Аспекты методики обучения одаренных детей в ДШИ

Разделы: Дополнительное образование

Ключевые слова: одаренные дети


Возрастные аспекты одаренности

Важными предпосылками развития детской одаренности являются возрастные особенности ребенка, которые в какой-то степени можно считать компонентами детских способностей. Этапы возрастного развития имеют свои особые черты. Возрастное развитие происходит путем последовательных переходов от одной его ступени к качественно другой. При этом черты, свойственные определенному периоду, могут на следующей стадии развития исчезнуть или стать второстепенными. Процесс возрастного развития заставляет задуматься о тех сензитивных периодах, когда обнаруживаются особо благоприятные возможности для того или иного направления развития. Такими возрастными предпосылками развития способностей у дошкольников является сензитивность к развитию сенеерики - ярких ощущений, а также их тонких градаций и динамических изменений. Также у дошкольника особенно быстро и легко развивается мелкая и крупная моторика проявляется в желании развить ловкость в определенных видах деятельности. Кроме того, доминирующими познавательными процессами в этом возрасте являются память и воображение - благодаря этому сознание ребенка выстраивает свой образ мира, который постоянно расширяется, наполняется новыми явлениями и красками, а то, чего пока не знает ребенок о мире, с лихвой дополняется его воображением.

У младших школьников показателями сензитивности являются повышенная восприимчивость, доверчивая готовность усваивать новые знания, вера в истинность того, чему учат. У школьников средних классов отмечаются возросшая самостоятельность, настойчивая энергия и широта склонностей. У старших школьников очень заметны работа анализирующей мысли, готовность к рассуждениям и особая эмоциональная впечатлительность- такое совмещение черт открывают особые возможности для многостороннего развития. Поскольку эти качества являются возрастными и, следовательно, в какой-то мере временными, их нужно вовремя и в полной мере использовать для подъема детских способностей. Нельзя упускать их из виду и педагогам, столкнувшимся с проявлением детской одаренности. Вместе с тем нужно помнить о преходящем характере возрастных предпосылок и избегать долговременного прогноза о будущих достижениях ребенка. Нужно помнить, что в полной мере характеризующими способности можно считать только такие свойства, которые не исчезают при переходе к новому возрасту. Существуют специфические возрастные психолого-педагогические характеристики, отмечаемые в развитии одаренных детей.

По мнению таких исследователей, как П.Г.Демидова и Некрасова Т.В., для раннего детства (от 1 до 3 лет) свойственно неуемное любопытство, умение следить за событиями, большой словарный запас, развитая речь, употребление сложных слов и предложений, повышенная концентрация внимания на чем-то одном, упорство в достижении результата в сфере, которая интересна. Отмечают также ранние проявления способностей к рисованию, музыке, счету, нетерпеливость и порывистость, изобретательность и богатую фантазию одаренных малышей. Одаренных дошкольников (от 4 до 7 лет) отличает замечательная память, яркое воображение, тонкая моторная координация, громадная любознательность, изобретение собственных слов, склонность к активному исследованию окружающего. Но при этом одаренным детям дошкольного возраста часто бывает свойственна нечеткость в разграничении реальности и фантазии: преувеличенные страхи, острое реагирование на несправедливость.

Школьный период одаренности (от 8 до 17 лет) характеризует успех во многих начинаниях, высокие результаты в деятельности, потребность в коллекционировании, классификации, принятие сложных и долгосрочных заданий, великолепное чувство юмора, развитая оперативная память, сформированность навыков логического мышления выраженная установка на творческое выполнение заданий. Особенно важно отметить, что яркие проявления детской одаренности могут быть следствием своеобразных сочетаний, совмещений свойств и возможностей разных возрастных периодов. На это первым обратил внимание Н.С.Лейтес. Так, некоторые дети дошкольного и младшего школьного возраста опережают своих сверстников не просто по объему знаний и умений, но и по своей активности, деятельной энергии и самостоятельности, то есть по тем качествам, которые обычно присущи уже подростковому периоду. Одаренных подростков отличают на фоне ярко выраженных черт их возраста такие качества, как самостоятельность и склонность к самообразованию, избирательность в занятиях, то есть черты следующего возрастного периода.

Возрастные особенности ранней юности могут усиливаться за счет сохранившихея в какой-то степени качеств более младших возрастов. Существует мнение, что один из секретов таланта - в сохранении детских черт восприятия мира. Один из исследователей творчества А.С.Пушкина ­ Павел Флоренский писал о том, что секрет гениальности - в сохранении детства в душе художника. Г.С.Батищев в книге «Введение в диалектику творчества» очень ярко раскрыл те ценности детства, которые стимулируют развитие таланта, одаренности.

Во-первых, это способность «озадачиваться», удивляться миру во всей его неисчерпаемой таинственности, загадочности, проблемности.

Вовторых - способность к радикальному, всезахватывающему самообновлению, к умению проблематизировать не только мир перед собой 15 и вокруг себя, но и самого себя.

В-третьих, общительность, жизнь во взаимности с другими, в сопричастности ко всему, существующему на свете.

Такие противоречивые качества «задержки на более ранних этапах онтогенеза» в большой степени были присущи А.Энштейну: в детстве будущий гений тревожил своих близких заметным отставанием в развитии (начал говорить первые слова после 2,5 лет, в школе демонстрировал нарушение навыков чтения и письма - дизлексию и дисграфию), в то же время в зрелом возрасте любил пошутить над собой и собратьями по науке (чего стоит его знаменитая фотография с высунутым языком), ежедневно музицировал на скрипке и рояле, утверждая: «Наука раскрывает неизвестное в Природе, а музыка - в человеческой душе, причём именно то, что не может быть раскрыто в иной форме, кроме музыки». Кроме того, разные виды одаренности заявляют о себе в разном возрасте. Так музыкальная, художественная, поэтическая одаренность проявляется довольно рано - в дошкольном возрасте. Причем, характерной особенность одаренных в творческих видах деятельности дошкольников является феномен «уметь раньше, чем знать»: малыши исполняют гениальную музыку, пишут стихи и картины так, как будто пережили разные трагические и счастливые минуты в жизни, как будто являются совершенно зрелыми и умудренными жизненным опытом людьми.

Физико-математические способности, а также литературная одаренность проявляются достаточно поздно - в 17-19 лет. Именно в этом возрасте подростки и юноши демонстрируют выдающиеся результаты в этих видах деятельности. Таким образом, в работе с одаренными детьми важно не только знать психолого­ педагогическую периодизацию возрастных особенностей проявления способностей, но и те специфические черты личности, которые 16 могут комбинироваться в уникальные комплексы одаренности в разном возрасте.

Музыкальная одаренность и ее проявления на разных этапах онтогенеза

Если обратиться к понятию музыкальной одарённости, то можно выделить несколько определений этого понятия. По мнению Г.М.Цыпина «музыкальная одаренность- это то качественно-своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность успешного занятия музыкальной деятельностью». АЛ.Готсдинер считает, что музыкальная одаренность - это «высшее и крайне идеализированное проявление музыкальных способностей. Иначе говоря, блестящий музыкальный слух, феноменальная память, пластичный и прекрасно скоординированный двигательный «аnпарат», невероятная обучаемость и титаническая работоспособность являются показателями музыкальной одаренности». По определению М.Т.Таллибулиной «музыкальная одаренность - сложное качественное образование, включающее наряду со специальными музыкальными способностями, творческую и индивидно-личностную составляющие». В таком случае, рассуждая о музыкальной одаренности, нельзя не коснуться содержания таких понятий, как музыкальность и музыкальные способности.

Под музыкальностью понимается компонент музыкальной одаренности, необходимый для занятия именно музыкальной деятельностью (любого ее вида), в отличие от всякой другой (Б.М.Теплов). Исследователь считает, что музыкальность объединяет в себе комплекс музыкальных способностей, требуемых для осуществления музыкальной деятельности». Обобщением вышесказанного можно считать определение М.М.Берлянчика - «феномен музыкальной одаренности представляет собой сложноорганизованное многокомпонентное и разноуровневое целое - системное образование, в котором специальные задатки и способности индивидуально, неповторимо сочетаются с общими свойствами, а также с высшими индивидуально-личностными качествами музыканта». Основу развития музыкальной одарённости составляет музыкальность. Она выражается в особой восприимчивости человека к музыкальному произведению и впечатлительности от него. Основным признаком музыкальности крупнейший отечественный исследователь проблемы музыкальных способностей Б.М.Теплов считал эмоциональную отзывчивость на музыку, т.е. способность ее переживания как некоего содержания. Наряду с этой способностью, по мнению ученого, признаком музыкальности становится способность дифференцированного восприятия музыкальной ткани, позволяющая определить ее предметно и содержательно, т.е. музыкальный слух (ладовое чувство и способность к слуховому представлению мелодии) и чувство ритма.

Итак, Теплов выявляет три основные музыкальные способности:

  1. ладовое чувство, т.е. способность эмоционально различать ладовые функции звуков мелодии и гармонии;
  2. способность к слуховому представлению, являющаяся основой развития музыкальной памяти;
  3. музыкально-ритмическое чувство, т.е. способность активно переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его.

Однако музыкальность не исчерпывается выделенными Б.М.Тепловым способностями, так как в ее структуру входят музыкальное мышление, исполнительские, творческие способности и др. Неслучайно в современных исследованиях расширяется круг признаков музыкальных 18 способностей. К.В.Тарасова относит к ним познавательные музыкальные способности - сенсорные (мелодический, тембровый, динамический и гармонический компоненты музыкального слуха и чувство ритма), интеллектуальные (музыкальное мышление в единстве его репродуктивного и продуктивного компонентов и музыкальное воображение) и музыкальную память. Мысль об общности психологии музыки и психологии речи, о том, что природа музыкальности связана со способностью к созданию звуковых структур, звучит в исследованиях Д.К.Кирнарекай (1988, 1989).

Исследователь опирается на идею об уровневой организации способностей. Она считает, что музыкальный слух, контроль ритма и музыкальная память являются необходимым фундаментом музыкальной одаренности, над которым могут надстраиваться различные уровни музыкальности. В частности, на первый уровень музыкальной одаренности Д.К.Кирнарекая выдвигает музыкально-языковую способность, благодаря которой возможно эстетически осмысленное восприятие музыкальных идей. Музыкальноязыковая способность складывается в подростковом возрасте и наряду с другими качествами является фундаментом музыкального мышления. Музыкальность Кирнарекая определяет как способность к правильному стилевому ощущению, т.е. к схватыванию и осмыслению всех взаимосвязанных закономерностей звукоорганизации в их эстетическом единстве.

В последней своей работе - «Музыкальные способности» - Д.Кирнарекая берет в качестве основополагающей способности музицирующего человека слух, что позволяет исследователю разделить все виды способностей музыканта на две большие группы, - это слух интонационный, позволяющий эмоционально переживать содержание музыки, и слух аналитический - комплекс способностей, позволяющих воспринимать музыкальную форму дифференцированно и осознанно, с пониманием красоты «музыкальной конструкции». М.С.Старчеус выделяет следующие критерии музыкальной одаренности: культурно-исторический, возрастной и абсолютный. С культурно-исторической точки зрения музыкальную одаренность по­ разному определяют в разные исторические периода и в разных культурах. Так, исследователь приводит в пример разницу в понимании музыкальной одаренности в народной и профессиональной музыкальных культурах. «В народной культуре яркость и неповторимость музыкального самовыражения певца пли певицы объясняют качествами души и состояниями духа, а не особенностями внутреннего устройства тела и психики», то есть музыкальная одаренность расценивается как особая общительность, лидерство в песенном коллективном музицировании. В профессиональном сообществе музыкантов к музыкальным способностям и одаренности предъявляются довольно узкие в профессиональном отношении требования - в обучении юного скрипача- одни, в обучении вокалиста или дирижерахормейстера - другие.

Рассмотрим теперь проявления музыкальной одаренности на разных этапах онтогенеза. В раннем детском возрасте малыши, в будущем проявляющие музыкальную одаренность, особенно чувствительны к звукам. Новорожденные, услышав знакомую мелодию, сначала замирают, а затем демонстрируют комплекс оживления. В возрасте 1-3 лет эти дети уже не могут обходиться без музыки, предпочитая классическую, мелодичную в прозрачной аранжировке. Лучшими игрушками для таких малышей являются музыкальные, а также радиоприемники, где можно поискать нужную частоту с чудесной музыкой. Подходя к музыкальному инструменту, малыши пробуют извлечь звук, относятся к нему бережно; некоторые, сидя за фортепиано, «ищут терции», а найдя знакомый консонанс, радостно смеются.

В дошкольном и начальном школьном возрасте проявления музыкальной одаренности проявляются в основном, в сенсорно-моторном аспекте: дети проявляют удивительно тонкий музыкальный слух, улавливают различные градации музыкальных звуков. Кроме того, начинающие одаренные музыканты с легкостью осваивают музыкальный инструмент, проявляя и здесь особую деликатность и чувствительность в вопросах звукоизвлечения, в отличие от «обычных» малышей, бегущих, например, к открытому пианино, чтобы «nобрякать» по его клавишам. Музыкально одаренные подростки проявляют недетскую волу и упорство в освоении инструмента, а также креативность во всем, чем занимаются - в сочинении стихов и музыки, в изобретении собственной методики технического развития.

Музыкально одаренные подростки с упоением читают методическую литературу, не довольствуясь программой, живо интересуются жизнью композиторов и музыкантов­ исполнителей, «nримеряя» на себя их роли, видя сны, в которы х они общаются с музыкальными гениями. Надо сказать, что данный период развития настолько богат возможностями, насколько чреват опасностями: в силу перфекционизма и подростковой импульсивности одаренные музыканты именно в этом возрасте переигрывают руки, переутомляются до болезни, могут разругаться «в пух и прах» с любимым преподавателем. Но наступает юношеский возраст, и бывшие бунтари становятся спокойней: в этом возрасте показателями музыкальной одаренности становятся способность к концептуальному музыкальному мышлению, стройное мировоззрение и определенность творческого кредо. Можно отметить и некоторые общие черты музыкально одаренных детей. Прежде всего, это необычное любопытство в отношении любых звуков и сосредоточенное внимание в их исследовании. В сознательном возрасте музыкально одаренные люди вспоминают свои первые музыкальные впечатления как самые яркие, счастливые мгновенья жизни. В то же время, сами музыкально-одаренные люди в качестве главного фактора необычайно быстрого и «легкого» развития их музыкальных способностей называют ранний опыт, приобретенный в семье - обилие и разнообразие музыкальных впечатлений.

Юным музыкантам присущи такие качества одаренных детей, как повышенная требовательность к себе и перфекционизм, желание сыграть, сочинить музыку в соответствии с высочайшими стандартами музыкального мастерства; критичное отношение в своему творчеству и повышенная чувствительность к неудачам; объективные и субъективные сложности общения одаренных со сверстниками, одноклассниками, социальный, эмоциональный и моторный дисбаланс в развитии, при которых высокий уровень развития интеллектуальных и творческих способностей не совпадает с развитием коммуникативных и эмоциональных процессов, двигательных навыков. Подведем некоторые итоги. Музыкальная одаренность - это качественно­своеобразное сочетание общих и музыкальных сгюсобностей, от которого зависит возможность успешного занятия музыкальной деятельностью. Исследователи выделяют сенсорные, когнитивные и аффективные и смысловые составляющие музыкальных способностей и одаренности. Среди критериев музыкальной одаренности можно выделить культурно­исторический, возрастной и абсолютный, согласно которому «истинная одаренность обнаруживает себя в своеобразии, свободе и продуктивности музыкального самопроявления». Музыкально одаренным детям и подросткам присущи такие качества, как повышенная требовательность к себе и перфекционизм; критичное отношение в своему творчеству и повышенная чувствительность к неудачам; объективные и субъективные сложности общения со сверстниками, одноклассниками; социальный, эмоциональный и моторный дисбаланс в развитии.

Заключение

Одаренность означает уникальное сочетание общих и специальных способностей человека, позволяющее достигать результатов, значимых в науке, культуре, искусстве своего времени. Различают общую и специальные виды одаренности. Общая одаренность подразумевает высокий уровень когнитивного развития, позволяющий овладеть практически всеми видами деятельности с одинаковой степенью успешности. В определении специальных видов одаренности популярна трехфакторная концепция Рензулли, включающая познавательные способности выше среднего, креативность и высокую мотивацию к деятельности. В современной науке выявлены возрастные периоды, особенно сензитивные для развития способностей и качеств личности, которые необходимо учитывать в обучении и воспитании. Для раннего детства одаренных детей (от 1 до 3 лет) свойственно неуемное любопытство, высокий уровень развития речи, концентрация внимания, упорство. Одаренных дошкольников (от 4 до 7 лет) отличает замечательная память, любознательность, склонность к исследованию окружающего мира, высокий уровень воображения и т.п.

В школьный период развитие одаренных детей и подростков высокая познавательная активность, опережающее развитие познавательных процессов и операций­ восприятия, памяти, внимания, богатство образного мышления и ранняя сформированнесть логического мышления, склонность к выполнению творческих заданий. В настоящий момент в педагогической науке и практике существует несколько подходов к развитию и обучению одаренных детей. В обучении музыкально одаренных детей и подростков более адекватными целям и задачам музыкального образования являются стратегия обогащения обучения и развития, тьюторство и менторство.

Список литературы

  1. Анисимов В. П. Диагностика музыкальных способностей детей: Учеб. пособие для студ. высщ. учеб. заведений.- М.: ВЛАДОС, 2004.- 128 с.
  2. Батищев Г.С. Введение в диалектику творчества.- СПб, 1997. - 255 с.
  3. Берлянчик М.М. Проблемы одаренности/ Основы учения юного скрипача: Мышление. Технология. Творчество.- М., 1983. - 4Зс.
  4. Биржева М.А. Организационно-педагогические условия обучения и развития интеллектуально одаренных детей в начальной школе. М.А.Биржева // Автореф. дисс. спец. 13.00.01 «Общая педагогика, история педагогики и образования». - М.: Академия, 2007.- 25 с.
  5. Гончарова О. В. Педагогические условия развития музыкально одарённых детей: дисс. канд. пед. наук. - Волгоград, 2000.- 215 с.
  6. Готсдинер А.Л. Музыкальная психология. М.: - Просвещение, 1983, 190с
  7. Гутовец М.В. Некоторые особенности современного музыкального образования в детской музыкальной школе// Молодой ученый.- 2015.- NQ 22.- С. 6-8.
  8. Дубровина И.В. Психология: учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений/ И.В.Дубровина, Е.Е.Данилова, А.М.Прихожан; под ред. И.В.Дубровиной, - М., 2006. - 464 с.
  9. Еременко Ю. А. Формирование психологической устойчивости к сценическим выступлениям у юных музыкантов/ Музыкальная культура в теоретическом прикладнам измерении. Сб.науч.тр.: в 2 ч - Кемерово, 2014 - Ч. II - с. 53-59.
  10. Зимина А. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста. - М.: ВЛАДОС, 2000. - 302 с.