Как помочь слабоуспевающему школьнику

Разделы: Общепедагогические технологии, Школьная психологическая служба, Коррекционная педагогика


Будущее каждого государства, каждого народа - это наши дети. Во имя будущего живут сегодня миллионы людей во всем мире. В мире нет хороших и плохих детей. Все дети прекрасны, потому что добры, чисты душой и сердцем. В детях заложены лучшие качества, растеряв которые, взрослый человек порой не может их обрести до конца своей жизни. Поэтому счастливо обще­ство, в котором счастливы дети.

Все дети от природы одарены способностью к развитию: ощущать и воспринимать окружающий мир, думать, говорить, рассуждать, воображать, запоминать, желать, чувствовать, переживать, добиваться и т.д. Но эти способности необходимо развивать с момента рождения ребенка. Если этого не происходит, то ребёнок подчас не справляется со школьной программой и испытывает определённые трудности в учебном процессе.

Каждый учитель в процессе своей педагогической деятельности встречает немало учащихся, которые испытывают трудности при усвоении учебного материала. Без выявления причин этих трудностей, носящих в значительном числе случаев психологический характер, невозможна эффективная работа по их преодолению и, в конечном итоге, повышение школьной успеваемости.

Трудности, которые младшие школьники испытывают при усвоении учебного материала по русскому языку, чтению и математике, и их психологические причины могут быть разделены на три группы.

Первая группа трудностей связана с недостатками формирования сложных по структуре и многоуровневых по организации двигательных навыков письма и чтения. Качество процесса письма в значительной мере обуславливается уровнем развития психомоторной сферы ученика.

Вторая группа трудностей обусловлена особенностями формирования когнитивного компонента навыков письма, чтения и вычислительных умений.

Третья группа трудностей связана с недостатками в формировании регуляторного компонента навыков письма, чтения и вычислительных умений. Конкретная психологическая причина, лежащая в основе этой группы трудностей, состоит в несформированности процессов самоконтроля и саморегуляции.

Слабоуспевающими принято считать учащихся, которые имеют слабые умственные способности и слабые учебные умения и навыки, низкий уровень памяти или те, у которых отсутствуют действенные мотивы учения. Не секрет, что количество таких учащихся в школах составляет примерно 10-15 %. Чтобы данная категория учащихся не перешла в разряд неуспевающих, необходима систематизированная работа со слабоуспевающими учащимися всех служб школы.

Причины неуспеваемости:

Внутренние по отношению к школьнику

  • недостатки биологического развития (дефекты органов чувств, особенности высшей нервной деятельности);
  • недостатки психологического развития (слабое развитие эмоциональной сферы, воли, отсутствие положительных мотивов, познавательных интересов);
  • недостатки воспитанности личности (недостатки в развитии моральных качеств, в отношениях к учителям, коллективу, семье).

Внешние по отношению к школьнику:

  • недостатки образования личности (пробелы в специальных знаниях и умениях, навыках учебного труда);
  • недостатки опыта влияния школы (недостатки процесса обучения, учебных пособий и т.д., воспитательных воздействий);
  • недостатки влияния внешкольной среды (влияние семьи, сверстников, культурно-производственного окружения).

Способы выявления причин неуспеваемости:

  • Анализ обучающих самостоятельных работ;
  • Наблюдение за способами деятельности ученика на уроке;
  • Беседа с учащимся по поводу возникших трудностей в усвоении материала.

Как предупредить неуспеваемость?

  • Контроль подготовки школьников

Проверять, как ученики усвоили трудный для восприятия материал. После проверки письменных самостоятельных работ, анализа устных ответов, выявить типичные для класса ошибки. Акцентировать внимание на их устранении. Если школьник пропустил предыдущий урок, проверить, как он усвоил материал. Завершив изучение темы, подвести итоги: проанализировать уровень усвоения новых знаний, умений и навыков, разобраться с причиной отставания.

  • Изложение нового материала

Во время урока контролировать, понимают ли дети суть изучаемых терминов, понятий. Поощрять стремление учеников задавать вопросы при затруднениях. Выбирать методы и формы работы, которые вызовут интерес к процессу обучения. Обеспечить активное усвоение знаний всеми учащимися.

  • Самостоятельная работа

Задания должны охватывать наиболее важные и трудные темы. Главное не количество упражнений, а подача их в определенной системе. Самостоятельная работа должна включать задания на устранение ошибок, допущенных ранее. Четко объяснить порядок выполнения работы. Если при решении заданий у детей возникают трудности, стимулировать постановку вопросов к педагогу. Учить составлять план своих действий, выполняя упражнения с достаточной скоростью. Контролировать процесс.

  • Домашнее задание

В заданиях для работы дома должен повторяться пройденный материал. Внимание сосредотачивается на самых важных, трудноусваиваемых элементах программы. Регулярно задавать упражнения, при решении которых ученикам придется поработать над типичными ошибками. Давать школьникам четкие, понятные инструкции по выполнению домашних заданий. Работая с отстающими детьми, постоянно проверять степень понимания ими этих наставлений. С целью исключить перегрузку, оговорить объем упражнений с другими педагогами, преподающими в классе.

Неуспевающие школьники: особенности организации учебного процесса

Способы усиления эффективности работы с отстающими учениками:

  • Применять инновационные образовательные технологии, формы и методы обучения (ориентация на индивидуальные особенности ребенка, дифференциация заданий на каждом этапе урока).
  • Включать детей в индивидуально-групповую работу. Чтобы добиться этого, нужно разработать разноуровневые тренировочные и проверочные упражнения, творческие задания с возможностью выбора.
  • Использовать в процессе обучения «Карточки помощи», «Памятки для учеников».
  • Внедрять элементы технологии «Ситуация успеха».
  • Уделять внимание игровой деятельности на уроке. Игровые задания включают в работу подсознание.
  • Опрашивая слабоуспевающих школьников, давать им приблизительный план ответа. Они могут самостоятельно составить его дома и пользоваться на уроке.
  • Выделять детям больше времени на подготовку к ответу у доски, не запрещать подглядывать в наглядные пособия. Эффективно приучить их делать предварительные записи.
  • Давать возможность слабым ученикам последовательно излагать материал, ориентируясь на наводящие вопросы.
  • Систематически проверять уровень усвоения знаний по разделам, при изучении которых школьник отсутствовал на уроке.
  • Во время общения с отстающим ребенком поддерживать доброжелательную, позитивную атмосферу.
  • На этапе усвоения нового материала акцентировать внимание слабых школьников на самых важных, трудноизучаемых моментах. Чаще задавать им вопросы, чтобы выяснить степень понимания материала.
  • При выполнении самостоятельной работы давать такие упражнения, которые направлены на устранение типичных ошибок. Отмечать положительную динамику в работе: у ребенка появляется вера в свои силы, стимулируются новые усилия.
  • Задав домашнюю работу, провести подробный инструктаж по ее выполнению. Объем заданий должен быть посильным для ученика.

Как оказать психическую поддержку отстающему учащемуся?

  • Плохая отметка сама по себе наказание. Не надо наказывать дважды за ту же ошибку. Ученик уже получил оценку своих знаний. Теперь ему вместо новых попреков необходима спокойная помощь.
  • Постоянная ежеминутная критика окончательно отобьет желание к чему-то стремиться. Нужно иметь чувство меры. В противном случае школьник просто замкнется в себе, перестанет воспринимать подобные речи и реагировать на отметки.
  • Не хватайтесь за устранение всех проблем в учебе и всех пробелов разом. Выберите первоочередную цель и работайте над ней, позже перейдите к другим проблемам.
  • Критику работы ученик ошибочно распространяет и на свою личность. Важно провести четкую грань между оценкой личностных качеств и оценкой уровня знаний. Школьника хвалят за то, что он стал более знающим и умелым. У ребенка повышается самооценка, ему хочется покорять новые вершины.
  • Но важно помнить, что только совместные усилия учителя-предметника, родителей, социально-психологической службы школы, классного руководителя способны решить проблему неуспеваемости. Работая с отстающими детьми, нужно верить в каждого из них и стремиться передать эту веру им.