Развитие социально-эмоционального интеллекта ребенка

Разделы: Общепедагогические технологии


Некоторые дети выделяются необычным поведением. В повседневной жизни это часто приводит к ситуациям, которые вызывают беспокойство у воспитателей, а также приводят к недопониманию в отношениях с родителями. Дети, привлекающие к себе внимание нежелательным поведением, тем самым выражают проблемную для них жизненную ситуацию. В непосредственной близости от ребенка есть стрессовые факторы, на которые ребенок реагирует, проявляя необычное поведение. М.Кляйнер-Вуттке подчеркивает, что поведение ребенка всегда оценивается в воображении взрослых и измеряется представлениями о том, что такое нормальное поведение. Кроме того, автор не рассматривает необычное поведение как негативное, а скорее как потенциал, с помощью которого ребенок пытается выразить себя - часто очень творчески1.

1 Кляйнер-Вуттке М. Привлечение в группу необычных по поведению детей. Разработка и сопровождение интеграционных процессов. - Вайнхайм: Beltz, 2022. - 124 с.

Таким образом, развитие социально-эмоционального интеллекта ребенка является актуальной.

Дж.Мэйер, П.Сэловей и Д.Карузо определили эмоциональный интеллект как «способность идентифицировать собственные эмоции и эмоции окружающих и использовать эту информацию для принятия решений»2.

2 Дегтярёв А.В. «Эмоциональный интеллект»: становление понятия в психологии // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2012. Том 4. № 2. URL: https://psyjournals.ru/journals/psyedu/archive/2012_n2/53525 (дата обращения: 06.12.2023)

Д.Гоулман описывает социально-эмоциональный интеллект как смешанную модель, которая включает в себя: самопознание, саморегуляцию, владение социальными навыками, способность распознавать чувства, эмоции и намерения людей, мотивацию3.

3 Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ. / Пер. А.П.Исаева. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2022 г. - 544 с.

Показателями развитого социально-эмоционального интеллекта являются:

  • умение распознавать собственные и чужие эмоции и управлять ими;
  • умение учитывать движущие мотивы, эмоции, чувства и намерения собеседника;
  • способность мотивировать и себя, и других;
  • умение расположить к себе, произвести нужное впечатление;
  • устойчивость к стрессам;
  • умение относиться к неудачам как к способу двигаться вперёд (проанализировать ошибки, учесть, исправить);
  • навыки самоконтроля и самоанализа.

Взрослые должны знать, что они играют очень важную роль в развитии социально-эмоционального интеллекта ребенка. Они будут присутствовать в жизни этого ребенка, комментарии и действия окажут на него большое влияние.

Развитие социально-эмоционального интеллекта ребенка с раннего возраста помогает распознавать эмоции и способствует развитию саморегулирования. Правильное развитие имеет основополагающее значение для индивидуального роста и способности интегрироваться в общество.

Это нормально, что дети в возрасте до 2 лет недостаточно зрелы, чтобы развивать этот аспект своей жизни. Однако с этого возраста возникают определенные ситуации, когда взрослые начинают понимать, что ребенок становится эмоционально зрелым4.

4 Валюх М.Н. Развитие эмпатии у детей дошкольного возраста в игровой деятельности //Преемственность в образовании. Учредители: Общество с ограниченной ответственностью «Центр развития человека. Успешный человек будущего». - №. 32. - С. 25-34.

Далее рассмотрим советы для родителей и педагогов дошкольных организаций по развитию социально-эмоционального интеллекта ребенка:

1. Будьте лучшим примером для детей и позитивно относитесь к проблемам. Ваше отношение - это пример, которому ребенок будет следовать в любой ситуации. Помните, что вы являетесь его образцом для подражания, и что все, что вы говорите и делаете, особенно когда он маленький, - это то же самое, что он применяет на практике, когда становится взрослым.

Например, когда вы сталкиваетесь с повседневной проблемой. Вы позволили еде, которую готовите, сгореть. Объясните ребенку, как вы разрешите эту ситуацию, не беспокоясь о том, что произошло.

Также не скрывайте своих чувств. Если вам хочется плакать, не ходите туда, где ребенок не может вас видеть. Покажите ему, что вы чувствуете. Таким образом, ребенок сможет ассоциировать чувства с действиями, и придет время, когда он скажет: «Я расстроен» или «Мне грустно».

У взрослых и детей признание имеет важное значение. Чтобы ребенок мог выражать свои чувства, ему необходимо хорошо общаться со взрослым. Когда существует прочное общение, ребенку будет легче прийти к вам, если у него возникнут какие-либо проблемы5.

5 Кэмпбелл Р., Лайкс П. Как понять своего ребенка. - М.: Litres, 2022. - 258 с.

2. Научите ребенка быть активным. Проактивность - это отношение, которое люди принимают, чтобы справляться с ситуациями, которые необходимо контролировать. Если вы будете развивать эту привычку, это поможет развить социально-эмоциональный интеллект ребенка.

Хотя формирование привычек требует времени и терпения, важно, чтобы ребенок проявлял инициативу, чтобы он мог принимать правильные решения перед лицом любых неблагоприятных ситуаций, которые могут возникнуть.

Научите ребенка проявлять инициативу. Инициатива включает в себя признание обязанностей, которые помогают добиться того, чтобы все складывалось на пользу. Это идет рука об руку с правильным языком. То есть, говоря языком активного ребенка, «Я» может быть основой всех шагов, которые он готов предпринять в жизни.

Помогите ему поставить четкие цели. Не оказывая на него давления, спросите его, кем он хочет стать, когда вырастет, каких важных дел он хотел бы достичь, какими видами спорта или занятиями он хотел бы заниматься. Может быть краткосрочной, среднесрочной или долгосрочной целью. Важно, чтобы ребенок знал, что может принять решение, и иметь поддержку6.

6 Лукашенко М. Тайм-менеджмент для детей. - М.: Альпина Паблишер, 2012. - 297 с.

Почему так важно развивать социально-эмоциональный интеллект ребенка? Социально-эмоциональный интеллект включает в себя осведомленность, понимание, мотивацию, сочувствие и все социальные навыки. Все это позволяет ребенку развить способность выражать себя и научиться управлять своими эмоциями.

Это также поможет детям контролировать свои импульсы. Быть более чуткими и поддерживать чувства других, быть добрыми, общительными и принимать мудрые решения, которые приведут детей к успеху во всех сферах жизни.

1. Дети становятся независимыми. Если ребенок научится контролировать свою реакцию на сложные ситуации и решать проблемы на раннем этапе, через несколько лет он не будет впадать в отчаяние, когда что-то пойдет не так. Как только ребенок достигнет эмоциональной зрелости, он подойдет к вам, чтобы рассказать, как он решил свои проблемы, и узнать ваше мнение по этому поводу. Т.е. ребенок становится независимым, способным распознавать свои чувства и справляться с ними.

2. Ребенок сможет легко общаться с другими. Общение - основа всех отношений. Если вы помогаете развить социально-эмоциональный интеллект ребенка и учите его говорить, а не кричать, спрашивать, прежде чем указывать, сопереживать другим, вы делаете их отношения с другими приятными. Эмоционально устойчивый ребенок - это человек, который может легко общаться с другими. Ребенок заботится о том, чтобы чувствовать себя хорошо, и помогает сбалансировать свои отношения с другими.

3. У детей улучшается поведение. Дети с социально-эмоциональным интеллектом с большей вероятностью будут счастливы и поделятся со своими семьями и друзьями. Они склонны к сотрудничеству, оптимистичны и легче решают проблемы.

Дети с развитым социально-эмоциональным интеллектом знают, как адаптироваться, и стараются превратить общение в преодоление невзгод. Они уважают себя и других. Они знают, как ценить жизнь, извлекать уроки из опыта и обращаться за помощью, когда они в ней больше всего нуждаются.

Таким образом, чем раньше ребенок обретет самообладание в своих чувствах, тем быстрее у него разовьется способность справляться с ситуациями, которые возникают и разумно реагируют на них, не впадая в депрессию, беспокойство или агрессию.

Помощь родителей и педагогов дошкольных организаций в этом процессе очень важна, потому что так ребенок не будет чувствовать себя одиноким. Это совместная работа, которая приносит пользу всем.

Список литературы

  1. Валюх М.Н. Развитие эмпатии у детей дошкольного возраста в игровой деятельности //Преемственность в образовании. Учредители: Общество с ограниченной ответственностью «Центр развития человека. Успешный человек будущего». - №. 32. - С. 25-34.
  2. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ. / Пер. А.П.Исаева. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2022 г. - 544 с.
  3. Дегтярёв А.В. «Эмоциональный интеллект»: становление понятия в психологии // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2012. Том 4. № 2. URL: https://psyjournals.ru/journals/psyedu/archive/2012_n2/53525 (дата обращения: 06.12.2023)
  4. Кляйнер-Вуттке М. Привлечение в группу необычных по поведению детей. Разработка и сопровождение интеграционных процессов. - Вайнхайм: Beltz, 2022. - 124 с.
  5. Кэмпбелл Р., Лайкс П. Как понять своего ребенка. - М.: Litres, 2022. - 258 с.
  6. Лукашенко М. Тайм-менеджмент для детей. - М.: Альпина Паблишер, 2012. - 297 с.