Урок по обучению грамоте в 1-м классе. Урок – морское путешествие. Тема: «Буква Ё,ё»

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 1

Ключевые слова: буква Ё


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (5 МБ)


Тип урока: введение нового знания.

Технология: проблемно-диалогическая.

Метод: деятельностный.

Предметные цели урока:

  • познакомить детей с буквами Ё,ё;
  • учить плавному слоговому чтению с переходом на чтение целыми словами;
  • продолжить совершенствование слого-звукового анализа слов,
  • развивать внимание и наблюдательность;
  • развивать фонематический слух, речь;
  • воспитывать любовь к животным.

Цели урока:

  • Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
  • Регулятивные: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
  • Коммуникативные: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.
  • Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.

Познавательные УУД:

  • познакомить детей с новой буквой Ё;
  • научить читать её в словах и слогах;
  • совершенствовать технику чтения детей;
  • привить любовь к родному языку, его многообразию;
  • секретам и особенностям;
  • привить интерес к книгам.

Регулятивные УУД:

  • самоконтроль и коррекция;
  • определение с помощью учителя учебной задачи и удержание ее в течение урока.

Коммуникативные УУД:

  • развитие устной речи;
  • учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками;
  • работа в парах;
  • развитие логики и сообразительности.

Оборудование:

  • мультимедийная презентация;
  • схемы слов: ёлка, ёжик;
  • буква Ёё; картинка на что похожа буква, картинки ежа, ели, морских ежей;
  • плакат с изображением моря с островами, корабль.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Сообщение темы и целей урока

- Ребята, сегодня у нас необычный урок, урок-путешествие. Мы сегодня отправимся с вами в морское путешествие, в котором нас ожидает знакомство с новой хитрой буквой.

А т.к. мы познакомимся с новой буквой, значит, нам предстоит:

(сформулируйте задачи)

- Научиться слышать новый звук в словах;

- Учиться читать слова и предложения с новой буквой;

- Выясним, почему же эта буква хитрая;

- А также мы узнаем много новой и интересной информации.

- Итак, мы отправляемся в путь на красивом корабле по синему морю.

Сейчас, я покажу вам плавательные движения, которые мы будем выполнять, когда поплывём. Приготовились, поплыли.

(учитель показывает движения руками)

3. Первая остановка «Остров Звуковой»

- Отгадайте загадку, и вы узнаете, какие деревья растут на этом острове.

Что же это за девица:
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьёт.
А в иголках круглый год? (Ель)

Как по-другому называют это дерево? (Ёлка) - картинка

Проведём звуко-буквенный анализ слова ёлка.

Сколько слогов в слове? (ёл-ка)

Из каких звуков состоит первый слог? (из слияния йо и отдельного звука л)

Из каких звуков состоит второй слог? (из слияния ка)

Позовите слово, на какой слог падает ударение?

Посмотрите на схемы. Какая из них подходит к слову ёлка?

Докажите.

- Ребята, а кто прячется под лапами ёлки, вы узнаете, отгадав следующую загадку.

Сердитый недотрога
Живёт в глуши лесной
Иголок очень много
А ниток - ни одной.
(Ёжик) - картинка

- Правильно! Молодцы!

Проведём звуко-буквенный анализ слова ёжик.

Сколько в слове слогов? (ё-жик)

Из каких звуков состоит первый слог? (йо)

Второй слог? (жык)

На какой слог падает ударение? (на 1)

Какая из схем подходит к слову ёжик?

Какие звуки слышатся вначале слов ёлка и ёжик? Произнесите. (йо)

Ребята, эти звуки обозначаются одной буквой ё

А чтобы нам познакомиться с новой буквой отправляемся в путь по морю к следующему острову.

Приготовились. Поплыли.

(показ движений руками)

4. Вторая остановка «Остров новой буквы»

1.Показ буквы ё.

Давайте произнесём эту букву. Как она произносится? (тянется), значит, эта буква, какая? (гласная)

Ребята на этом острове живёт наша новая буква ё, которая обозначает два звука (йо) в словах ёлка, ёжик.

2. Послушайте сказку о букве ё. Как она появилась.

Сказка.

Однажды буква «Е» убежала в лес. Вдруг подул сильный ветер, закачались деревья. Буква «Е» испугалась и спряталась под ель. На неё упали две шишки, от которых на голове у «Е» образовались шишки. Так «Е» превратилась в «Ё». От этого «Ё» - всегда ударная гласная.

3. Ребята, давайте посмотрим на печатные буквы ё, они похожи или отличаются друг от друга?

- А на что похожа буква ё?

(ответы детей)

Учитель вешает плакат «на что похожа буква».

Буква Е передохнула,
Как тот час же на неё
Пара птенчиков вспорхнула -
Получилась буква Ё.

4. Ребята, давайте раскрасим букву ё на листочках.

- Посмотрите, на каком месте она стоит в алфавите.

- Напечатайте 5 букв Ё на свободной полочке.

- Обведите красным карандашом ту, которая лучше всего получилась.

Молодцы, ребята!

5. Сейчас мы проверим, как хорошо вы запомнили букву Ё.

(работа по карточкам ПАРАМИ)

- Подчеркните все буквы ё.

Проверка. В каких словах подчеркнули букву Ё?

- А сейчас давайте отдохнём.

Физминутка.

5. Третья остановка «Остров слияний»

- А сейчас мы отправляемся на следующий остров.

- Приготовились. Поплыли.

(показ движений руками)

- Итак, мы переходим к чтению сочетаний и слов с буквой Ё.

- Читать слова с буквой ё легко. Если эта буква стоит вначале слова или после гласной буквы, то её надо просто назвать.

1. Чтение слов с доски.

ЁЖ ЁЖИК СВОЁ
ЁР ЁЛКА МОЁ
ЁС ТВОЁ СПОЁМ

Давайте позовём слова и определим, на какую гласную падает ударение.

Вывод: Буква Ё всегда ударная, обозначает два звука вначале слова и после гласной.

2. Послушайте стихотворение.

- Расскажи-ка, буква Ё,
Как твоё житьё-бытьё? На доске.
Буква ё даёт отчёт:
- Ничего житьё течёт, я ударная всегда!
- Ой-ё-ёй, вот это да!

Вывод: После «ь» буква ё обозначает два звука.

3. Работа по таблице.

- Ребята, давайте отгадаем слова, в которых встречается буква ё. (ёж, ковёр, вёдра, свёкла)

- Какие ещё слова с буквой ё вы видите? (щётка, тёрка, ёрш)

Молодцы!

- А сейчас давайте прочитаем слоги-слияния и сочетания с буквой ё.

- Обратите внимание, что когда буква ё стоит после согласной, т.е. в слиянии, сколько звуков она обозначает? (1 - о), а согласный звук слышится как? (мягко)

Вывод: Буква Ё не всегда имеет два звука, а только когда стоит вначале слов, после гласной буквы или после мягкого знака.

Какие ещё гласные буквы могут иметь два звука? (е,я)

(чтение по таблице)

- Ребята, пришло время отправляться на остров Чтения, где мы будем как вы думаете, что делать?

Правильно, мы будем читать предложения и рассказы с буквой ё.

Приготовились. Поплыли.

(движения руками)

6. Четвёртая остановка «Остров Чтения»

Работа по азбуке

  • Стр. 30-31
  • Чтение стр.30
  • Чтение стр. 31

- Сейчас мы прочитаем рассказ о лесном зверьке.

Чтение рассказа по азбуке о еже.

- Что нового узнали о ёжике?

- Ребята, а как нужно относиться к ежам? (их нельзя ловить и держать у себя дома, т.к. их дом - лес)

Если убежище ёжика безопасно, то иногда можно и днём видеть, как забавляются эти животные; если же сколько-нибудь шумно, то они выходят только ночью. Сначала слышится шорох в листьях, затем показывается и сам хозяин гнезда. В случае опасности ёж мгновенно скручивается в колючий комок. Ёж спасается от врагов своими иголками. Свернётся в клубок и фуфыкает сердито. Попробуй-ка, возьми его! Зимой ежи спят, а летом охотятся на насекомых, мышей и даже на змей. Ёж совершенно нечувствителен к змеиному яду.

- А вы знаете, что есть и морские ежи?

Ёж морской на дне морском
Пел о ёжике лесном:
Ах ты, ёж. Братец ёж,
Как без моря ты живёшь?
Ёж живёт в глуши лесной,
Ёлка - дом его родной.

- Посмотрите на морских ежей. Они отличаются от лесных ежей?

Иглы морского ежа длинные, как спицы, и служат для передвижения, защиты, а также исполняют роль рук. Ползает он тихонечко по дну и ест, что в рот попадёт.

- Ну а сейчас мы отправляемся на последний остров «Остров Подведения итогов».

Приготовились. Поплыли.

(показ движений руками)

7. Пятая остановка «Остров Подведения итогов»

- Ребята, с какой новой буквой познакомились?

  • Почему она хитрая?
  • Что узнали нового?
  • Вам понравился урок?

Молодцы! Хорошо работали и за это вы получаете небольшие подарочки.