Урок химии в 8-м классе по теме «Методы познания в химии»

Разделы: Химия, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 8


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Цели урока:

  • дать представление о методах познания в химии;
  • ознакомиться с правилами техники безопасности при работе в химическом кабинете.

Задачи:

образовательные:

  • рассмотреть и научиться применять на практике различные методы познания в химии;
  • познакомить учащихся с правилами техники безопасности в кабинете химии.

развивающие:

  • продолжить развитие умений применять знания на практике;
  • развивать умение наблюдать окружающий мир;

воспитательные

  • воспитывать интерес к предмету, умение целенаправленно работать на уроке;
  • воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

Тип урока: комбинированный.

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная.

Оборудование:

  • проектор;
  • компьютер;
  • карточки для индивидуальной работы;
  • поваренная соль и сахар;
  • уксус и вода;
  • цинк и железо;
  • раствор соляной кислоты.

Учебник: Рудзитис Г.Е. Химия. 8 класс: учеб. для общеобразоват. организаций/ Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман. - М.: Просвещение.

Ход урока

I. Организационный момент

Учитель: Доброе утро, ребята! Пусть оно действительно будет для нас сегодня добрым. Мы начинаем наш урок химии.

II. Актуализация опорных знаний

Учитель: Я предлагаю вам вспомнить материал прошлого урока и выполнить предложенные задания.

Карточка 1

Выберите один верный ответ.

1. Что является предметом изучения химии?
А. вещества
Б. тела
В. вещества и тела
Г. вещества, их свойства, превращения и явления, сопровождающие эти превращения.

2. Тело - это
А. графит
Б. полиэтилен
В. Пробирка
Г. свинец

3. Вещество - это
А. медная проволока
Б. медь
В. медная монета
Г. медная пластина

4. Найди ошибочное утверждение. К физическим свойствам веществ относят
А. агрегатное состояние
Б. плотность
В. Цвет
Г. склонность к разложению при нагревании

5. Какой из перечисленных признаков не является свойством алюминия
А. серебристо-белый цвет
Б. высокая электропроводность
В. пластичность
Г. способность притягиваться к магниту

6. В приведенном перечне вещество - это
А. снежинка
Б. капля воды
В. вода
Г. ледяная сосулька

7. Какое свойство относится к химическим?
А. цвет
Б. горение
В. теплопроводность
Г. агрегатное состояние

Индивидуальная работа по карточкам.

Карточка 2

Оцените верность высказываний. Если высказывание верное, поставьте «+», если неверное - «-».

1. Предметом изучения химии являются тела.
2. Тело - это то, из чего состоит вещество.
3. К основным агрегатным состояниям вещества относятся твердое, жидкое и газообразное состояние.
4. Лед, вода и водяной пар - это три разных вещества.
5. Железный гвоздь - это физическое тело, а железо - вещество.
6. В ряду: жиры, белки, углеводы, вода, минеральные соли, находятся названия только веществ.
7. Признаки, по которым вещества сходны, или же по которым можно отличить одно вещество от другого, называют свойствами.

Карточка 3

1. Найдите выигрышные пути, состоящие из названий: а) тел, б) веществ. (Выигрышный путь - это три названия, соответствующие условию задания, расположенные по вертикали, или горизонтали, или диагонали.) Ячейки «выигрышного пути» закрасьте.

а)

кастрюля

азот

кремний

ваза

сапог

медь

конфета

гвоздь

железо

б)

шоколад

алюминий

гипс

снежинка

глюкоза

углекислый газ

бутылка

ртуть

линейка

2. Установите соответствие между двумя веществами и свойством, используемым для того, чтобы их различить. Цифры в ответе не повторяются!

ВЕЩЕСТВА

СВОЙСТВО

А) вода и сахар

1) агрегатное состояние

Б) спирт и вода

2) теплопроводность

В) поваренная соль и сажа

3) запах

Г) алюминий и железо

4) цвет

5) способность притягиваться к магниту

ОТВЕТ:

А

Б

В

Г


Фронтальный опрос:
  • Что изучает химия? Назовите области применения продуктов химического производства.
  • Чем различаются понятия «вещество» и «тело»? Приведите примеры.
  • Что такое свойства веществ? Какими сходными и отличительными свойствами обладают следующие вещества: а) поваренная соль и сахар; б) уксус и вода?

III. Целеполагание

Учитель: Прежде чем приступить к любой работе и получить определённый результат, человек выбирает наиболее эффективные и доступные способы и приёмы выполнения её, инструменты и приспособления, которые можно использовать для этого, иначе говоря, для успешного решения каких-либо задач необходимо использовать определённые методы.

Учитель: Целью нашего урока является ознакомление вас с методами познания в химии.

Учитель: Откройте тетради, запишите число и тему урока. Обучающиеся записывают тему урока. Слайд 1.

IV. Первичное усвоение новых знаний

Учитель: Ознакомление с методами изучения химии начнём с краткого определения понятия «метод».

Слайд 2.

Учитель: Что же такое метод?

Метод - это способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи. (Запись в тетрадь)

Видный философ XVII века Ф.Бэкон сравнивал метод познания с «фонарем, освещающим дорогу путнику, идущему в темноте».

Слайд 3.

Учитель: Существуют общенаучные методы, которые используются во всех науках. У каждой конкретной науки могут быть и специфические (частные) методы.

Основные методы познания в химии - это наблюдение, описание, химический эксперимент и измерение. С помощью этих методов непосредственно изучают вещества и химические явления.

Слайд 4.

Учитель: Сейчас мы более подробно ознакомимся с данными методами. Я предлагаю вам по ходу моего рассказа заполнить таблицу. (Учащиеся чертят таблицу и заполняют по ходу объяснения материала учителем).

Слайд 5.

Учитель: Наблюдение - это начальный метод познания, позволяющий получить информацию об объекте.

Наблюдение - это способ получения информации путём прямой и непосредственной регистрации событий и условий их протекания. (Запись в таблицу).

Наблюдение является целенаправленным и планомерным методом: оно ведётся для решения заранее поставленных задач, строго по составленному исследователем плану, согласованному с поставленными задачами. Результаты наблюдений фиксируются в виде описания признаков наблюдаемого объекта, таблиц, схем и т.д.

Наблюдение в науке бессмысленно без описания.

Слайд 6.

Учитель: Описание - это изображение какого-либо явления, вещества путем перечисления и раскрытия его основных признаков. (Запись в таблицу).

Учитель: Я попрошу одного из вас описать физические свойства воды. (К доске приглашается ученик).

Слайд 7.

Учитель: Более сложным методом познания является химический эксперимент.

Эксперимент - это исследование, которое проводят в определенных условиях. (Запись в таблицу).

В ходе эксперимента исследователь может изменять условия (давление, температуру, напряжение и т.д.), устранять побочные факторы. Эксперимент может повторяться несколько раз для получения наиболее достоверных результатов.

В некоторых экспериментах осуществляются измерения таких физических величин, как масса, объём, температура кипения и т.д.

Проведение эксперимента взаимодействие металлов (цинка и железа) с соляной кислотой. Учитель проводит демонстрационный эксперимент.

Слайд 8.

Учитель: Измерение - это процесс, заключающийся в определении количественных значений тех или иных свойств, сторон изучаемого объекта, явления с помощью специальных технических устройств. (Запись в таблицу)

Слайд 9.

Учитель: В изучении химии большую роль играет моделирование.

Моделирование - процесс исследования с помощью создания графических, математических моделей. (Запись в таблицу)

Мы познакомились с основными методами изучения химии. А сейчас немного отдохнём.

V. Физкультминутка

Слайд 10

Упражнения для глаз.

И.п. - сидя за партой.

1. Закрыть глаза. Отдых 10-15 с. Открыть глаза. Повторить 2-3 раза.

2. Движения глазными яблоками.

  • глаза вправо-вверх.
  • глаза влево-вверх.
  • глаза вправо-вниз.
  • глаза влево-вниз.

Повторить 3-4 раза. Глаза закрыть. Отдых 10- 15 с.

3. Самомассаж. Потереть ладони. Закрыть глаза, положить ладони на глаза, пальцы вместе. Держать 1 с. Ладони на стол. Открыть глаза.

VI. Продолжение усвоения новых знаний

Слайд 11.

Учитель: Для того чтобы работать с веществами и ставить опыты, очень важно неукоснительно выполнять правила техники безопасности.

Предлагаю ознакомиться с данными правилами. Откройте учебник на стр. 9.

Работа с учебником (чтение правил техники безопасности по цепочке).

VII. Первичное закрепление

Слайды 12-16.

Обучающимся предлагается выполнить задание.

Учитель: А сейчас я предлагаю найти ошибки во всех вредных советах и исправить их.

Совет №1

Если вдруг ты на спиртовке
Нагревать чего-то хочешь,
Смело действуй, направляй
Ты пробирку на соседа.
Если выброс из пробирки
Вдруг нечаянно случится,
Пусть сосед идет лечиться.
Главное, что ты здоров!

(При нагревании нужно направлять отверстие пробирки в сторону от себя и соседей!)

Совет №2

Если хочешь ты понюхать
Незнакомый порошок,
То немедленно всем носом
Зарывайся ты в него.
Полчаса прилежно нюхай,
А потом свои полноса
Доставай и так живи.

(При выяснении запаха веществ нельзя подносить сосуд близко к лицу. Для ознакомления с запахом нужно ладонью руки сделать движение от отверстия сосуда к носу!)

Совет №3

Если есть в пробирке жидкость,
Неизвестная тебе,
То её ты смело пробуй:
Кисло - значит, кислота,
Горько - это, значит, щелочь
Или яд какой другой.
Ну и что, что эта проба
Для тебя последней будет?
Зато жил ты, как герой!

(Вещества нельзя брать руками и проверять на вкус!)

Совет №4

Если все-таки решился
Ты однажды сделать опыт -
То налей веществ побольше,
Да смотри, не мелочись.
А когда вдруг реактивы
потекут тебе на платье
и, конечно же, на руки,
вытирать совсем не надо,
врачи, может быть, спасут.

(При выполнении опытов пользуйтесь небольшими дозами веществ!)

Совет №5

Ну, а если захотелось
очень сильно вдруг покушать,
а звонка все нет и нет,
ты скорей глотай свой завтрак,
разложив его на парте,
ну и пусть здесь реактивы,
они вкуса придадут.

(В кабинете химии нельзя пить, есть и класть продукты на рабочие столы!)

VIII. Подведение итогов

Учитель: Сегодня на уроке вы узнали о методах, которые применяют при изучении химии, узнали о правилах техники безопасности в кабинете.

Какие же основные методы познания, используемые в химии, вам известны? (Ответы обучающихся).

IX. Домашнее задание, инструктаж к его выполнению

Слайд 17.

Параграф 2.

Тестовые задания стр. 11.

X. Рефлексия

Слайд 18.

Учитель: А сейчас я предлагаю подвести итоги своей работы на уроке.

Выберите начало предложения и закончите его.

  • Я узнал…
  • Было интересно…
  • Было трудно…
  • Я выполнял задания…
  • Я понял, что…
  • Теперь я могу…

Слайд 19.

  • Я приобрёл...
  • Я научился…
  • У меня получилось…
  • Я смог…
  • Меня удивило…
  • Мне захотелось…

Спасибо за работу!

Интернет-ресурсы:

  1. https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/fizkultminutki_na_urokah_215043.html
  2. https://nsportal.ru/shkola/khimiya/library/2012/08/10/vrednye-sovety-po-tb-na-urokakh-khimii
  3. https://en.ppt-online.org/1214319