотрясения отмечались в поселке Култук. Мощность - 6.3М, сотрясение в баллах - 7-8. До Иркутска землетрясение дошло на уровне 6-ти баллов. Ощутимые движения земной коры в нашем регионе наблюдались 22 сентября и 10 декабря 2020 г.

В других районах Земли землетрясения происходят значительно интенсивнее. Одним из высокосейсмичных районов является о. Сахалин. Сейчас мы просмотрим фрагмент фильма о землетрясении в Нефтегорске на острове в 1995 году.

Такие обстоятельства являются экс­тремальными. Экстремальные ситуации - это сложные, труднопреодолимые обстоятельства, в которых может оказаться человек.

Как же выживать в этом мире, как быстро и правильно принимать решения, куда обращаться за помощью? (Показывает на доску, где записаны телефоны служб.)

Ответы детей.

2. Мотивация

Презентация. Фрагменты фильма

У нас в России есть организация, которая всегда придет на помощь. Это Служба спасения. Служба спасения - это организация, которая всегда готова прийти на помощь любому человеку. В Службе спасения работают смелые, благородные, сильные люди - спасатели. У нас в поселке Никола есть свой Спас отряд, который приходил на помощь не только жителям России, но и зарубежных стран.

Но в первые минуты после происшествия каждый человек может сам стать для себя службой спасения.

А если он сможет спасти себя, он сможет оказать помощь и дру­гим людям, значит, сможет стать спасателем.

3. Поэтапное обсуждение хода решения проблемы

Учитель физики. Живя в мире развивающегося научно-технического прогресса, мы видим передовые технологии и в структурах службы спасения. Сегодня мы с вами наглядно испытаем подобные модели техники в искусственно созданных экстремальных ситуациях. Вы самостоятельно сможете оценить работу роботов:

  • на наклонной плоскости, на бревенчатой поверхности, в траншее, на неустойчивом мосту, лестнице;
  • по сбору обломков.

Учитель дает инструкцию о ходе работы с машинами-роботами. Учащиеся приступают к выполнению поставленной задачи - испытание роботов на различных участках и видах работ.

4. Оценка действий, знаний и умений. Выводы

По итогам практической части последствий имитации землетрясения выступление учащихся о выявленных причинах выполнения и невыполнения роботами этапов плановой работы.

Дается оценка практической значимости работы роботов в экстремальной ситуации.

5. Рефлексия

  • Обмен мнениями о полученном практическом опыте.
  • Информационная (приобретение нового знания о работе роботов в экстремальной ситуации).
  • Мотивационная (побуждение к дальнейшему расширению информационного поля в данном направлении).

Приложение

Литература

  1. Электронный журнал Робототехника. 2018 https://mentamore.com/robototexnika/chto-takoe-ekstremalnaya-robototexnika.html
  2. Групповое применение роботов в экстремальных ситуациях. Организация и управление. Е.И.Юревич. Изд. Известия ТРТУ. Тематический выпуск. ЦНИИ РТК г.Санкт-Петербург. https://cyberleninka.ru/article/n/gruppovoe-primenenie-robotov-v-ekstremalnyh-situatsiyah-organizatsiya-i-upravlenie/viewer
  3. Роботы в поисково-спасательных работах. Е.Магид. Изд. Университет Иннополис. Лаборатория интеллектуальных робототехнических систем. 2015 г. https://postnauka.org/video/45295
  4. Шагающие роботы для спасательных операций. Обзор и анализ существующих моделей // Кибернетика и программирование. - 2021. - № 1. - С. 35 - 73. https://www.e-notabene.ru/kp/article_35862.html