Сказки в начальной школе как элемент обучения

Разделы: Начальная школа

Классы: 2, 3, 4


Воспитание детей младшего школьного возраста направлено на всестороннее развитие личности и оно имеет созидательный характер. Важно выявлять и фиксировать продвижение в этом процессе, уделяя внимание наиболее существенным аспектам [5, с. 17]. Начальная школа - это время, когда продолжается активное развитие индивидуально-психологических качеств и формирование социально значимых черт личности. В этот период особую роль играют семья и школа в удовлетворении различных потребностей ребенка и формировании его социально-познавательных интересов. Важным аспектом является психологическая перестройка ученика, которая включает в себя адаптацию к школьной жизни и учебному процессу, формирование отношений в детском и взрослом коллективах, а также начальные формы отношения к нормам и правилам школьной жизни. Успешное прохождение этих этапов предполагает успешное формирование нравственных представлений младших школьников [1, с. 142].

Три компонента оказывают существенное влияние на формирование нравственных ценностных ориентаций: знания, эмоции, воля. Знания складывают представления о нравственных нормах, эмоции определяют мотивацию поведения, а воля позволяет противостоять неприемлемым формам поведения. К концу младшего школьного возраста у детей усиливается способность к самоконтролю, и они становятся более устойчивыми к влиянию детского коллектива, что важно для формирования их самооценки и нравственных убеждений. Важно обеспечить чувство защищенности у ребенка в конфликтных ситуациях, чтобы избежать психотравмирующих осложнений.

В обучении младших школьников, сказки занимают особое место. Они являются не только источником радости и удовольствия для детей, но и мощным образовательным инструментом. Сказки помогают развивать языковые навыки, воображение, а также формируют моральные и этические ценности у детей. Сказка - это язык детства и короткий путь к детскому сознанию и сердцу [4, с. 12].

Русские народные сказки, такие как "Репка", "Теремок", "Колобок", незаменимы в образовательном процессе. Русская народная сказка и сказки народов мира представляют собой кладезь человеческой мудрости [2, с. 28]. Сказки помогают младшим школьникам оптимистически воспринимать мир и развивают их внимание, мышление, память, речь и воображение [3, с. 24]. Они учат детей основам морали, взаимопомощи, трудолюбия и справедливости. Использование этих сказок на уроках способствует не только развитию языковых навыков, но и воспитанию уважения к культурному наследию.

Современные авторы, такие как Эдуард Успенский, Владимир Сутеев, Сергей Козлов, продолжают традицию сказочного жанра. Их произведения, например, истории о Чебурашке или приключения Хрюши и Степашки, обогащают образовательный процесс современными идеями и персонажами, близкими детям.

Важно грамотно использовать потенциал сказок в образовательном процессе, чтобы помочь младшим школьникам формировать свои нравственные представления. Сказки несут в себе важные идеи духовно-нравственного воспитания и помогают детям разобраться в том, что хорошо, а что плохо.

Младший школьный возраст - это период, когда дети особенно восприимчивы к социальным нормам и нравственному развитию. Это время, когда важно становление адекватной самооценки, развитие критического мышления и раскрытие индивидуальных особенностей и способностей ребенка.

Для эффективного формирования нравственных представлений важно:

  • После чтения сказки разъяснять детям сущность нравственных понятий.
  • Анализировать с детьми поступки и чувства персонажей, обсуждать их эмоции.
  • Не давать готовых ответов, а помогать ребенку самостоятельно прийти к правильным выводам.
  • Способствовать приобретению нравственных знаний через разнообразные виды деятельности.
  • Создавать ситуации, в которых дети могут применить свои знания о нравственных нормах.
  • Фокусировать внимание детей на главном при чтении сказок, выделять ключевые моменты.
  • Использовать разные методы работы со сказками: чтение по ролям, иллюстрирование, пересказ, обсуждение, театрализованные постановки.
  • Развивать творческую активность детей через различные интерактивные формы работы со сказками.
  • Организовывать конкурсы знатоков сказок и выставки рисунков по мотивам сказок.

Такие методы работы с сказками в начальных классах помогают детям:

  • Отличать добро от зла, прекрасное от безобразного.
  • Осуществлять осознанный нравственный выбор.
  • Искать альтернативы в сложных ситуациях.
  • Транслировать ценности, значимые для детей.
  • Оценивать и совершенствовать свой образ жизни.

Применение таких методов способствует развитию творческого воображения, памяти, внимания, логического мышления и информационно-коммуникативной компетенции у младших школьников.

Сказки остаются неотъемлемой частью обучения в начальной школе. Они не только способствуют развитию языковых навыков, но и играют важную роль в формировании личности ребенка. В современной образовательной практике важно сохранять баланс между традиционными методами и инновационными подходами, включая использование современных технологий.

Список использованной литературы

  1. Белкин А.С. Основы в педагогике и психологии: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А.С.Белкин. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 192 с.
  2. Брунчукова Н.У. Сказка и эстетическое воспитание школьников / Н.У.Брунчукова // Воспитание школьников. - 2009. - № 5. - С. 28 - 32.
  3. Буравова О.С. Устное народное творчество в воспитании нравственной культуры школьников / О.С.Буравова // Начальная школа. - 2020. - № 7. - С. 24 - 25.
  4. Верзилина Я.В. Детство со сказкой / Я.В.Верзилина // Начальная школа. - 2009. - № 6. - С. 12 - 13.
  5. Максимов В.Г. Педагогическая диагностика в школе: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.Г.Максимов. - М.: Издательский центр «Академия», 2002.- 272 с.