Учебная математическая командная игра (УМКИ)

Разделы: Математика, Профессия — педагог

Класс: 8


Цель игры: закрепить пройденный материал за курс 8-го класса (предметы алгебра и геометрия), а также укрепить командный дух и сплоченность коллектива.

1. Организационный момент

1) время проведения игры;
2) выбор ведущего игры;
3) выбор независимого жюри.

2. Краткое содержание игры

Для участия в игре необходимо собрать команды по 4 человека из учащихся 8-х классов. Математическая игра состоит из 5 этапов. На каждый этап выделено определенное количество времени и фиксированное количество баллов. В процессе игры ведется таблица, где фиксируется достигнутый результат (постепенно). Каждый этап игры оценивает независимое жюри, а ведущие фиксируют результаты в турнирную таблицу.

Названия этапов

Время

Кол-во баллов

I. Разминка

10 мин

1-10

II. Состязание капитанов

15 мин

3 или 5

III. Геометрический

10 мин

max 40

IV. Алгебраический

15 мин

max 5

V. Финальный

10 мин

1-10, 1-3 лидеру

VI. Дополнительный

5 мин

max 9

(если возникает необходимость его проведения, см.описание ниже)

3. Описание этапов

I. Разминка. Время проведения 10 минут. Команды получают чистый лист бумаги. Учащимся (членам команды) необходимо выбрать капитана, далее придумать название команды и девиз в стихотворной форме использованием математических терминов, желательно из алгебры (жюри оценивает выше).

Количество баллов: 1-10, оценивает независимое жюри. Результат фиксируется в турнирную таблицу.

II. Состязание капитанов. Время проведения 15-20 минут. Вызываются только капитаны команд. Капитанам предлагается по цепочке называть математические термины из алгебры. 1-ым начинает капитан, чья команда в I этапе набрала меньшее количество баллов. Игра заканчивается, когда остается только один победитель. Капитан-победитель и его команда получает приоритет выбора игрового поля перед началом III этапа.

Количество баллов:

  • 5 баллов - 1 место
  • 3 балла - 2 место

Результат фиксируется в турнирную таблицу.

III. Геометрический. Время проведения 10 минут.

В третьем этапе есть 4 игровых поля: зеленое, синее, желтое, красное. Капитан, который выиграл II этап, может, посоветовавшись с членами своей команды, выбрать цвет игровой дорожки после того, как учитель объяснит смысл каждого поля. Далее решает жребий: остальные капитаны тянут жребий по мере выбывания из II этапа (сначала 2 место и т.д.)

Учитель заранее готовит игровые поля: в зависимости от количества команд игровых полей может быть меньше или больше. Примеры игровых полей:

1 дорожка (зеленая)

Кол-во баллов

2 дорожка (синяя)

Кол-во баллов

1.Могут ли основания трапеции быть равными?
Ответ: НЕТ

10

1.Могут ли боковые стороны прямоугольной трапеции быть равными?
Ответ: НЕТ

10

2. Верно ли, что параллелограмм, у которого один из углов прямой, является прямоугольником?
Ответ: ДА

10

2.Верно ли, что если в четырехугольнике две стороны параллельны, а две другие стороны равны, то этот четырехугольник параллелограмм?
Ответ: НЕТ

15

3.Верно ли, что в любом параллелограмме есть 2 угла, сумма которых равна 180?
Ответ: ДА

10

3. Верно ли, что в любом параллелограмме есть два угла, сумма которых больше 180?
Ответ: НЕТ

15

4.Запишите формулы площадей прямоугольника и параллелограмма.
Ответ: S=ab, S=ah

10

3 дорожка (желтая)

Кол-во баллов

4 дорожка (красная)

Кол-во баллов

1.Постройте контр. пример, показывающий, что четырехугольник, имеющий равные диагонали, не обязательно является прямоугольником.
Ответ: равнобедренная трапеция

20

1.Определите вид четырехугольника, если в нем только две противоположные стороны равны.
Ответ: равнобедренная трапеция

40

2.В треугольнике проведены все средние линии. Сколько параллелограммов при этом образовалось?
Ответ: три

20

Игровые поля составлены следующим образом:

  • Зеленая дорожка - 4 вопроса из геометрии (8 класс)
  • Синяя дорожка - 3 вопроса чуть сложнее (геометрия 8 класс)
  • Желтая дорожка - 2 вопроса, сложность еще выше (геометрия 8 класс)
  • Красная дорожка - 1 вопрос самый сложный (геометрия 8 класс)

Количество баллов за каждую дорожку равно 40.

В начале этапа каждая команда получает свое игровое поле, отвечает на вопросы, сдает жюри. Жюри фиксирует результаты в турнирную таблицу.

Каждый учитель может сам разработать игровые поля, опираясь на приведенный пример. Сложность вопросов зависит от подготовки учащихся.

IV. Алгебраический. Время проведения 15 минут.

Всем командам выдается задание по теме: «Координаты и графики». Если какая-то из команд выполнила все задания раньше времени и верно, то ей начисляется дополнительно 1 балл.

Примерные варианты заданий. Задания предложены в виде тестов.

№1. Установите соответствие между функциями и их графиками. Функции заданы формулами:

а) y= -4/x;

б) y= -4x2 -x;

в) y= -4x-1

1) парабола;
2) гипербола;
3) прямая

Ответ (для учителя):
а) 2;
б) 1;
в) 3

Количество баллов: 1.

№ 2. Графику функции y= 3/x принадлежит точка:

А (0;3)
Б (-10; 0,3)
В (-10; -0,3)
Г (18; 1/9)

Ответ (для учителя и жюри): В (-10; -0,3)

Количество баллов: 1.

№3. Графики функций y=5x-7 и y=2x-1 пересекаются в точке:
А (2;3)
Б(-2;3)
В(3; -2)
Г (-3; -2)

Ответ (для учителя и жюри): А (2; 3).

Количество баллов: 2.

Максимальный балл за IV этап равен 5.

После выполнения результаты фиксируются в таблице.

V. Финальный. Время проведения >10-15 минут.

Каждая команда составляет свое задание по алгебре для команд-соперников (уравнение, график и т.д.). Задание должно быть решаемым! За составление задания команда набирает баллы от 1 до 10 - решает жюри! А за выполнение задания получает баллы только лидер, т.е. та команда, которая первой выполнит предложенное задание. Количество баллов от 1 до 3 - решает жюри!

Результаты фиксируются в таблицу.

Если все же в конце игры возникла спорная ситуация, то проводится дополнительный этап.

VI. Дополнительный этап. Время проведения 5 минут.

Тема: «Квадратные уравнения». Тест (с вариантами ответов).

Образец:

№1. Какое из данных уравнений является квадратным?

А) 4/x +x2 + 1= 0;

Б) x2 +3x=4x-2;

В) x2= (x-2)(x+1);

Г) 5x+4= 0

Ответ (для учителей): Б.

Количество баллов: 3.

№2. Найдите коэффициенты a, b, c квадратного уравнения: 7-3x2 + x=0

а) 1; -3; 7

б) -3; 7; 1

в) 7;-3; 1

г) -3; 1; 7

Ответ: Г.

Количество баллов: 1.

№3. Решите уравнение: 2x2- 7x=0

а) 0; 3,5

б) нет корней

в) 3; 5

г) 1; 3,5

Ответ: А.

Количество баллов: 2.

№4. Решите уравнение: x2 + x - 20 = 0

а) 4; 5

б) 4; -5

в) -4; 5

г) -4; -5

Ответ: Б.

Количество баллов: 2.

Если одна из команд первая выполнила все задания верно и раньше отведенного времени, то ей добавляется 1 балл.

Максимальное количество баллов равно 9 (8+1)

Результаты фиксируются в турнирную таблицу.

4. Итоговая таблица (ведется в процессе игры)

Этап

I

II

III и т.д.

Итоговая сумма баллов

Игра закончена!