Эффективные методы работы по подготовке к ЕГЭ по русскому языку в 10–11-х классах

Разделы: Русский язык

Классы: 10, 11

Ключевые слова: ЕГЭ по русскому языку


Знание только тогда становится знанием,
когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью.
Л.Н.Толстой

Презентация (слайд 2-3)

Русский язык - это обязательный предмет для сдачи на Едином государственном экзамене. Результаты ЕГЭ являются одним из главных показателей поступления учащихся в высшие учебные заведения, а значит, выбора профессии на всю жизнь. По мнению большинства учителей, проблема этого экзамена в том, что он слишком специфичен и не совсем соответствует школьной программе, т.е. изучение русского языка по школьной программе и подготовка к ЕГЭ по русскому языку - это не одно и то же!

Цель и задача

Сдать ЕГЭ одинаково хорошо все учащиеся не могут. Значит, важно показать и проверяющим, и, конечно, родителям, что всё, зависящее от школы для успешной сдачи на уровне каждого учащегося, чётко продумано и выполнено. Результаты давно уже стали не только показателем уровня знаний самого ученика, но и материалом для анализа качества преподавания в школе (образовательных организациях).

Цель учителя - дать качественные знания по предмету.

Задача учителя - качественная подготовка к ЕГЭ. (слайд 4)

При подготовке к ЕГЭ используется простая методика, в основе которой алгоритмы рассуждения. Здесь можно выделить несколько шагов:

Первый шаг. Вспоминаем теорию

Теоретический материал по основным и наиболее сложным разделам представляется в обобщенном и компактном виде в схемах и таблицах, которые разрабатываются совместно с учащимися. Подобная систематизация материала способствует максимальной наглядности, обобщению знаний и интеграции изученного не только по отдельно взятой теме, но и по всему курсу русского языка. Кроме того, таблицы развивают аналитические способности учащихся и активизируют их зрительную память. Материал представляется не только в компактном, но и в расширенном и углубленном виде.(слайд 5)

Теория - фундамент. Вспоминаем и восстанавливаем, систематизируем необходимые теоретические знания с помощью лекций, презентаций, семинаров. Считаю, что целесообразнее ученикам самим находить и повторять материал по определенной теме или блоку. Самостоятельная работа учащихся более эффективна, чем, скажем, лекция учителя. Поэтому при повторении той или иной темы я дополнительно предлагаю сведения, где можно найти нужный материал или чаще даю готовый теоретический материал. (слайд 6)

Второй шаг. Создаем алгоритм решения «задач»

Мы называем задания теста задачами. Поэтому выстраиваем последовательность действий при выборе ответа. Здесь важно, чтобы ученик при решении любой задачи учился анализировать, рассуждать, применять не только правило, но и логику. Нужно выявлять закономерности, и тогда будет совсем не сложно найти правильный ответ.(слайд 7,8)

Третий шаг. Слушаем друг друга

Здесь мы решаем задачи по алгоритму вместе, слушаем друг друга. Необходимо включать учащихся в процесс анализа, оценки собственной деятельности на каждом этапе урока. Для этого разрабатываются критерии оценки познавательной деятельности и её результатов. Задача заключается в том, чтобы научить школьников самостоятельно объективно оценивать свою работу. (слайд 9,10)

Четвёртый шаг. Решаем самостоятельно

Для тренировки берем типовые тестовые задания. Желательно все свои рассуждения записывать или проговаривать вслух! Критерий готовности: «Если ты можешь не только выбрать правильный ответ, но и объяснить, почему все другие неправильные, можешь переходить к следующему заданию».(слайд 11)

Уроки в 10-11 классах должны носить обобщающий характер. Практически всегда использую разминки на повторение. Такой вид работы помогает при повторении всех разделов русского языка. Ежеурочная «разминка» состоит, например, из следующих этапов: работа над произношением и лексическим значением слов; задания по фонетике и словообразованию; орфографический разбор слов, пунктуационный и синтаксический разбор предложений; работа по исправлению грамматических ошибок.

Таким образом, разнообразные практические задания в ходе разминки обеспечивают надежность сохранения в рабочем состоянии знаний и умений по русскому языку.

Еще одно правило, которому я следую!

«Знать своего врага - почти победа!» (Тактика работы с тестами)

Приведу памятку для учеников, которую они должны соблюдать во время выполнения тестов. Эти советы я нашла в интернете и стала применять в своей практике.

Памятка для выпускника

(слайд 12)

Сосредоточься!

После выполнения предварительной части тестирования (заполнения бланков), когда ты прояснил все непонятные для себя моменты, постарайся сосредоточиться и забыть про окружающих. Для тебя должны существовать только текст заданий и часы, регламентирующие время выполнения теста. Торопись не спеша! Жесткие рамки времени не должны влиять на качество твоих ответов. Перед тем, как вписать ответ, перечитай вопрос дважды и убедись, что ты правильно понял, что от тебя требуется.

Начни с легкого.

Начни отвечать на те вопросы, в знании которых ты не сомневаешься, не останавливаясь на тех, которые могут вызвать долгие раздумья. Тогда ты успокоишься, голова начнет работать более ясно и четко, и ты войдешь в рабочий ритм. Ты как бы освободишься от нервозности, и вся твоя энергия потом будет направлена на более трудные вопросы.

Пропускай!

Надо научиться пропускать трудные или непонятные задания. Помни: в тексте всегда найдутся такие вопросы, с которыми ты обязательно справишься. Просто глупо недобрать очков только потому, что ты не дошел до "своих" заданий, а застрял на тех, которые вызывают у тебя затруднения.

Читай задание до конца!

Спешка не должна приводить к тому, что ты стараешься понять условия задания "по первым словам" и достраиваешь концовку в собственном воображении. Это верный способ совершить досадные ошибки в самых легких вопросах.

Думай только о текущем задании!

Когда ты видишь новое задание, забудь все, что было в предыдущем. Как правило, задания в тестах не связаны друг с другом, поэтому знания, которые ты применил в одном (уже, допустим, решенном тобой), как правило, не помогают, а только мешают сконцентрироваться и правильно решить новое задание. Этот совет дает тебе и другой бесценный психологический эффект - забудь о неудаче в прошлом задании (если оно оказалось тебе не по зубам). Думай только о том, что каждое новое задание - это шанс набрать баллы!

Исключай!

Многие задания можно быстрее решить, если не искать сразу правильный вариант ответа, а последовательно исключать те, которые явно не подходят. Метод исключения позволяет в итоге сконцентрировать внимание всего на одном - двух вариантах.

Запланируй два круга!

Рассчитай время так, чтобы за две трети всего отведенного времени пройтись по всем легким заданиям ("первый круг"). Тогда ты успеешь набрать максимум очков на тех заданиях, а потом спокойно вернуться и подумать над трудными, которые тебе вначале пришлось пропустить ("второй круг").

Проверь!

Оставь время для проверки своей работы, хотя бы, чтобы успеть пробежать глазами и заметить явные ошибки.

Угадывай!

Если ты не уверен в выборе ответа, но интуитивно можешь предпочесть какой-то ответ другим, то интуиции следует доверять! При этом выбирай такой вариант, который, на твой взгляд, имеет большую вероятность.

Не огорчайся!

Стремись выполнить все задания, но помни, что на практике это нереально. Учитывай, что тестовые задания рассчитаны на максимальный уровень трудности, и количество решенных тобой заданий вполне может оказаться достаточным для хорошей оценки.

Правило 4. Учись писать сочинение-рассуждение! (слайд 13)

Самая сложная часть ЕГЭ по русскому языку, по отзывам учеников - это сочинение (задание 27). Ребятам предлагается создать новый оригинальный текст на основе прочитанного ими в ходе экзамена. Но все же написать сочинение-рассуждение небольшого объема - всего в 150 слов - на предложенный текст гораздо легче, чем написать традиционное сочинение объемом в 4 листа.

Самого начала изучаем задание 27. Читаем каждое предложение и выделяем ключевые слова.

Выстраиваем пункты плана.

  1. Вступление.
  2. Проблема.
  3. Связка.
  4. Комментарий (1-й пример) + Пояснения к комментарию + Связка.
  5. Комментарий (2-й пример) + Пояснение к комментарию + Связка.
  6. Позиция автора - как автор отвечает на поставленный вопрос, как относится к проблеме. 1-2 предложения.
  7. Собственная позиция. Обоснование своей позиции (аргументы, доказательства) - 1-2 предложения: объявить свое согласие с мнением автора, сформулировать тезис, который будете доказывать аргументами в следующем абзаце.
  8. Заключение. (см. приложение шаблон сочинения)

Важный этап работы над сочинением-рассуждением - это выявление проблемы. Проблем может быть и несколько, тогда нужно выявить главную, и этому тоже необходимо учить в процессе комплексного анализа. Обнаружение проблемы может происходить в несколько этапов:

  1. пересказ текста;
  2. выделение микротем по абзацам;
  3. поиск ключевых слов;
  4. формирование и запись мыслей, содержащихся в каждом абзаце, выявление главной из них;
  5. формирование проблемы - вопроса, который автор ставит перед читателем.

Определенные трудности вызывает составление комментария к тексту. Приучаю детей видеть разницу между комментарием и простым пересказом, который в сочинении недопустим. Необходимо, говорю я детям, анализируемое «пропустить через себя», кратко изложить суть наиболее важных моментов текста. Предлагаю запомнить слова-подсказки: «В начале текста…», «Затем…», «В заключение…».

Необходимо вникнуть в факты, а они сами подскажут, на что обратить внимание, и вызовут определенный эмоциональный настрой. Предупреждаю о том, что нельзя цитировать большой фрагмент исходного текста.

Также на основе этой работы формируется позиция автора: что думает автор по поводу прокомментированного. Следует объяснить ребятам, что авторская позиция основывается на понятиях «да» или «нет». Нравится ли ему картина действительности, которую он отобразил? Что думает автор о поднятой им проблеме? Тут уместны оценочные слова: хорошо-плохо, недопустимо - желательно, нельзя - необходимо.

Следующий этап работы над сочинением-рассуждением - это формулировка своего мнения и его аргументация, которая состоит по традиции критериев проверки ЕГЭ из двух доказательств. Необходимо научить ребят формулировать тезис - мысль, которая требует доказательства, от которого, в свою очередь, можно и нужно задать вопрос: «Почему?» Ребятам важно научиться контролировать себя, после аргументации можно посоветовать задать вопрос: «Какая мысль мной доказана?» Ответом на него должен послужить их же тезис, приведённый выше. Такая самопроверка позволит избежать логических ошибок.

Важная композиционная часть сочинения - это завершение или вывод. Тут можно вернуться к вступлению, подумать, интересна ли тема, актуальна ли проблема, поднимаемая автором.

В 10 классе уместно предложить ребятам использовать план работы над 27 заданием на ЕГЭ по русскому языку.

  1. Внимательно, вдумчиво прочитать текст, обратить внимание на имя и фамилию автора. Обозначить тему (О чём этот текст?) Первое предложение сочинения должно быть самостоятельным связанным с основной темой текста. Нужно учесть, что нельзя начинать сочинение словами: «Этот текст...» Хорошо начать с риторического вопроса, риторического восклицания. В первом предложении уже должна «звучать» проблема. Вступление можно построить по-разному: в виде назывных предложений («Родная речь»…), в виде вопросительных предложений («Для чего необходимо бережно относиться к родному языку?»…), в виде небольшой цитаты из исходного текста («Нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!» - так сердечно выразил И.С.Тургенев свое отношение к русскому языку и к русскому народу.)
  2. Обозначить проблему или проблемы (их может быть несколько) данного текста, дать комментарий (пояснение) к этой проблеме. (Ученики должны четко знать определение проблемы. Проблема - вопрос, поднимаемый автором, или главная мысль, высказываемая автором.)
  3. Следующий пункт - это комментарии проблемы (1,2) и связка! Анализ связки.
  4. Обозначить авторскую позицию (отношение автора к поднимаемой им проблеме).
  5. Выразить своё отношение к авторской проблеме. Привести не менее 2-х аргументов, подтверждающих вашу позицию. Проверить вопросом: «Какую мысль я доказываю?»
  6. Выразить своё отношение к данному тексту, поднимаемой им проблеме. Отметить важность вопроса, своевременность, эмоциональность, богатство языка, средств выразительности.

Как показывает опыт, ребята, использующие такой план при подготовке к ЕГЭ, легко запоминают его, привыкают к логике сочинения-рассуждения. Верное абзацное членение не вызывает у них затруднения. Приносит свои плоды и использование различных клише во время подготовки к экзамену, например, такие, как «точка зрения автора мне понятна», «я разделяю позицию автора...», «во-первых, в этом меня убеждает…», «во-вторых, подтверждением моей мысли может быть пример того, что…» и другие. Выпускники, имеющие в своём арсенале готовые фразы, большее внимание уделяют сути вопроса. С одной стороны, использование клише придаёт языку сочинения некоторую шаблонность, с другой стороны, снимает напряжение во время экзамена, что позволяет добиться лучших результатов.

Таким образом, постоянная и разнообразная работа по подготовке к выпускному экзамену по русскому языку помогает и учителю, и ученику преодолеть психологический дискомфорт во время подготовки к ЕГЭ.

1.ФОРМУЛИРУЕМ ПРОБЛЕМУ.

Что такое _________? Именно эта проблема в центре внимания ФИО.

Проблему (ЧЕГО?) _________ поднимает в предложенном тексте ФИО.

2. ПЕРВАЯ ЧАСТЬ КОММЕНТАРИЯ.

Анализ проблемы в конкретном эпизоде.

Фраза-клише: Размышляя о проблеме, автор _________. Чтобы ответить на проблемный вопрос, автор рассказывает историю _________.

Пример-иллюстрация с цитатой (цитата маленькая). Употребляем фразы:

Автор подчёркивает, что _________. Автор обращает внимание на _________ (на то, что_________).

Автор отмечает _________.

Пояснение (соотносим с проблемой).

Действительно, _________.

Клише: Чтобы ответить на поставленный вопрос, автор рассказывает о _________ (обращается к _________). Размышляя о проблеме, автор рассказывает о _________.

Подчёркивая серьезность проблемы _________, автор пишет о _________.

Для анализа текста и пояснения (маленького вывода):

В тексте не раз говорится, что _________. Можно обратить внимание на _________. Мне кажется, автор хотел этим сказать, что _________. Автор подводит читателя к мысли, что_________. Упоминая в тексте о _________ и о _________, автор стремится показать, что/как _________. Рассуждения автора говорят о _________ (или о том, что _________).

3. ВТОРАЯ ЧАСТЬ КОММЕНТАРИЯ ПРОБЛЕМЫ.

Клише: Далее_________. Однако _________.

Пример-иллюстрация с цитатой.

Пояснение.

Клише: Далеко не случайно И.И.Иванов обращает особое внимание и на ситуацию _________.

Ещё одним эпизодом текста, важным для понимания проблемы, поставленной автором, является _________. Подчёркивая серьёзность проблемы, автор _________.

Для пояснения:

Герой показан таким, потому что _________. В предложениях _________ автор указывает на _________. Безусловно, автор подчёркивает этим _________.

4. СВЯЗКА

*Сопоставляя эти эпизоды (поступки, героев, ситуации...), Иванов акцентирует внимание читателя на следующей мысли: _________. Во-первых, _________, а во-вторых, _________.

Противопоставляя (сопоставляя) эпизоды, автор убеждает нас в значимости _________. То есть первый эпизод - _________, а во втором эпизоде - _________.

*Сопоставляя эти эпизоды (противопоставляя_________), автор стремится показать, _________ (автор убеждён_________).

*Оба эпизода, взаимно дополняя друг друга, подводят читателя к следующей мысли: _________. Во-первых, _________. Во-вторых, _________.

5. ПОЗИЦИЯ АВТОРА ясна (такова): И.И.Иванов убежден _________(убеждён в том, что _________).

6. ВЫРАЖАЕМ СВОЮ ТОЧКУ ЗРЕНИЯ И ОБОСНОВЫВАЕМ ЕЁ.

Согласие.

Тезис (моё мнение).

Обоснование.

Клише: Я согласен с И.И.Ивановым, потому что _________.

Нельзя не согласиться с автором, который убеждает читателя в _________. Я тоже думаю, что_________. В этой связи можно вспомнить произведение _________.

7. ВЫВОД-ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Итак, ещё раз отмечу, что _________.

Обобщая сказанное, можно сделать вывод, что _________.

В заключение хотелось бы сказать, что прочитанный текст заставил меня задуматься о важности (значимости) _________ (задуматься о том, что _________).