Проектно-исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы

Разделы: Русский язык


Сегодня одна из задач школы - формирование молодого человека с критическим, нестандартным мышлением, способного к поиску взвешенных решений.

Современный урок ценен не только получаемой в нем информацией, но и обучением в ходе его способам деятельности для получения информации. Роль учителя на уроке состоит в стремлении передать способ творческой деятельности и приобщить детей к самостоятельному творчеству, пусть даже на элементарном уровне.

Поэтому я считаю, что одним из эффективных средств индивидуализации обучения организацию в урочное и внеурочное время проектно-исследовательской деятельности, которая нацелена на развитие интереса каждого ребенка к самостоятельному изучению различных разделов предмета путем чтения научно-популярной литературы, работы со словарями, справочниками, интернет-ресурсами и учит детей анализировать, систематизировать, открывать новое знание.

Я считаю, что главное для учителя - не убить заложенные природой исследовательские задатки. Ничто так не убивает познавательный интерес, как пассивное слушание учебного материала без личной заинтересованности в его изучении.

Наблюдая за деятельностью обучающихся, пришла к выводу, что особенно привлекательно для них все то, что они увидели, услышали, узнали в самостоятельных поисках, в самостоятельных работах - в заранее подготовленных комментариях к тексту, сообщениях, докладах, в беседе, в коллективном размышлении, индивидуальной деятельности и т.д.

Ценность исследовательской деятельности, на мой взгляд, состоит в том, что в ходе нее обучающиеся учатся самостоятельно приобретать знания, вооружаются способами и методами познавательной и учебной деятельности.

Моя исследовательская работа ведется с 5 класса. Вначале я выявляю способности обучающихся к предмету, а затем развиваю их дальше. Для успешного развития способностей я активно применяю различные педагогические технологии: игровую, проблемную, групповую, разноуровневую, личностно-ориентированную, новые информационные.

Данные уроки - пример дифференцированного обучения. Все задания на всех этапах урока должны помочь проявить себя каждому учащемуся, помочь поверить в собственные силы, учить самостоятельности мышления, умению принимать нестандартные решения. Такого рода задания и уроки способствуют развитию у учащихся вкуса к предмету «русский язык», сознательного отношения к нему, желания проникнуть в его «внепрограммные» тайны. В процессе работы у школьника появляется желание заняться исследовательской деятельностью.

Учитель на таком уроке выступает в качестве координатора процесса познания, а у учеников есть возможность почувствовать себя первооткрывателями. При таком психологическом настрое учебный материал усваивается очень хорошо. Исследовательская деятельность активизирует и стимулирует процессы осмысленного учения на уроках русского языка у всех учащихся, независимо от их интеллектуального уровня.

Вот некоторые приемы, которые я применяю на своих уроках. Они обязательно связаны с темой урока, их цель - создать эмоциональный настрой на совместную учебную работу. Эмоциональная атмосфера становится той основой, благодаря которой естественно возникает возможность перейти к необходимым усилиям на последующих этапах урока.

Прием «Эпиграф». Учащимся предлагается осмыслить текст, записанный на доске и придумать, как он может быть связан с новой, учеником пока неизвестной, темой урока.

Прием «Учебная цепочка». Применять его можно двумя способами. Первый способ предлагает учащимся одному за другим составлять характеристику какого-то языкового явления, например, что они знают об имени прилагательном.

Второй способ предполагает, что учитель сам начинает цепочку, задавая вопрос по определенной теме; ученик, ответивший на вопрос учителя, сам задает вопрос следующему ученику и т.д.

Прием «Лови ошибку». Наиболее уместно использовать данный прем на обобщающих уроках или на уроках подготовки к контрольной работе. Здесь можно широко использовать материал текстовых заданий по русскому языку. Учитель намеренно допускает ошибки.

При выполнении данной работы нужно, чтобы ученики рассуждали вслух, как бы сомневаясь в том или ином ходе рассуждений, побуждая ребят к поиску правильного решения, ответа.

Прием «Кластер». Этот прием активно использует возможность группирования всего изученного в определенные блоки и расположение их вокруг ключевого слова. Этот вид работы можно использовать после изучения какого-то раздела или темы.

Эффективным средством, формирующим исследовательские умения обучающихся и позволяющим раскрыться каждому ученику, является работа в группах. На уроке по повести Д.Дефо «Робинзон Крузо» обучающимся 5 класса можно предложить следующую работу в группах:

  • Группа 1 - историки-исследователи (работают с творческой историей произведения, авторским замыслом, прототипом героя).
  • Группа 2 - географы-исследователи (рассказывают о месте, где мог бы расположиться выдуманный Д.Дефо остров).
  • Группа 3 - творцы (готовят сжатый пересказ главы текста из учебника).

В старших классах исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы опирается уже на проблемный анализ. Учитель должен идти на урок в старшие классы не с темой, а проблемой, которую необходимо решить. Литературное произведение становится средством для решения нравственных, религиозных, экологических вопросов. Пример: на заключительном уроке литературы в 9 классе по роману А.С.Пушкина «Евгений Онег ин» перед обучающимися ставится проблема: «Кто же Евгений Онегин: богатый эгоист или сильная натура?»

И неотъемлемой частью исследовательской работы считаю использование на своих уроках краеведческой работы. В 9-м классе ставлю проблему: отличается ли говор нашего населенного пункта от литературного языка? И предлагаю обучающимся ряд вопросов для работы над данным материалом.

Исследование единиц языка, связанных с малой родиной, вызывает у ребят особенный интерес.

Метод проектов является важнейшим фактором формирования исследовательских компетенций обучающихся. Подготовка и защита проектов с использованием справочных материалов, интернет-ресурсов переводят изучение произведения в плоскость исследования. Создавая проекты, обучающиеся учатся «добывать» знания, самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы.

Умело организованная исследовательская деятельность повысит глубину знаний, будет способствовать развитию речи обучающихся, обогатит их словарь и выведет на новую ступень познания и творчества.

Одним из необходимых условий организации исследовательской работы учащихся на уроке является наличие между учителем и учеником постоянной обратной связи. Учащиеся смогут самостоятельно сформулировать цели урока, поставить задачи, которые они будут решать в процессе урока, выявить проблему и найти методы ее исследования, обобщить результаты и сделать выводы.

Список использованных источников

  1. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников образовательных учреждений. - М.: АРКТИ, 2003.
  2. Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. - М.: «Сентябрь», 2003. - 204 с.
  3. Сергеева М.Г. Об экспертизе исследовательских работ учащихся // Ис­следовательская работа школьников. - 2003. - № 3. - С. 136-138.