Правописание родовых окончаний имен прилагательных

Разделы: Русский язык

Ключевые слова: Имя прилагательное


Цели урока:

1) Совершенствовать знания учащихся о правописании родовых окончаний имен прилагательных в единственном числе. Дать представление об изменениях в жизни растений весной, поговорить о разнообразии растений, пользе, которую они приносят человеку, о необходимости охраны растительного мира нашей Родины;

2) Способствовать:

  • развитию логического и творческого мышления, воображения, внимания, памяти, речи, кругозора учащихся;
  • повышению мотивации учения;
  • созданию условий для развития коммуникативной культуры учащихся.

3) Воспитывать любовь к Родине, бережное отношение к природе.

Оборудование:

  • Экран, компьютер, проектор.
  • Таблицы, памятки, карточки для самостоятельной работы, оценочный лист, тесты.
  • Рисунки растений, схемы.
  • Грамзапись П. И. Чайковского «Подснежник» (из цикла «Времена года»).

Ход урока

1. Организационный этап

(Под тихую музыку учитель читает «Сказку про краски» Е.Руженцева.)

Если б все на свете было
Одинакового цвета,
Вас бы это рассердило
Иль порадовало это?
Кто решился бы отныне,
Приходя домой усталым,
На зеленой спать перине
Под зеленым одеялом?
И зеленою водою на рассвете умываться?
Любоваться, как над вами,
Зеленея птицы реют,
Над зелеными домами
Ярко солнце зеленеет?

- Каким вы увидели мир в стихотворении? (Однообразным, зелёным)

- Какая часть речи нам помогла? (Имя прилагательное)

2. Сообщение темы и постановка учебной задачи

- Посмотрите внимательно на экран, обратите внимание на выделенные слова.

- Как можно назвать их одним словом?

- С каким прилагательным они связаны? (Зелёный)

- Составьте с ними словосочетания, соответствующие схеме

Прил. + сущ. (ед. ч., И. п.)

Запишите их в столбик.

- Чем отличаются прилагательные?

- Почему?

- Выделите окончания и ответьте на вопрос.

- Определите тему сегодняшнего урока.

(Тема появляется на экране.)

«Правописание родовых окончаний имён прилагательных. Идет весна повсюду».

- Чему мы должны научиться?

- Для чего нам это нужно?

- А теперь посмотрите в окно и опишите сегодняшний день с помощью имен прилагательных.

- Какой бы была наша речь без имён прилагательных?

- Сегодня на уроке мы будем говорить не только об именах прилагательных, но и об изменениях в природе с приходом весны, о разнообразии весенних растений - цветов, о необходимости их беречь и охранять.

3. Каллиграфическая минутка

Да, ребята
К нам весна шагает
Быстрыми шагами
И сугробы тают под ее ногами
Черные проталины
На полях видны
Видно, очень теплые
Ноги у весны.

- Весна замечательное время года. В это время природа просыпается и оживает после зимнего сна. Недаром поэты называют весну «Утром года». Весна приходит к нам не одна, а со своими друзьями. Угадайте, кто они?

По тонкой нитке ручейка
Сбежал с пригорка снег
И на пригорке вдруг цветок
Раскрылся раньше всех.

- Давайте нарисуем безотрывно подснежник.

4. Изучение нового материала

- На экране появляется предложение:

Первый в…сенний цв…ток - нежный подснежник.

- Назовите пропущенные орфограммы.

- С помощью прилагательных какого рода показано своеобразие цветка?

- Какой вопрос поставим к ним от существительного?

- Запишите самостоятельно любое словосочетание с прилагательным Ж.р.

- На какой вопрос отвечает прилагательное?

- Запишите словосочетание с прилагательным Ср. р.

- Выделите окончания вопросов и прилагательных.

- Какой вывод можете сделать?

- Почему не совпали окончания в М. р.?

- Как мы их называем? (Окончания- нарушители.)

Итак, вспомните.

- Какие окончания у прилагательных М.р.?

- Какие у прилагательных Ж. р.?

- У прилагательных Ср.р.?

(На экране появляется таблица)

М.р. какой? -ой, -ей, -ий, ый
Ж.р. какая? -ая, - яя
Ср. р. Какое? -ое, -ее

- Так как же определить род прилагательных?

- Продолжите фразы.

- Чтобы не ошибиться в написании их окончаний надо….

(по мере ответов появляется на экране)

  1. Найти в предложении…….
  2. Определить его….
  3. По вопросу от существительного узнать….

У нас получилась памятка, которой мы продолжим пользоваться. Она у каждого на столе.

- Когда же появляются первые цветы?

- Что происходит с лесными полянами?

4. Этимологический анализ слова первоцветы

- Что же такое первоцветы? (Работа со словарём)

Это первые цветы, которые появляются после холодной зимы, когда даже не везде растаял снег. Первоцветы вырастают быстро, цветы их скоро превращаются в плоды с семенами, а корни и луковицы растут и накапливают силу на будущую весну. Летом первоцветы увядают, кажется, что растения погибли, но они спят и готовятся к новой весне.

5. Закрепление знаний, умений и навыков

На столах лежат карточки.

Цветут …. пролески,... ветреницы. … медуницы,… хохлатки.

- Вставьте имена прилагательные.

- С какой частью речи они связаны?

- Почему не можем определить род?

- Что обозначают здесь имена прилагательные?(Цвет)

Физминутка

- А за что их так называют?

- Медуница - за сладкий медовый на вкус сок растение назвали медуницей. Еще ее называют пахучей. Подберите синоним к слову пахучая. (Душистая, ароматная.)

В лесу зима, как зверь таится,
А в соснячке, вокруг села
Уже лесная медуница
Как в доброй сказке расцвела.

Хохлатка - маленькое растение с чудесными сиреневыми цветами, собранными в густую кисть. Присмотришься у каждого растения длинный вырост- шпорец, как будто хохолок. Отсюда и название.

Мать-и-мачеха - листья у растения снизу пушистые и мягкие. Они как бы согревают, ласкают, словно руки мамы. А сверху листья блестящие и холодные, словно руки злой мачехи.

Едва в апреле снег растает
На склонах или вдоль дорог,
Глядь! А весна уж примеряет
Из мать-и-мачехи венок.
Ну и самый храбрый из первоцветов - подснежник.
Цветок весны, идущий к нам по снегу,
Простой цветок, но сколько он несет
Добра и радости, и счастья человеку.

Этимологический анализ слова

Научное название подснежника - Галантус произошло от греческих слов gala - молоко и anthos - цветок, то есть цветок молочно-белого цвета = молочный цветок. И в самом деле, пониклые цветки подснежника напоминают крупные капли молока, свисающие с изумрудно-зеленых цветоносов. А еще они похожи на крошечные белые фонарики, украшающие зеленые столбики. Цветки подснежников начинают появляться в феврале порой прямо из-под снега и неудивительно, что немцы называют его снежным колокольчиком, итальянцы - снегосверлителем, а англичане - снежной сережкой, снежной каплей. Нередко во время цветения подснежников возвращаются холода, но растения без ущерба для себя переносят десятиградусные морозы.

6. Самостоятельная работа. Работа в группах

Предлагаю вам объединиться в группы.

1 группа.

Возьмите задания. Оно вам понятно? Выполняйте.

Образуйте от имён существительных прилагательные мужского рода, выделите окончания.
весна
солнце
облако

Образуйте и запишите прилагательные женского рода.
сирень
соловей
цветок

Образуйте и запишите прилагательные среднего рода.
туман
дождь

2 группа.

Подберите подходящее по смыслу слово.

Составьте с помощью прилагательных 3-4 предложения по картине. Подпишите в предложениях род имён прилагательных, выделите окончания. (Картина на экране)

3 группа.

С помощью прилагательных достройте текст. Озаглавьте его. Выделите окончания имён прилагательных, подпишите род. Допишите 1-2 предложения, выразив своё отношение к тому, о чём говорится в тексте.

В сырых впадинах растёт незабудка. Она такая … и такая …, будто в ней отразилось … небо. Озёра незабудок окружили … лютики. А на сухих пригорках горели … маки. Маки были похожи на … фонарики, зажжённые в … траве. Как ………………………..

Проверка групповых работ.

Поставьте на листе оценки за правильность выполнения задания и за участие в работе группы.

Многие первоцветы стали редкими. Они занесены в Красную книгу.

Красный цвет - сигнал опасности.

Стоит ли губить растение из-за нескольких дней красоты? Ведь недаром говорится:

«Поймал я бабочку - она погибла,
Сорвал я цветок - он увял, и,
Тогда стало понятно - к красоте
Можно прикоснуться лишь сердцем.
Прикасаясь руками, мы губим красоту, губим природу.

(На экране появляется алгоритм правил поведения в лесу.)

  1. Потрогать, погладить
  2. Посмотреть
  3. Понюхать
  4. Послушать
  5. Рассказать
  6. Выразить свои чувства, эмоции

6. Тестирование

Работа с таблицей учебника на экране.

Рассмотрите словосочетания, постарайтесь запомнить.

Таблица. Говорите правильно.

Сладкое яблоко (ср. р.)

Горячий кофе (м.р.)

Яблочное повидло (ср.р.)

Сливовый джем (м.р.)

Черничное варенье (ср.р.)

Крупный картофель (м.р.)

Вкусная конфета (ж.р.)

Красный помидор (м.р.)

Молочная вермишель (ж.р.)

Весёлый спектакль (м.р.)

- Закройте книги.

- Положите перед собой тесты.

- Правильный ответ отметьте Х.

Тест

1. Найди словосочетание с прилагательным м. р.
сладк… яблоко
маленьк… птичка
горяч… кофе

2. Найди словосочетание с прилагательным ж.р.
молочн… вермишель
яблочн… повидло
весёл… спектакль

3. Найди словосочетание с прилагательным ср.р.
крупн… картофель
черничн… варенье
клюквенн… морс

4.Найди существительное, которое может употребляться с прилагательным и ж.р. и м.р.
вермишель
шампунь
забияка
Проверьте себя.

(На экране появляется тест с ответами.)

- Кто справился без ошибок?

7. Итог урока

- Какие знания и умения вам потребовались для выполнения заданий на уроке?

- Оцените тех, кто отвечал у доски.

- После проверки тетрадей, с учётом оценки за работу в группе, отметки будут выставлены всем.

Лес - дом для растений, животных, насекомых. Мы с вами - гости. А гости не должны обижать хозяев. Лес нужен не только животным и растениям, но и людям.

(На экране появляется схема.)

8. Домашнее задание

Составить дома сочинения-миниатюры, загадки, тексты-описания, в которых вы должны использовать прилагательные.