Инновационная работа на уроках русского языка / подготовка к экзамену (ОГЭ)

Разделы: Русский язык


Ни один наставник не должен забывать, что главнейшая обязанность состоит в приучении воспитанников к умственному труду и что эта обязанность более важна, нежели передача самого предмета, - писал К.Д.Ушинский

В нашей жизни постоянно происходят изменения. Естественно эти изменения влияют и на школьное образование, требуют ускоренного совершенствования образовательного процесса, определение целей образования, которые учитывали все сферы интересов: государственных, общественных, личностных. Важнейшей задачей сегодняшней системы образования является формирование у школьников умения учиться, способность к саморазвитию, самосовершенствованию. В основу таких уроков должна быть положена учебно-познавательная деятельность учащихся, направленная на стимулирование личностного восприятия текста, когда каждый ученик, постигая объективное содержание произведений искусства слова, видит в них не только средство получить хорошую оценку и обогатить свой словарный запас, но находит в них пищу для размышлений и глубоких переживаний.

В 2014-2015 г. изменилась спецификация ОГЭ по русскому языку. Кроме изложения и тестов учащимся предлагается творческое задание в 3-х вариантах:

  1. задание 15.1 - сочинение на лингвистическую тему;
  2. задание 15.2 - сочинение на тему морально - нравственного характера;
  3. задание 15.3 - сочинение - рассуждение о значимости слова.

Сейчас подготовка к выполнению ОГЭ начинается уже с 5-го класса. Мы работаем по учебному комплекту учебников по русскому языку под редакцией академика, доктора филологических наук Н.М.Шанского в рамках внедрения ФГОС. Большое внимание в учебнике уделяется работе с текстом: даётся понятие текста, его основных признаков, рассматривается строение текста, умение составлять тезисный, вопросный, сложный план, изучаются типы речи, их основные особенности. Читая тексты на уроках русского языка и литературы, мы определяем тему, идею, учим детей ставить вопросы, выявляя глубину прочитанного. А это ничто иное, как определение сути проблемы и позиции автора.

В 9 классе проводится дополнительно элективный курс по русскому языку с целью углубить и расширить знания по русскому языку, формирования навыка выполнения заданий экзамена, воспитания чувств уверенности в своих силах при самостоятельной работе учащихся во время экзамена. Курс предполагает наличие пособия для подготовки к ОГЭ по русскому языку. Мы пользуемся книгой под редакцией Н.А. Сениной. Подготовка к экзамену предполагает и самостоятельную подготовку учащихся, при которой максимальное приближение к условиям экзамена всё-таки желательно. Не следует переоценивать тот факт, что методика написания обычного изложения исключает визуальное восприятие текста самим учеником. Опыт показывает, что научить школьника писать изложение не так уж и сложно, гораздо сложнее привить навыки выполнения тестовых и творческих заданий. Для этого надо ребёнку адаптироваться к определённой структуре экзаменационной работы. Приобрести навык работы с экзаменационными материалами.

С целью подготовки учащихся к ОГЭ мною продумана система практических и контрольных работ, включающих задания частей А, В, С, комплексный анализ текста, различные виды лингвистического анализа. Разработан комплекс алгоритмов на основании действующих школьных программ по русскому языку. Текущий контроль знаний осуществляется в форме тестовых заданий, контрольных диктантов с заданиями типа ОГЭ.

В целях активизации учащихся, развития интереса к предстоящему экзамену, побуждению к активному приобретению знаний используется работа в группе, парах. Эта форма особенно продуктивна, т.к. снижает синдром тревожности. Ученик свободно выражает свои мысли, вступает в диалог, в дискуссию. Главное достоинство метода - состояние комфортности. Парный и групповой метод работы активизирует деятельность детей. Объединяются ученики разных уровней знания и творческого развития. Поэтому у слабоуспевающих появляется стимул к учению. Это позволяет организовать образовательный процесс с различными формами и видами работ.

Содержание тестовой части экзаменационной работы по русскому языку в 9 классе ориентировано на контроль у выпускников основной общеобразовательной школы лингвистических и языковых умений, развитие которых связано с поисковой и исследовательской деятельностью. Для успешного выполнения заданий, проверяющих знания базовых понятий лингвистики, взаимосвязи уровней и единиц языка, стараюсь научить девятиклассников выявлять известное и неизвестное, общее и частное, целое и часть, общее и различное в изучаемых объектах, выбирать решение из нескольких предложенных, кратко обосновывая свой выбор.

Поэтому тестовые задания как средство развивающего контроля используется на всех этапах изучения лингвистических и языковых понятий. В своей практике я использую 3 формы организации урока развивающего контроля:

  • самоконтроль. Предъявление эталонного варианта ученику, самостоятельное сопоставление им собственного варианта с эталонным с последующей самооценкой на основе установленных критериев.
  • взаимоконтроль. Держателем этого эталона является другой ученик. При этом формирование способности к самооценке происходит через проверку справедливости оценки, поставленной другим учеником; и рефлексивный анализ допущенных ошибок.
  • педагогический контроль. Эталон находится у учителя. Формирование способности к самооценке происходит через согласование с учителем результата на основе ранее установленных критериев и рефлексивный анализ допущенных ошибок.

Тестирование в 5-9 классах имеют ряд достоинств:

  • способствуют обучению детей самоконтролю;
  • быстрая проверка знаний большого количества обучаемых;
  • проверить работу может как учитель, так и ученик по эталону;
  • позволяет объективно оценить знания учеников.

После тестирования обязательна должна быть коррекция и рефлексия.

Проанализируйте свои затруднения.

  • Кто из вас не справился с заданием?
  • В чём вы видите причину ошибок?
  • Вспомните правило.

Это способствует формированию речи, логического мышления, умения критериально обосновывать свою точку зрения. Уроки развивающего контроля формируют навыки самоконтроля, последовательности и систематизации в отработке навыков самостоятельной работы, которые необходимы при выполнении заданий ОГЭ по русскому языку. Средства развивающего контроля многофункциональны, в совокупности с традиционными видами контроля позволяют объективно проанализировать состояние всего комплекса языковой и речевой подготовки по русскому языку девятиклассников.

Самым трудным типом сочинения из части С, как показывает практика, является лингвистическое сочинение. Для этого мы используем работу с учебно-научным текстом. Обучение научному языку учебного предмета мы начинаем с 5 класса: обучаем чтению, диалогу с научным текстом (научным, научно-популярным, публицистическим). В заданиях с научным текстом предусматриваю обучение основным видам чтения:

  • изучающему (извлечение из текста максимальной информации и её переработка);
  • ознакомительному (общий обхват информации);
  • поисковому (выявление и усвоение определённых сведений).

Цели учителя при работе с научной книгой на уроке русского языка:

  • отработать и закрепить умения вести диалог с научным текстом и осознанием терминологии, научной лексики и фразеологии;
  • глубокое и прочное усвоение знаний, умений и навыков в различных областях русского языка;
  • развивать умение планировать свою учебную самостоятельную деятельность.

Чтобы школьники справились с данной работой я обучаю их приёмам работы с учебным научным текстом: структурированием:

  • построение школьниками цепочки лингвистических понятий;
  • использование проблемных вопросов У-у, У-у; установление родо-видовых признаков;
  • логическое деление понятий (закончить схему деления языковых явлений на виды, используя лингвистические понятия);
  • построение лингвистических схем.

При подготовке к структурированию учебного научного текста (лингвистического материала) необходимо решить три основные задачи:

  • определить объём материала для объединения;
  • привести форму описания модели в соответствие с характером изучаемого материала и возможностями обучающихся;
  • проанализировать взаимосвязанные темы и определить линии обобщения.

Фиксацию логических структур учебного лингвистического материала мы осуществляем самыми разнообразными способами:

  • с помощью схем;
  • таблиц;
  • моделей;
  • формул;
  • блоков и другое.

Основой подготовки к выпускному сочинению по правилам русского языка я использую творческие упражнения:

  • работа с лингвистическими словарями и справочниками;
  • составление высказываний на лингвистическую тему;
  • письменные ответы на вопросы лингвистического характера, касающиеся орфографической и грамматической проблемы;
  • обобщение языкового материала в виде плана высказывания на лингвистическую тему;
  • подбор примеров на определённую орфограмму;
  • осмысление грамматических норм современного русского языка в ходе письма;
  • занимательные упражнения (кроссворды, ребусы, шарады, игры и т.д.);
  • письменный пересказ или составление лингвистической сказки;
  • лингвистический эксперимент;
  • составление диалога в письменной форме на определённую тему в соответствии с нормами речевого этикета.

Более сложными формами работы с научным текстом нами используется:

  • рефератный текст в виде статьи;
  • страница из дневника;
  • письмо автору научного текста;
  • дискуссия со сменной позицией.

В результате работы с научной книгой, научным текстом на уроке русского языка и выполнения заданий на основе научных и научно-популярных текстов старшеклассники совершенствуют собственные умения: зрелое гибкое чтение учебно-научной литературы, понимание учебно-научного текста, построение собственного монологического высказывания на лингвистическую тему; участие в диалоге по теме текста; сжатие текста для дальнейшего использования; выбор языковых средств; членение научного текста на абзацы и составление плана.

В рамках подготовки к выполнению заданий части С основного государственного экзамена (сочинение на морально-этическую тему) работу выстраиваю следующим образом. Учащимся предлагается один текст, в котором можно выделить несколько проблем. Предварительная работа заключается в том, что учащиеся выделяют эти проблемы и определяются по какой из них они будут работать в паре или группой, подбирая аргументы. В процессе подготовки задания обучающиеся используют моделирование, применяя задания и по русскому языку, и по литературе. Одни участники группы предлагают идею, подбирают высказывания из текста, с помощью знаково-символических действий создают модель. А другие - преобразуют высказывание-аргумент, дают обоснование, комментируют.

Большое значение при работе над сочинением на морально-этическую тему на уроках русского языка приобретает подбор текстов, предлагаемых учащимся для анализа. Ученик должен воспринимать текст не только как источник информации, материал для работы, он должен понимать те нравственные проблемы, которые затрагиваются в этих публицистических и художественных текстах, и уметь оценить прочитанное по нравственно-этическим параметрам. При подготовке к написанию сочинения обязательными этапами являются: содержательно-языковой анализ исходного текста и его информационная переработка, направленная на выявление и интерпретацию содержащейся в исходном тексте информации логического, оценочного и собственно-языкового материала.

Главными задачами комплексного анализа, как показывает опыт, являются определение, осмысление и формулирование основных содержательных линий:

  • темы текста;
  • основной мысли (Что хотел сказать нам автор? Ради чего он написан?);
  • проблематики (Почему предложен именно этот текст? Какие проблемы в нём поднимаются?);
  • идейного содержания (Какую цель ставил перед собой автор? Для чего автор написал этот текст?);
  • позиции автора по затрагиваемым в тексте проблемам (Какова точка зрения автора по затронутой им проблеме?).

При определении темы, формулировании и комментировании проблемы исходного текста развиваются учебно-познавательные действия. Это начинается с ознакомления:

  • с информацией текста;
  • с поставленной цели;
  • осуществления смыслового чтения;
  • анализа информации;
  • формулирования проблемы;
  • выдвижения гипотезы (формулировка тезиса, обоснование);
  • установления логической цепи обоснования;
  • построения речевого высказывания;
  • умение находить примеры, подтверждающие заявленный тезис.

При выявлении и формулировании собственной позиции по прочитанному тексту, а также аргументации собственного мнения формируются, развиваются познавательные действия:

  • умение работать с информацией, выявлять в ней то, что соответствует поставленной цели;
  • установление причинно-следственных связей;
  • решение задач, имеющих несколько вариантов правильных решений;
  • умение устанавливать аналогии;
  • построение отрицания, утверждения и опровержения как построение рассуждения с использованием различных логических схем;
  • последовательность развития мысли (во-первых, во-вторых…);
  • причинно-следственные отношения (следовательно, поэтому, благодаря…);
  • итоги, выводы.

При работе над лексическим значением слова учащимся предоставляется полная свобода описания лексического слова. Но мы знакомим учащихся с принятыми в лексикографии способами объяснения значений слов. Мы придерживаемся следующей классификации:

  • объяснения путём описания существенных признаков предмета (раскрытие понятия о предмете - научное определение);
  • описание значения путём указания на важные признаки предмета (действия, явления), его целевое назначение, особенности его употребления;
  • объяснение путём перечисления видовых понятий, понятие о данном предмете (явлении, действии);
  • объяснение путём перечисления видовых и родовых понятий;
  • объяснение путём перечисления слов-синонимов или синонимичных словосочетаний;
  • объяснение путём сопоставления с антонимом;
  • объяснение нового слова путём отсылки к известному слову (подбор однокоренных слов);
  • объяснения путём использования контекста.

В своём сочинении ученик должен поразмышлять о значении данного слова и его значимости в жизни человека и обществе. Центральная часть сочинения - это аргументация. Учащиеся делают отсылки к тексту: указанием номера предложения, аналитическим пересказом, цитированием. Важное при написании третьего типа сочинения, на наш взгляд, научить обучающихся пользоваться различными типами словарей, а также не только хорошо выражать свои мысли, но и иметь свои самостоятельные мысли.

Главное, на сегодняшний день, - привить ребёнку стремление пополнять свои знания. А пополнять их сегодня можно с помощью самообразования. Необходимо пополнять кругозор школьника, поддерживать интерес к урокам русского языка. Стремление к познанию - самая важная задача в процессе обучения. Замечательный педагог и просветитель К.Д.Ушинский писал: «Не уметь хорошо выражать своих мыслей - недостаток; но не иметь самостоятельных мыслей - ещё гораздо больший; самостоятельные мысли вытекают только из самостоятельного приобретения знаний».

Приложение 1. Тезисы варианта учебно-тренировочной работы для учеников 9 класса

Приложение 2. Подготовка к ОГЭ. Изложение