Особенности организации внеурочной деятельности младших школьников по изучению литературной сказки

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа

Класс: 3

Ключевые слова: исследовательская деятельность, младшие школьники, читательская грамотность


По определению О.Н.Надулишняк, можно рассматривать внеурочную деятельность как занятия необязательного характера для учащихся с преподавателем после уроков, но активная и эффективная, а самое главное - творческая деятельность младших школьников под руководством не только учителя, но и педагога-организатора [3, с. 5]. Она основывается на активности детей, которая возникает из их собственных интересов и потребностей, и способствует их развитию, воспитанию и социализации. Эта деятельность предоставляет учащимся возможность заниматься тем, что они на самом деле любят и что вызывает у них интерес. Благодаря этому, дети проявляют большую мотивацию к изучению новых предметов и участию в различных видах внеурочной деятельности. Этим мы объясняем выбор темы разработанного занятия метапредметного характера в виде исследования образа зайца в нашей реальной жизни, его характеристик в художественной литературе, авторских и народных сказках, а также в социально-коммуникативном аспекте, театральном поприще и мультипликации. Внеурочная деятельность дает широкий простор для исследования, ориентирует на развитие читательской грамотности, пробуждению сознательности и осознанности к прочитанному, установки на работу с разнообразными источниками информации (не только безопасно, но и кибербезопасно подобранными для изучения) [1]. Кроме того, такая активность позволяет детям развивать такие навыки, как самостоятельность, креативность, коммуникация и сотрудничество, которые являются важными для их общего успеха и адаптации в обществе. В итоге, внеурочная деятельность имеет положительное влияние на развитие учащихся и является неотъемлемой частью их образовательного процесса [2].

Представляем вашему вниманию конспект метапредметного исследования-занятия «За двумя зайцами…», нацеленного на формирование читательской грамотности. Задачами педагога: научить осмысливать и оценивать содержание и форму текста; закреплять умение находить, интерпретировать и оценивать информацию с опорой на текст и без опоры; закреплять умение делать выводы на основе информации, представленной в тексте. Критическое мышление -ключевая компетенция учащихся, на развитие которого направлено занятие.

Кратко приведем результаты (или чему научатся учащиеся в результате занятия): развитие умения соединять теоретический материал с практической деятельностью; формирование умения менять позиции слушателя и читателя в зависимости от учебной задачи; развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, анализа, синтеза, обобщения; формирование умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать её, задавать вопросы и отвечать на них.

Достижению планируемых результатов будет способствовать использование различных видов деятельности, направленных на включение учащихся в учебную деятельность под конкретный результат. Для формирования умения менять позиции слушателя и читателя в зависимости от учебной задачи будут использованы такие виды чтения, как просмотровое и поисковое чтение. На занятии будут организованы ситуации, стимулирующие дискуссию учащихся. Использование приема «ассоциации», игровых технологий, работа со схемами будут способствовать высказыванию разнообразных мнений учащихся.

Для проведения занятия будут необходимы следующие электронные ресурсы: авторская презентация-сопровождение (https://disk.yandex.ru/i/ka2OiIj-fRtTjw), авторский видеоролик (https://disk.yandex.ru/i/HOraFZulhOQJ_g), выход в сеть Интернет для использования сервиса Learning Apps (https://learningapps.org/watch?v=ppgrj06m224).

Ход внеурочного занятия

1 этап. Мотивация

Презентация. Слайд 1

Смайлик, части лица подсвечиваются по порядку: уши, глаза, рот.

- Посмотрите на иллюстрацию. Как вы думаете, для чего он появился? Есть предположения? - Предлагаю договориться, что мы: будем внимательно слушать друг друга, внимательными и наблюдательными, а также открыто высказывать свое мнение в ходе занятия.

2 этап. Целеполагание

Слайд 2

- Для того чтобы понять, о чем будет идти речь на нашем занятии, рассмотрите иллюстрацию. Вы уже догадались, куда мы отправляемся? Как вы догадались? Когда этот билет действителен? Отлично, тогда вперед.

- В зоопарке много зверей, но мы обратим внимание только на одного обитателя. Кто это? (риторически) Отгадайте загадку о зайце (подобрать любую).

- Какая информация в загадке позволила понять, что речь идет о зайце?

- Что бы вы могли сказать о его повадках или поведении?

Прием ассоциации.

- Каким вы представляете зайца сейчас? Посмотрим же на него. (Включается видеоролик, в конце слышим писк).

- Посмотрите, зайцы общаются…Что бы вы у него спросили?

Переход к литературным произведениям.

- В зоопарке мы встретили зайца, скажите, а где еще мы можем увидеть, услышать его? В повседневной жизни мы можем встретить зайца?

3 этап. Проблемная ситуация

- (С удивлением) Вы назвали так много зайцев, а давайте проведем настоящее исследование? Сегодня мы с вами выясним КАКИЕ БЫВАЮТ ЗАЙЦЫ?

Слайд 3

4. Тело исследования

1. Заяц в природе.

- Чтобы найти ответ на этот вопрос, обратимся к рассказу Льва Толстого, который так и называется «Зайцы». Я вам его прочитаю, а вы следите, попытайтесь дополнить образ зайца, который был в зоопарке.

Просмотровое чтение

Слайд 4

- Давайте проверим, как вы внимательно слушали рассказ.

Слайд 5

- А какой бы вы могли задать вопрос к данному тексту?

- Давайте еще раз вернемся к рассказу Льва Толстого «Зайцы». Прочитайте его про себя, постарайтесь определить, к какому жанру относится данный рассказ? (Поисковое чтение)

- А сейчас предлагаю составить таблицу.

Слайд 6

- Сделайте вывод… Действительно, благодаря этому рассказу мы узнаем реальные факты о зайце. Действительно, заяц в живой природе не хитрит, не ловчится, а всего лишь скачет прочь от громких звуков, прячется.

2. Сказочный заяц

- Отгадайте сказки по их сюжетным картинкам.

Слайд 7.1

- Соберем качества зайца из каждой сказки.

Слайд 7.2

- Какое отношение вызывает у вас заяц в каждой сказке?

- Эти качества легли в основу пословиц и поговорок. Давайте вспомним: я начну, а вы продолжите. (Незаконченное предложение)

Слайд 8.1 и 8.2

3. Мультипликационный заяц

Слайд 9

Пожалуй, самый популярный советский мультфильм «Ну, погоди» полностью построен на противостоянии Волка и Зайца. Заяц - герой положительный и достойный подражания. Занимается самими разными видами спорта, посещает культурные мероприятия, остается порядочным, несмотря на все пакости, учиняемые Волком, победителем, милосердно относящимся к своему заблудшему товарищу.

4. Заяц иносказательный

Посмотрите на пассажиров автобуса. Нет ли среди них того, кто чего-то очень сильно боится?

Слайд 10.1 и 10.2

Образ зайца - хитрого, изворотливого, испытывающего страх, что его вот-вот обнаружат, отлично передает состояние безбилетного пассажира. Этот заяц будет иносказательным.

5. Театральный заяц

Слайд 11

Не одно поколение детей завершало свой день просмотром телепередачи «Спокойной ночи, малыши!». Конечно, без зайца не обошлось и здесь. Спокойный, покладистый, рассудительный заяц Степашка - еще одно советское переосмысление народного образа.

5. Заключительная часть

Слайд 12

- Как бы вы сейчас ответили на этот вопрос? К какому выводу мы в сами приходим?

6. Рефлексия

Мы смогли вместе найти ответ на возникший вопрос, активно и продуктивно поработали, а теперь самое время составить словесный портрет зайца. Каждый из вас может составить портрет зайца, который ему запомнился больше всего.

Вам в помощь такая схема.

Слайд 13

- Какие реальные характеристики этого животного легли в основу его образа?

Дополнительное задание

- А теперь, опираясь на те знания, которые мы получили, составим нашим авторским коллективом сказку о зайце.

Слайд 14

Список литературы

  1. Маркушевская, Е.А. Формирование читательской грамотности у младших школьников во внеурочной деятельности / Е.А.Маркушевская, Н.А.Михайленко. - Текст: непосредственный // Вестник ВИЭПП. - 2022. - № 1. - С. 20-24.
  2. Муштавинская, И.В. Метапредметные образовательные технологии для формирования функциональной читательской грамотности / И.В.Муштавинская. - Текст: непосредственный // Физика в школе. - 2023. - № S2. - С. 64-69. - DOI 10.47639/0130-5522_2023_S2_64.
  3. Надулишняк, М.Д. Внеурочная деятельность в начальной школе / М.Д.Надулишняк, О.Н.Шаршон. - Текст: непосредственный // Журнал управление начальной школой. - 2013. - №7. - С. 4-9.
  4. Читательская грамотность современного школьника: сборник лучших практик / отв. ред. В.И.Громова. - Саратов: ГАУ ДПО «СОИРО», 2021. - 224 с. - ISBN 978-5-9980-0531-2. - Текст: непосредственный.