Методическая разработка внеурочного занятия для обучающихся 2–4-х классов по теме «Доброта»

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа

Классы: 2, 3, 4

Ключевые слова: доброта и сострадание, доброта


Цель занятия: дать понятие детям о незаменимом человеческом качестве - доброте, способствовать воспитанию милосердия, желанию помочь без ожидания благодарности.

Формирующиеся ценности: понимание доброты, милосердия;

  • доброта - это способность, желание быть милосердным, поддержать, помочь без ожидания благодарности;
  • благотворительность - проявление добрых чувств, благодарность была распространена в России в прошлые века.

Планируемые результаты:

Личностные:

  • понимать значение нравственных норм и ценностей как условие жизни личности, семьи, общества;
  • строить своё общение, совместную деятельность на основе правил коммуникации: умения договариваться, мирно разрешать конфликты, уважать другое мнение;
  • соотносить свои поступки с нравственными ценностями, принятыми в российском обществе;
  • строить своё поведение с учётом нравственных норм и правил, проявлять в повседневной жизни доброту, справедливость, доброжелательность в общении, желание при необходимости прийти на помощь;
  • понимать необходимость обогащать свои знания о духовно - нравственной культуре, стремиться анализировать своё поведение, избегать негативных поступков и действий, оскорбляющих других людей.

Предметные:

  • выражать своими словами понимание значимости нравственного совершенствования и роли в этом личных усилий человека, приводить примеры;
  • раскрывать основное содержание нравственных категорий «добро», «милосердие», «сострадание», «дружелюбие»;
  • первоначальный опыт осмысление и нравственной поступков поведения (своих и других людей) с позиции православной этики.

Метапредметные:

  • совершенствовать умения в различных видах речевой деятельности и коммуникативных ситуациях;
  • овладевать навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
  • признавать возможность разных точек зрения;
  • соблюдать правила ведения диалога и дискуссии, корректно задавать вопросы и высказывать своё мнение.

Продолжительность занятия: 45 мин.

Рекомендуемая форма занятия: устный журнал с использованием различных форм работы.

Структура занятия:

  • Часть 1: Мотивационная
  • Часть 2: Основная
  • Часть 3: Заключительная

Сценарий занятия

Часть 1: Мотивационная

Организационный момент

Повернитесь друг к другу, улыбнитесь, пожелайте хорошего настроения. Пронесите эту частичку доброты до окончания сегодняшнего дня.

Учитель: Просмотрите фрагменты мультфильма. Как он называется?

(Просмотр видеофрагментов (слайд 2 - 8)) (Ответы учащихся)

Учитель: Всё верно. Это «Мешок яблок» по произведению В.Г.Сутеева

(фото писателя и выставка книг) (Слайд 9)

Учитель: Кто главный герой? Какими качествами он обладает? (ответы обучающихся)

Сегодня мы свами вспомним сказки. Вы любите сказки?

- Вспомните сказку (иллюстрация к сказке Гуси - лебеди) (Слайд 10)

Что там происходит? (Обучающиеся вспоминают, а учитель по ходу рассказывания сам выразительно читает отрывки из сказки).

Учитель: Давайте заглянем в другую сказку. Как она называется? (иллюстрации к сказке «Морозко» (Слайд 11)

- Вспомните, как Падчерица согрела тёплым словом Деда Мороза? (дети отвечают)

- Чем заканчиваются сказки? (В сказках добро побеждает зло)

- Почему положительным героям сказок всегда помогают птицы, звери, природа? (ответы обучающихся)

Разгадайте ребусы: (на маршрутных листах) (Слайд 12)

Учитель: Есть очень хорошая пословица: «Доброе слово - что ясный день».

- Как вы её понимаете? (Ответы учеников: Доброе слово дарит радость, как солнышко дарит тепло в ясный день. Вот и получается, что словом можно согреть человека.)

Учитель: Давайте подумаем, о чём мы поговорим на классном часе?

Поставьте цель. (Дети формулируют цель классного часа под музыку).

Песенка о доброте (Слайд 12)

Помогут сформулировать цель урока глаголы (выяснить, изучить, обобщить, разобраться, систематизировать, закрепить…)

Цели фиксируются в маршрутных листах.

Составляется план действий достижения учебных целей.

Обучающиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану.

Цель:

  • Вспомнить, что мы называем добром, добротой
  • Определить, какими качествами должен обладать добрый человек
  • Подумать и придумать, можно ли в себе развивать качества доброты. Если можно, то как?

Часть 2: Основная часть

(Дети заранее готовят проекты и защищают их) (Работа в группах)

  • История Дня доброты
  • Произведения о добре и зле
  • Пословицы о доброте
  • Высказывания писателей о доброте

Учитель: Слово «добро» является исконно русским и ведёт свои корни из праславянского языка. Изначально это слово на Руси было противоположно слову «худо». Позже слово началось употребляться как бескорыстное и искреннее стремление к осуществлению блага, полезного деяния.

Защита проекта 1 группы

Существует праздник «Всемирный день доброты». Датой считается 13 ноября.

Всё началось в 1997 году, когда в Японии было создано «Всемирное движение за доброту», не имеющее политической и религиозной принадлежности. Спустя год, 13 ноября, в Токио стартовала первая конференция движения. День её открытия и был выбран датой нового праздника - Всемирного дня доброты.

В чём смысл дня и всего этого движения? Как говорится в официальной декларации объединения добровольцев: «Мы будем стремиться создать более добрый и более полный сочувствия мир». Добро спасёт мир и объединит народы, ведь оно по умолчанию заложено в человеческой природе и потому доступно каждому.

В России World Kindness Day прошел в 2009 году. Отметили его флешмобом на Манежной площади. Его участники, взявшись за руки, образовали «кольцо солидарности» вокруг Глобуса Часов Мира.

У праздника есть свой символ - открытое сердце. А ещё в день доброты принято дарить цветы встречным людям - и знакомым, и тем, кого видите первый раз. В каждой стране букеты разные.

Учитель: Давайте обратимся к Толковому словарю С.И.Ожегова.

(Работа со словарём)

(Работа в маршрутном листе)

В словаре С.И.Ожегова:

  • «Доброта - отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим».
  • «Добро - нечто положительное, хорошее, полезное».

Учитель: Не хвались серебром, а хвались …(добром) Так в народе говорят!

Обсудим проблему, с которой вы сталкивались хотя бы раз.

Защита проекта 2 группы

(Чтение рассказа В. Осеевой «Плохо»)

Учитель: Как называется рассказ?

- Как думаете, о чём мы будем говорить? (о равнодушии)

- Подберите слова - синонимы (чёрствость, безразличие, зло, наплевательство)

- Подберите слова - антонимы (отзывчивость, неравнодушие, сострадание, добро).

- Ещё раз скажите, как называется рассказ?

- И что же плохого сделали мальчики? Ведь они никого не били.

- Как называется такое качество людей? (безразличие, чёрствость, равнодушие)

- Что вы можете сказать о словах равнодушие и доброта? (Это слова противоположные по смыслу, антонимы)

Учитель: Послушайте историю:

Класс спускался по лестнице в вестибюль школы. И вдруг одна из учениц - Вера поскользнулась. Взмахнула портфелем и упала. Когда падала, то нечаянно толкнула впереди спускавшуюся Иру, а Ира портфелем стукнула Колю.

Ира закричала: «Ты что толкаешься? Вот неловкая, растяпа!»

Вслед за Ирой Петя громко сказал: «Не растяпа, а слепая курица. Надо смотреть под ноги.»

Коля взмахнул портфелем и пытался дать сдачи упавшей девочке.

Люда громко смеялась.

Остальные дети шли мимо. Как будто ничего не случилось.

И только Оксана сказала: «Ребята, ну что вы на неё набросились? Разве она нарочно толкалась? Она ведь упала!»

И Оксана подошла к Вере, помогла ей подняться, отряхнула платье.

Учитель: Что вы думаете о поступках этих ребят? Кто себя проявил лучше всех? (анализ ситуации в целом и поступков каждого)

А что вам совсем не понравилось? (грубость Иры и Коли, равнодушие окружающих, поведение Пети)

Мы решили, что с лучшей стороны проявила себя Оксана.

Что чувствовала Оксана по отношению к девочке? (Сострадание - это чувство, которое помогает понять, что чувствует человек, которому сейчас плохо. Но сочувствие - это ещё не всё.)

Как вы думаете, а из проходивших мимо детей не было сочувствующих? (Ребята задумываются и понимают, что, может быть и были) Но они ничего не сделали.

Умение проявить невосприимчивость ко всему дурному - это ещё полдела. Нужно быть способным выразить нетерпимость к нарушению норм и правил поведения.

Вспомните, не случалось ли вам попадать в такие ситуации? А может кто-то видел подобное? (Ребята охотно делятся опытом, проговаривая положительные и отрицательные стороны поведения).

Учитель:

Добро и зло творить
Во власти всех людей.
Но зло творится без труда,
Добро творить трудней!

Учитель: Почему? (высказывания детей)

- Обидеть или погладить легче?

Обидеть, что ударить, приласкать - нужно слова искать.

Учитель: Всегда ли в жизни, как в сказках всё заканчивается хорошо?

Читает ученик

Ах, как нам добрые слова нужны.
Не раз мы в этом убеждались с вами,
А может, не слова - дела важны?
Дела - делами, а слова - словами.
Они живут у каждого из нас,
На дне души до времени хранимы,
Чтоб их произнести в тот самый час,
Когда они другим необходимы.
(М.Лисянский)

Игра «Ручеёк» - физминутка

Учитель: Давайте теперь сами побываем в роли волшебников и подарим друг другу добрые слова. Поиграем в игру «Ручеёк». Встаньте парами друг за другом, соединив руки вверху дугой. Это ручеёк. Один водящий проходит через ручеёк и выбирает себе нового партнёра, при этом говоря ему добрые слова - комплименты. (учитель может первым пройти через ручеёк и, взяв в пару самого невыбираемого ученика, сказать ему тёплые, добрые слова).

Учитель: Сохраните этот климат доброжелательности в классе. Говорите друг другу больше хороших, добрых слов. От этого вы и сами будете становиться добрее.

Делать людям хорошо - хорошеть самому. (Л.Татьяничева)

Как вы понимаете «хорошеть самому»?

Доброта, милосердие вырабатываются человечеством в течение столетий для того, чтобы всем было легче жить, общаться друг с другом, чтобы это общение приносило радость, жить каждому из нас надо по правилам добра.

А что гласит о доброте народная мудрость?

Защита проекта 3 группы

(читает ученик)

Пословицы недаром появляются.
Без них прожить никак нельзя,
Они - великие помощницы
И в жизни верные друзья.
Порой они нас наставляют,
Советы мудрые дают,
Порой чему-то научают
И от беды нас берегут.

Игровой материал

Какие пословицы и поговорки о добре вы знаете? (Игра «Пословица, соберись!»)

(У детей карточки со словами. Задача игры: собрать пословицу и объяснить её значение).

  • Доброе слово лечит, а злое калечит.
  • Злой не верит, что есть добрый.
  • Добрая слава лежит, а худая бежит.
  • Доброго чтут, а злого жалуют.
  • Добряк добро творит, быть может, и не зная, что от того болит душа у негодяя.
  • Доброта без разума пуста
  • Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила.
  • Делай другим добро - будешь сам без беды.
  • Добрый человек в добре живёт век.
  • Доброе дело питает и душу, и тело.
  • Худо тому, кто добра не делает никому.

(Если ребята затрудняются объяснить смысл пословицы, на помощь приходят участники 3 группы)

Учитель: Доброта, милосердие, радость, переживание за других создаёт основу человеческого счастья.

Защита проектов 4 группы

Высказывания писателей о доброте (Страничка для любознательных)

(Слайд 13)

Уже в 4 веке до н.э. древнегреческий философ Платон утверждал: «Стараясь о счастье других, мы находим собственное счастье».

Эту мысль продолжил уже в 1 веке н.э. римский философ Сенека: «Человек, который думает только о себе и ищет во всём своей выгоды, не может быть счастлив. Хочешь жить для себя, живи для других».

  • Вспомните слова Л.Н.Толстого: «В жизни есть только одно несомненное счастье - жить для других».
  • «Ничего не обходится нам так дёшево и не ценится так дорого, как вежливость и доброта» (М.Сервантес)
  • «Истинная доброта заключается в благожелательном отношении к людям». (Ж.Ж.Руссо)
  • «Чтобы оценить доброту в человеке, надо иметь некоторую долю этого качества и в самом себе». (В.Шекспир)
  • «Чем человек умнее и добрей, тем больше он замечает добра в людях». (Б.Паскаль)
  • «Доброта - вот качество, которое я желаю приобрести больше всех других». (Л.Толстой)
  • «Знания должны увеличиваться с добротой». (Ф.Искандер)
  • «Лучшее, что я храню в себе, это живое чувство к добрым людям». (М.Пришвин)

Учитель: Выпишите в маршрутный лист высказывание, которое вам больше понравилось.

Учитель: Человек, который делает добро другим, чувствует себя счастливым. Напротив, себялюбец - несчастлив.

Верно, человек, который любит только себя, который не имеет друзей, остаётся один, когда приходят тяжёлые жизненные испытания.

Лев Николаевич Толстой в письме семилетнему мальчику Захару Шевцову писал: (Слайд 14)

…Советую тебе, мой мальчик, всю жизнь с нынешнего дня и до самой смерти учиться изо всех сил тому, чтобы быть как можно добрее со всеми: с няней, с папой, с мамой, братьями, дворником- со всеми, с кем только сходишься. Это не совсем легко, этому надо учиться так же, как учиться читать, писать, играть на фортепиано или на скрипке. Только тем всем наукам научишься - и конец, а этой науке конца нет. И главное, ни от каких наук нет такой радости, сколько от этой; что дальше учишься, то самому веселее и веселее, и все вокруг тебя всё больше и больше тебя любят. Пожалуйста, сделай так. Всякую минуту пойми, что тебе надо быть добрым.

Учитель: Каким делает человека доброта? (Обаятельным, красивым. Человек, в душе которого добро, приятно выглядит. У него выражение радости и покоя на лице и милая улыбка на губах.)

Каждый ли человек может быть добрым? (Добрым может быть только тот, кто всегда доброжелателен к людям, кто думает не только о себе, но и о других. Добрый человек всегда учитывает интересы других людей.)

Как вы думаете, какие правила доброты необходимо выполнять, чтобы быть добрым? (Любить людей - знакомых и незнакомых. Призывать окружающих к хорошим взаимоотношениям. Делать добро для близких, друзей.)

Давайте составим образ доброго человека.

(Учащиеся составляют словесный портрет доброго человека)

(Изображение доброго человека на маршрутном листе)

Учитель: А теперь заглянем в наш ларец добродетелей. Как вы думаете, что там? (предположение ребят)

Там уроки доброты! (советы нам)

Кто желает произнести заветные слова: «Если я хочу стать добрее, мне нужно научиться…» (по мере произнесения этих слов детьми из ларца вынимаются и прикрепляются к доске слова) (работа с маршрутным листом)

  • помогать там, где нужна моя помощь;
  • понимать другого;
  • заботиться о близких;
  • выручать друзей в беде;
  • не ссориться;
  • сочувствовать…

Учитель: Как вы думаете, это трудно? Какой вывод мы можем сделать?

Дело не только в том, чтобы уметь произносить эти слова в нужный момент, сколько в сердечной чуткости, умение отвечать на добро движением своей души, то есть быть добросердечным человеком.

Творить добрые дела невероятно просто. Добро не измеряется деньгами, порой не требует много времени и сил, главное - начать. Даже просто улыбка незнакомому человеку - уже способна творить чудеса, в том числе и самого человека, кто это Добро делает.

Учитель: К сожалению, не каждый способен своим трудом обеспечить себя и свою семью. История нашей страны издавна показывала примеры того, как более слабым и обездоленным оказывалась поддержка. Это стало называться благотворительностью.

Благотворительность - это добровольная и безвозмездная помощь нуждающимся.

Это помощь отдельным людям, семьям, организациям, создаются благотворительные фонды, куда любой человек может пожертвовать деньгами.

Одним из проявлений благотворительности является меценатство.

Меценатство - это материальная или иная безвозмездная поддержка, которая оказывается организациям, а также представителям культуры и искусства.

Само название пришло из Древнего Рима.

Сергей Михайлович и Павел Михайлович Третьяковы - братья, сумевшие собрать огромную коллекцию картин русских и европейских художников. Савва Иванович Мамонтов является покровителем знаменитого певца Фёдора Шаляпина, художника Михаила Врубеля и других деятелей искусства.

Сейчас вырастает интерес к волонтёрскому движению, которое является современной формой благотворительности

Волонтёрство - это современная безвозмездная деятельность на благо общества или отдельных людей.

Само слово «волонтёр» вошло в наш разговор недавно. Однако это движение не является чем-то новым. Вспомните тимуровцев, которые помогали нуждающимся людям.

Волонтёрская деятельность разнообразна:

  • помощь незащищённым слоям населения - инвалиды, нищие, одинокие пенсионеры;
  • защита животных и окружающей среды;
  • пропаганда здорового образа жизни, физической культуры и спорта;
  • патриотическое и духовное воспитание молодёжи;
  • помощь людям, пострадавшим в чрезвычайных ситуациях, войн.

Заниматься волонтёрством можно в одиночку (например, стать донором крови), а можно совместно с единомышленниками (собирать мусор в лесу…)

Важным в этом деле является добровольная помощь, которая не ставит цель: получить вознаграждение.

Важно!

Ты можешь стать волонтёром и делать окружающий мир намного лучше и добрее.

С 18 лет никаких ограничений не существует.

Несовершеннолетним для участия в акциях нужно получить одобрение родителей.

Подростки младше 14 лет должны контролироваться старшими представителями волонтёрских организаций.

Учитель: Как уверяют психологи, проявление участия к ближнему - это не только про альтруизм. Согласно исследованиям, люди, совершающие добрые поступки, меньше болеют, дольше живут и при этом ощущают свою жизнь более гармоничной, чем те, кто часто злится.

Доброта - залог здоровья!

Но мы не должны забывать о братьях наших меньших.

Расскажите о своих добрых делах и поступках. Наверняка у каждого из вас есть такие! (Ребята вспоминают и делятся своими впечатлениями о помощи)

Часть 3. Заключительная

Учитель: Почему «Доброта» - это одно из важных качеств человека?

Сложно ли быть добрым человеком? Можно ли научиться добросердечности?

Как выработать в себе это качество? (ответы детей)

Рефлексия

1. Определи, какой пример характеризует волонтёрскую деятельность, а какой не является волонтёрством:

- за небольшую плату подростки вскопали огород соседке;

- восьмиклассники регулярно ходят помогать по хозяйству ветерану войны.

2. Добрый человек - это тот, кто

- кто приветлив в общении;

- жестокий;

- здоровый;

- заботится о животных.

3. Составь характеристику доброго человека:

Добрый человек: аккуратный, помогает в беде, честный, грубый, наглый, внимательный.

4. Какое из утверждений неверное:

- лживых людей не любят и не доверяют им;

- доброта всегда ценилась на Руси;

- справедливый человек из любой ситуации старается найти правильный выход;

- справедливый человек не бывает строгим.

5. Соедини начало и конец пословицы:

- Доброе слово лечит, а …злое калечит.

- Делай другим добро, …сам без беды будешь.

- Добра желаешь, …добро и делай.

- На добрый привет, … добрый и ответ.

Учитель: Составьте цветовой диктант: для этого вспомните добрые слова (любовь, дружба, мама, улыбка, здравствуйте, добро…) и раскрасьте их тем цветом, с которым они у вас ассоциируются (маршрутный лист)

Задание выполняется под песню «Дорога добра» (Слайд 15)

Оцените свою работу (Работа в маршрутном листе).

Учитель: Будьте добрыми! Умейте добрыми глазами увидеть радость или беду другого человека, добрым сердцем откликнуться на неё и добрым делом помочь!

Интеграция с учебными предметами

  • Русский язык: работа со словарями, анализ пословиц
  • Литературное чтение: чтение и обсуждение произведений В.А.Осеевой, В.Г.Сутеева, Л.Н.Толстого, русских народных сказок, пословиц, поговорок.

Список литературы

  1. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В.Виноградова. - 4-е изд., дополненное. - М.: «А ТЕМП», 2004. - 944 с.
  2. Осеева В.А. Волшебное слово. - Москва. Издательство «Детская литература». - 1970. - 16 с.
  3. Классному руководителю о классном часе. Технология подготовки и проведения личностно-ориентированного классного часа. - Под редакцией Е.Н.Степанова, М.А.Александровой. - М.: ТЦ Сфера, 2007. - 128 с.