Методика работы над проектом с использованием ИКТ при обучении английскому языку

Разделы: Иностранные языки

Ключевые слова: английский язык


В настоящее время говоря о современной школе мы можем выделить одну из основных задач педагога - это формирование у учащихся умения ориентироваться в потоке информации, искать и применять знания, использовать приобретённые знания на практике.

Согласно федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС) метод проектов является одним из наиболее действенных и эффективных методов в рамках системно деятельного подхода. Проектная методика заключается в самостоятельном изучении, умение искать и анализировать информацию точка таким образом, метод проекта включает в себя исследовательские, поисковые, творческие методы и приёмы обучения согласно ФГОС. В процессе создания проектов ученики учатся самостоятельно определять цели, отбирать нужную информацию, прогнозировать результат, планировать действия для достижения поставленной цели. Можно сказать, что с помощью проектной методики ученик становится живым участником образовательного процесса, что соответствует требованиям ФГОС. Введение в учебный процесс методов и технологий проектной деятельности должно помочь ученикам приобрести вышеперечисленные навыки. Поэтому использование проектной деятельности на уроках является одним из требований ФГОС.

В данной статье мне хотелось бы представить методические разработки по работе над проектом с использованием средств ИКТ.

Рассмотрим более детально пять этапов дидактического цикла процесса обучения:

1.Создание положительной мотивации к учению, подготовка к работе с новой информацией. Обнаружение субъективного незнания:

  • выявление субъективных представлений и житейских знаний учащихся;
  • совместная постановка познавательной задачи, обеспечивающей связь имеющихся знаний с поиском новых;
  • возникновение познавательных мотивов у школьников.

На первом этапе дидактического цикла учителю необходимо проанализировать состояние субъективного опыта учеников и на основании полученных результатов начать выстраивать систему своих дальнейших действий, определить дидактические задачи урока. Здесь же учитель может создать мотивацию детей к изучению конкретного содержания обучения благодаря учету интересов, потребностей, личных характеристик школьников. Постановка познавательной задачи осуществляется в результате совместной деятельности с учащимися. Необходимо включить имеющиеся знания детей в планируемую познавательную деятельность так, чтобы они стали переходом к поиску новых знаний.

На данном этапе лучше всего подходят проблемно-диалогические методы обучения технологии проблемного диалога: побуждающий от проблемной ситуации диалог, подводящий к теме диалог, сообщение темы с мотивирующим приемом.

Примером может послужить ситуация по теме «Земля и Солнце»

Таблица 1

Постановка проблемы

Анализ

Учитель

Ученик

Предъявление противоречивой информации

Look at these pictures. Read the captions.

Рассматривают иллюстрации: «World by Ptolemy» и «The world according to Copernicus»

Побуждение к осознанию

Do you wonder? Why?

Птоломей думает, что…

Коперник думает, что…

Побуждение к проблеме

What question do we have?

Кто прав?

Вопрос

Фиксация вопроса

Для иллюстрации данного материала используются средства мультимедиа (лучше с анимацией), что способствует визуализации самого процесса вращения Земли вокруг Солнца или Солнца вокруг Земли. Т.о. происходит реализация принципа наглядности.

2. Первичное восприятие нового учебного материала до уровня запечатления и запоминания: предъявление инвариатного ядра содержания образования, создание условий для осознанного восприятия и первичного усвоения.

На втором этапе дидактического цикла происходит представление инвариатного фундаментального ядра содержания учителем, при этом базовые элементы информации, которые необходимо усвоить, создают некую «арматуру» для усвоения учебного материала, придают структуру знаниям ученика. При этом ребенок должен проанализировать поставленную перед ним задачу, определить основную структуру компонентов учебного материала, определить базовые понятия. Совместно с учениками учитель определяет методы поиска решения поставленной задачи.

На данном этапе наиболее результативны проблемно-диалогические методы: побуждающий к проверке гипотез диалог и подводящий к знаниям диалог, а также методы технологии критического мышления: кластер, ключевые понятия, таск-анализ, «круги по воде».

Пример такого кластера приведен на рисунке 1.

Рис. 1

Для введения новой лексики и ее отработки используются специальные методы билингвального обучения: метод визуальной поддержки (visual support), представленный на рисунке 2, методы формирования техники чтения специальных текстов (reading support), когнитивные методы языковой поддержки (language support), а также приемы «включения» в язык (input), «мостика-подсказки» (bridging prompting), «переключения кода» (code - switching).

Рис. 2

На втором этапе дидактического цикла при работе с Интернет-источниками учитель предварительно находит самые лучшие ресурсы и составляет их список, с которыми учащимся нужно познакомиться, выполняя задание учителя. В ходе совместной деятельности возможно создание справочного портала с web-адресами по темам, предметам, специфическим задачам, выполняемыми данной школой. Итоговым продуктом деятельности, использовании и систематизации интернет-ресурсов может быть создание Вэблиографии. Предметная специфика Вэблиографии окажет значительную помощь учителям и ученикам в решении поставленных задач. Возможно построение урока (или даже блока занятий) на основе одного сайта, если его информационное поле достаточно для этого. Очень важным на этом этапе видится помощь педагога ученику в оценке информации.

В свою очередь используемыми средствами предоставления информации и создания учебных материалов являются Google переводчик, Google диск (презентация).

Использование Google переводчика предусматривает его использования для перевода слов и выражений, подбора наилучшего варианта перевода и для аудио-прослушивания на английском языке переведенных фрагментов. При этом ребенок может работать в индивидуальном темпе и прослушивать необходимое количество раз до полного усвоения слов и выражений. Кроме того, аналогичная работа может проводиться дома для закрепления иноязычного материала.

Средство Google диск (презентация) используется для построения кластеров или интеллект-карт, с помощью которых строится основная структура изучаемого материала, определяются основные понятия.

3. Осознание приращения знания, ликвидация незнания. Понимание значимости нового знания: усвоение содержания образования путем работы учащихся в информационно-образовательной среде.

На данном этапе дидактического цикла педагогическое взаимодействие направлено на актуализацию самостоятельной работы учащихся, на проявление ими познавательной инициативы, связанной с расширением знаний по предмету с использованием иностранного языка и средств ИКТ.

На этом этапе ученики определяют проблемы и ставят вопросы, выполняют проекты. Поиск ответов ведется в информационно-образовательной среде с использованием Интернет-источников.

Учитель, объяснив определенную тему, дает задание школьникам. Для его выполнения необходимо обратиться к учительскому списку вэбов, познакомиться с интернет-ресурсами. Предварительно учителю необходимо определить сложность заданий, их объем, величину школьных групп (возможна и индивидуальная работа учеников).

Можно предложить достаточно сложный вид работы с Интернет-ресурсами. Давая список Web-сайтов, которые надо посетить, педагог может попросить учеников познакомиться с представленной там информацией и дать оценку сайтам, с точки зрения качества представленной информации. Этот вид задания требует не просто нахождения информации, но и принятия решения, высказывания своего мнения и его обоснования. Сфера деятельности учащихся в этом случае следующая:

- оценка Web-сайта, определение качества и правдоподобности информации;

- использование справочных изданий;

- сравнение одних и тех же тем по разным источникам;

- использование различных исследовательских стратегий, систем поиска информации в соответствии со стоящими задачами;

- систематизация работы, написание исследовательского заключения;

- корректная ссылка на использованные источники.

Использование облачного хранилища данных Google диск дает возможность использовать его в первую очередь для создания материалов в «Презентации» или «Документах». Интерфейс этих программ аналогичен офисному пакету приложений Microsoft Office 2003 и поэтому дополнительных затруднений для работы с ними не возникает. Инструменты «Расширенный поиск» и «Найти в словаре» дают возможность, не закрывая программу, найти в поисковой системе Google определение или необходимую информацию по теме (см. рисунок 3), а простым перетаскиванием вставить ее в создаваемый документ.

Рис. 3

На этом этапе для работы с учебным материалом используются методы технологии критического мышления: кластер, ключевые понятия, таск-анализ, инсерт, «зигзаг», «бортовой журнал».

4. Внутренняя (субъективная) и внешняя (со стороны учителя и товарищей) оценка полученных результатов - достижения цели, поставленной на первом этапе:

- организация обратной связи, презентация и проверка полученных результатов решения познавательной задачи (достижение общединамической цели),

- коррекция,

- оценка,

- самооценка.

На данном этапе учителем оценивается успешность познавательной деятельности учащихся, производится контроль, а в случае необходимости коррекция как текущих, так и итоговых результатов.

Внутренняя оценка - субъектная, личностная - осуществляется учеником на основе его собственных представлений об эталонном результате (какой он хотел получить) и о полученном, т.е. осуществляется самоконтроль, ведущий к самооценке. Здесь присутствует внутренняя обратная связь, когда информация от субъекта обучения возвращается к нему самому. Данный вид связи является основой рефлексии учащихся, когда ребенок задает себе вопросы: «Что произошло?», «Что я сделал?», «Как я изменился в результате этих действий?». Итогом рефлексивного акта является вывод или намерение поступать определенным образом.

В результате действий обоих видов обратной связи формируются две оценки: внутренняя и внешняя. Если они сходны, то могут служить дополнительным средством мотивации учащихся.

На данном этапе используются методы технологии критического мышления: «бортовой журнал», «круги по воде».

Одним из методов внешней обратной связи является тестирование. Для тестирования используется «Форма» на Google диске. Учитель создает тестовые материалы. Ученики могут выполнять их в классе. Если необходимо выполнение их в дистанте, то преподаватель рассылает их детям на их электронную почту. Результаты выполненных тестов собираются автоматически в таблицу. Учитель оценивает выполнение тестов.

Пример такого теста представлен на рисунке 4.

Рис. 4. Фрагмент теста, выполненного на Google диске с использованием «Формы»

Тестирование обладает следующими преимуществами перед другими методами педагогического контроля:

- осуществление принципа индивидуализации и дифференциации обучения благодаря использованию адаптивных тестов;

- возможность увеличить частоту и регулярность контроля за счет уменьшения времени выполнения заданий и автоматизации проверки;

- осуществление хотя и поверхностного, но полного охвата всего учебного материала;

- минимизация субъективного фактора при оценивании ответов и как следствие, большее позитивное стимулирующее воздействие на познавательную деятельность учащегося;

- ориентированность на современные технические средства, на использование в среде компьютерных обучающих и контролирующих систем;

- возможность математико-статистической обработки результатов контроля, и как следствие, повышение объективности педагогического контроля.

5. Создание мотивации к применению полученного задания в условиях самостоятельной познавательной деятельности (репродуктивной и продуктивной): подготовка учащихся к работе вне школы.

Работа вне школы чаще всего связана с домашним заданием, целью которого может быть применение знаний на практике, в нестандартных ситуациях, расширение и углубление знаний, полученных в классе, выполнение творческого задания.

Задачей учителя на данном этапе является организация внешкольной продуктивной работы учеников с опорой на существующие ресурсы. Например, можно предложить учащимся следующие виды заданий:

- самостоятельно создать тест по пройденной теме и проверить его (использование «Формы» на Google диске);

- ответить на вопросы, используя определенные тексты, выложенные на Google диске;

- составить вопросы для одноклассников по теме;

- проанализировав определенную информацию, создать какой-либо образовательный продукт (Google диск «презентация», «Документ») и т.д.

Такие приемы предполагают:

- активную работу учеников с ресурсами информационно-образовательного пространства;

- опору на личный опыт учащихся;

- вариативность полученных результатов в зависимости не только от уровня обученности учащихся, но и личностных характеристик, когнитивных особенностей школьников.

Школьники публично представляют выполненные задания. Общеизвестно, что лучше всего понимается и запоминается материал, когда его объясняют друг другу. Объем и форм рассказа учитель определяет индивидуально.

Помимо занятий в классе, ученики могут вести поиск дополнительной информации по предметам самостоятельно. Также школьники могут обмениваться полученными знаниями, объединяться с другими классами, осмысливать полученную информацию и публиковать свои авторские материалы в Интернет.

Таким образом, обучение с помощью ресурсов Сети неизбежно приводит учеников и педагогов к выходу за рамки урока и предмета, способствует учащимся ориентироваться в потоке информации, использовать найденную информацию для создания своего уникального проекта.