Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Кем быть" для 1–4-х классов

Разделы: Начальная школа

Классы: 1, 2, 3, 4


Пояснительная записка

Рабочая программа данного учебного курса внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями:

  • Федерального закона от 29.12. 2012 г. № 273 «Об образовании в РФ»;
  • Приказа МП от 31.05. 2021 г. № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
  • Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности, направленных письмом Минобрнауки от 18.08. 2017 г. № 09 - 1672;
  • Стратегии развития воспитания в РФ на период до 2025 года, утверждённой распоряжением Правительства от 29. 05. 2015 г. № 996 - р; СП 2.4.3648 - 20;
  • СанПиН1.2.3685 - 21;
  • Основной образовательной программы.

Цель курса: формирование у обучающихся знаний о мире профессий и создание условий для успешной профориентации младших школьников в будущем.

Основные задачи:

Образовательные:

  • расширять у детей представления о разнообразии профессий на основе характерных трудовых процессов и результатов труда, представлении о структуре труда (цель, мотив, материал, трудовые действия, результат);
  • расширять знания детей о родных людях, их профессиях, значимости их труда в семье и обществе;
  • активизировать в речи слова, родовые понятия и видовые обобщения, связанные с темой, учить выражать свое отношение к той или иной профессии.

Воспитательные:

  • воспитывать в детях чувство уважения к труду взрослых.
  • расширение кругозора, уточнение представлений об окружающем мире, создание положительной основы для воспитания социально-личностных чувств;
  • воспитание физических, психологических, социальных качеств, необходимых для полноценного развития личности.

Содержание программы определяется возрастными особенностями младших школьников. Каждое занятие внеурочной деятельности имеет тематическое наполнение, связанное с рассмотрением определенной профессии. Учащиеся имеют возможность расширить свой кругозор, представления о мире профессий, а также исследовать свои способности применительно к рассматриваемой профессии.

Формы и методы работы очень разнообразны:

  • тематические занятия
  • практические занятия
  • беседы
  • конкурсы
  • соревнования
  • викторины
  • настольные, дидактические, ролевые и подвижные игры
  • экскурсии
  • демонстрация фильмов и видеороликов

Содержание учебного курса внеурочной деятельности

В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место. С первых шагов ребенка родители задумываются о его будущем, внимательно следят за интересами и склонностями своего ребенка, стараясь предопределить его профессиональную судьбу. Учеба в школе выявляет избирательное отношение школьника к разным учебным предметам. У отдельных детей очень рано обнаруживается интерес к некоторым из них, склонность к определенному виду деятельности: изобразительной, музыкальной, конструктивной.

Перед младшими школьниками не стоит проблема выбора профессии. Но поскольку профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, то младший школьный возраст можно рассматривать как подготовительный, закладывающий основы для профессионального самоопределения в будущем. Представления о профессиях у ребенка 7-10 лет ограничены его пока небогатым жизненным опытом - работа мамы и папы, воспитателя в детском саду и учителя в школе, профессии летчика, милиционера, разведчика, но об этих так или иначе знакомых профессиях дети знают, как правило, мало и весьма поверхностно. Между тем, в современном мире существует огромное количество видов труда. Ориентация в этом океане человеческих занятий является важнейшим звеном социальной адаптации ребенка. В школах формирование представлений о мире труда и профессий подчас осуществляется недостаточно целенаправленно и систематически. В то время как именно школа должна стать решающим звеном процесса профессионального самоопределения учащихся, оказать формирование представлений о мире труда и профессий.

Программа внеурочной деятельности по социальному направлению «Кем быть?» предназначена для обучающихся 1-4 классов, с учётом реализации её учителями начальных классов, занимающимися вопросами профессионального просветительства, профориентационной работой, социальной адаптацией детей в возрасте от 7 до 11 лет.

Данная программа рассчитана на проведение 1 часа в две недели:

  • 1 класс - 16 ч. в год,
  • 2-4 классы - 17 ч. в год.

Программа внеурочной деятельности по социальному направлению «Кем быть?» состоит из четырёх модулей:

  • Первый модуль 1 класс «Путешествие в мир профессий»: формирование знаний о труде, понимание значения труда для жизни общества и каждого человека.
  • Второй модуль 2 класс «Профессии, связанные с творчеством»: формирование творческого воображения, мышления, интереса к трудовой и профессиональной деятельности; желания овладеть какой-либо профессией
  • Третий модуль 3 класс «Профессии, связанные с наукой»: развитие интеллектуальных способностей, обогащение представлений о различных сторонах профессий;
  • Четвёртый модуль 4 класс «Все профессии важны, все профессии нужны»: расширение и углубление знаний о всех типах профессий.

Планируемые результаты освоения учебного курса

Личностными результатами изучения программы является формирование следующих умений:

  • Определятьи высказыватьпод руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
  • В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор как поступить, при поддержке других участников группы и педагога.

Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по социальному направлению «Кем быть?» - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

  • Регулятивные УУД:
    • Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
    • Проговаривать последовательность действий.
    • Учиться высказывать своё предположение (версию) в процессе ознакомления с профессией.
    • Учиться работать по предложенному учителем плану.
    • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
  • Познавательные УУД:
    • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
    • Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в окружающем мире профессий.
    • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы из других источников, применять свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
    • Перерабатывать полученную информацию: делать выводыв результате совместной работы всего класса.
    • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, схематических рисунков, схем).
  • Коммуникативные УУД:
    • Уметь донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
    • Слушать и понимать речь других. Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
    • Читать и пересказывать текст.
    • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
    • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах.

Предметными результатами программы является овладение специальными знаниями, умениями и навыками.

К ним относятся:

  • когнитивные - знания о труде, о мире профессий;
  • мотивационно-личностные - отношение к труду, интерес к профессиям, желание овладеть какой-либо профессиональной деятельностью;
  • поведенческие навыки трудовой деятельности: ответственность, дисциплинированность, самостоятельность.

Первый уровень результатов (1-й класс) - приобретение социальных знаний. Занятия по конструированию, знакомство с домашними ремёслами, экскурсии на производство, встречи с людьми разных профессий

Второй уровень результатов (2-3-й классы) - формирование ценностного отношения к социальной реальности. Сюжетно-ролевые, продуктивные игры («Почта», «В магазине», «Выпуск классной газеты»)

Третий уровень результатов (4-й класс)- получение опыта самостоятельного общественного действия. Совместное образовательное производство детей и взрослых.

Формы контроля: Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности зависит от тематики и содержания изучаемого раздела. Продуктивным будет контроль в процессе организации следующих форм деятельности: тесты, рефераты, презентации, творческие проекты, викторины, ролевые игры, школьная научно-практическая конференция.

Тематическое планирование учебного курса «Кем быть?»