Урок русского языка "Самая удивительная часть речи"

Разделы: Русский язык

Класс: 7

Ключевые слова: деепричастие


Цели: определить уровень знаний по теме "Деепричастие», формировать навык грамотного письма, орфографическую зоркость, способствовать воспитанию у школьников ценности грамотного письма, воспитанию умственного труда.

Задачи урока:

Образовательные:

  • обобщить и систематизировать сведения учащихся о деепричастии;
  • совершенствовать навыки постановки знаков препинания при деепричастии и деепричастных оборотах;
  • отработать умение правильно использовать деепричастия в речи.

Воспитательные:

  • повысить интерес к изучению русского языка и учебному процессу, умение анализировать и обобщать, умение работать сообща, воспитывать чувство товарищества и коллективизма

Развивающие:

  • развивать у учащихся творческие способности, познавательные способности - речь, мышление, внимание, воображение, восприятие.

Планируемые результаты на уроке:

Предметные:

  • знать морфологические и синтаксические признаки деепричастий, орфограмму «НЕ с деепричастиями», правило постановки знаков препинания при одиночном деепричастии и деепричастном обороте;
  • уметь находить деепричастия, определять вид, образовывать деепричастия от глаголов, правильно выделять деепричастия и деепричастные обороты на письме;

Личностные:

  • уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, мотивации учебной деятельности;

Метапредметные:

  • уметь оценивать результаты деятельности (своей-чужой), анализировать свою работу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности (регулятивные УУД)
  • уметь систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках, ориентироваться в учебнике, находить нужную информацию, работать с разными по уровню заданиями (познавательные УУД)
  • уметь определять цель учебной деятельности, ставить задачи, планировать действия, формулировать собственное мнение и позицию, с точностью выражать свои мысли (коммуникативные УУД)

Межпредметные связи: Русский язык и литература, история.

Оборудование: карточки с заданиями, компьютер, мультимедийный проектор.

Ход урока

1. Организационный момент

Число, классная работа.

2. Мотивация к уроку

Какие ассоциации вызывает Новый год?

Новый Год - самый веселый, яркий и радостный праздник, его любят и взрослые, и дети.

- Кто из вас знает, откуда пошел обычай встречать Новый год так, в январе?

Более 300 лет назад русский царь Пётр I привёз эту традицию из Европы. Он издал указ о том, чтобы встречать Новый год по новому календарю, т.е. 1 января (до этого Новый год в России праздновали осенью, а ещё раньше весной). В том же указе он написал о том, чтобы в домах и крестьян и дворян к празднику устанавливали ёлку и украшали её, можно было украшать и ветками сосны. Царь Пётр I постановил, чтобы все поздравляли друг друга, ходили в гости и дарили подарки. Ещё он всем повелевал в новогоднюю ночь палить в воздух из ружей и пушек, чтобы праздник получился не хуже, чем в Европе.

Мы сегодня будем говорить об этом празднике и вспоминать часть речи.

Для того чтобы сформулировать тему сегодняшнего урока, отгадайте загадку.

Загадку эту отгадать совсем не сложно!
Меня с наречием порою спутать можно.
Но помните, чтобы вопрос вас не подвёл:
Я по значению похоже на глагол.

Ребята, наша с вами задача сегодня - повторить и систематизировать изученный материал по теме «Деепричастие», выявить проблемные зоны по изученной теме и проработать эти зоны.

Запишем тему: «Деепричастие. Обобщение и повторение».

Актуализация опорных знаний учащихся

Мы с вами изучили тему «Деепричастие». Теперь настало время проверить ваши знания по этой теме.

- Что такое деепричастие?

- Что обозначает деепричастие?

- В деепричастии совмещены признаки каких частей речи?

- На какие вопросы отвечает деепричастие?

- Какие признаки глагола есть у деепричастия?

- Какой признак наречия имеет деепричастие?

- Что такое деепричастный оборот?

- Как выделяется деепричастный оборот?

- Каким членом предложения является дееепричастие?

Работа с текстом:

1. Прочитайте текст.

2.Озаглавить текст. Название «Чудесная ночь»

3. Определите тему (о чём этот текст?).

4. Определите главную мысль текста (какую идею несёт в себе текст?).

5. Определите стиль речи:

  • научный (точная передача научных знаний);
  • деловой (официальное общение, передача официальной и деловой информации);
  • художественный (образность, эмоциональность, воздействие на читателя через художественные образы);
  • публицистический (цель - сообщить новости, рассказать о людях и событиях).

6. Определите тип речи:

  • описание (нужен, чтобы описать признаки предметов, процессов, состояний);
  • повествование (нужен, чтобы рассказать о каком-то событии);
  • рассуждение (нужен, чтобы объяснить какие-либо утверждения).

7. Расскажите, как Вы встречаете Новый год.

Не забудьте рассказать:

  • где и с кем Вы встречаете Новый год;
  • как Вы готовились к празднику;
  • как прошёл праздник;
  • что Вам запомнилось больше всего.

Физминутка

«Елочку зеленую в гости мы позвали»:

- А теперь, ребята, давайте с вами отдохнем, выходите из-за парт и повторяйте за мной:

Елочку зеленую в гости мы Ребенок вытягивает руки вперед, показывает
позвали. на елочку.
Елочку зеленую вместе Встает на носочки, тянется вверх.
украшали.
Встанем вокруг елочки Идет вокруг елочки.
в дружный хоровод.
Весело с друзьями встретим Новый год! Хлопает в ладоши.

- Молодцы, а теперь садитесь на свои места.

8. Найдите в тексте средства языковой выразительности.

9. Выпишите из текста деепричастия, выполните морфемный анализ 2 деепричастий (долетев и не думая)

В тексте встретились деепричастия совершенного вида. Как образуются деепричастия несовершенного вида?

10. Выпишите остальные слова с пропущенными буквами, объясните орфограммы.

11. Найдите предложения с деепричастными оборотами, объясните знаки препинания. Выполните синтаксический разбор последнего предложения.

12. Выполните морфологический разбор 2 деепричастий (проснувшись и не думая)

Чудесная ночь

В эту ноч... ч...деса приходят без приглашения. Поз...ним вечером успоко...вшись у окна ты ясно ощущаеш..., что кто(то) проб...рает...ся к дому. Ра...пахнув окно прик...саешься к падающим с неба голубовато(серебря...ным) снежинкам и говоришь Здра...ствуй Новый год!
Ш...пот, ш...рохи, таинстве...ный перезвон - признаки прибл...жающейся прелес...ной ска...ки.
Заг...рается на небе луна, с крыш слетает снежок, и метель, кружащая под окном, словно окутывает тебя с головы до ног. Забыв о врем...ни уже (не) думая о праз...нике пр...крываешь глаза и погружаешься в сладкий сон. Тебе снится, что ты оторвавшись от земли летишь над со...ным городом заснеже...ным лесом (не)большой реч...нкой покрытой ледя..ным панц...рем. Долетев до звездного неба и сняв яркую звездочку прикрепляешь ее к себе на грудь.
Утром проснувшись с легким сер...цем и радос...ной улыбкой вспоминаешь необыкновенную встречу с чудом.

Вспомнили деепричастие.

Какую роль играют деепричастия в устной и письменной речи? Деепричастия дорисовывают основное действие, делают речь более живой, точной, яркой, эмоциональной. Они помогают передать внешние действия, душевное состояние героев. Предложения с деепричастиями и деепричастными оборотами более выразительны, живописны

Александр Твардовский. Утро

Кружась легко и неумело,
Снежинка села на стекло.
Шёл ночью снег густой и белый -
От снега в комнате светло.
Чуть порошит пушок летучий,
И солнце зимнее встаёт.
Как каждый день - полней и лучше,
Да будет лучше новый год.

Кто был внимательный и услышал деепричастие в стихотворении?

Домашнее задание: решить кроссворд.

ДЕЕПРИЧАСТИЕ

Задание. Выбрать из 8 предложенных вариантов то слово, которое обладает названным признаком.

По горизонтали:
3. Неизменяемая особая форма глагола: исследован, всколыхнув, раздумывай.
6. Деепричастие, образованное от непереходного глагола: увидев, присев, назвав.
7. Деепричастие, имеющее устаревший суффикс: снимая, будучи, списав.
8. Глагол, который не образует деепричастия: жать, жить, дать.
9. Деепричастие совершенного вида, образованное с помощью суффикса "я": читая, унеся, унося.
10. Деепричастие, выступающее в роли обстоятельства образа действия: Смеясь, он рассказывал о своих приключениях. Увидев меня, она перешла на другую сторону улицы. Выждав момент, он ринулся в бой.
11. Деепричастие, выступающее в роли обстоятельства причины: Забыв дома ключ, он сильно разволновался. Придя в школу; Петька рассказал лучшему другу о том, что с ним произошло. Плача и смеясь одновременно, Мишка потирал разбитое колено.

По вертикали:
1. Деепричастие совершенного вида: посоветовав, потягиваясь, разбрасывал.
2. Деепричастие возвратное: переписывая, стукнувшись, приплясывал.
4. Деепричастие несовершенного вида: перебежав, запираясь, вымывшись.
5. Деепричастие, образованное от переходного глагола: прикрывая, занимаясь, подскочив.

Подведение итогов урока. Рефлексия

Вот и заканчивается наш урок, давайте подведём итоги. Поделитесь своим впечатлением об уроке, используя для этого неоконченные предложения:

  • Меня особенно привлекло и заинтересовало...
  • Я полностью понимаю, что...
  • То, что мне стало известно, может повлиять на...

- Какую оценку за урок вы бы поставили себе?

Ребята, проанализировав сейчас свои умения, вы имеете дома возможность устранить пробелы в ваших знаниях, продолжить дома подготовку к контрольной работе. Надеюсь, что вам было комфортно работать сегодня на уроке, и вы получили удовлетворение от результативности урока.

- Отражая своё самочувствие в конце урока, отметьте ваше настроение.

Смайлики.

Спасибо всем за урок!