Кейс «Организация проектной деятельности школьника с ограниченными возможностями здоровья (нарушение зрения)»

Разделы: Биология, Инклюзивное образование, Руководство учебным проектом

Ключевые слова: дети с нарушением зрения


В настоящее время актуальным вопросом является инклюзивное образование и создание доступной среды в школе для детей с ограниченными возможностями здоровья. Образование ставит перед собой важные задачи: организация атмосферы сотрудничества, успеха и творчества, повышение мотивации и познавательного интереса, создание психологического и социального комфорта. Все это можно реализовывать в рамках проектной и исследовательской деятельности.

Разберем кейс «Организация проектной деятельности ученицы с нарушением зрения», и на его основе разработаем алгоритм действий в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

В начале работы были определены основные этапы:

  1. Подготовительный этап. Здесь происходит процесс выявления увлечений и интересов школьника, сильных сторон, навыков и умений.
  2. Организационный этап. Он заключается в определении научных интересов школьника, поиске методов и технологий, которые доступны школьнику. Выявление особенностей организации проектной и исследовательской работы.
  3. Этап реализации проекта. Здесь осуществляется курирование проекта, повышение мотивации, выстраивание коммуникации со школьником. Подготовка к защите проекта.

Теперь более подробнее остановимся на каждом из этапов, определим особенности и методы работы. Важно отметить, что на всех этапах происходило взаимодействие с тьютором ученицы, обсуждались трудности и возможные пути их решения. Работа велась с ученицей 8 класса, девочка инвалид по зрению с нарушением зрительно-моторной координации.

Подготовительный этап

На данном этапе происходило знакомство с ребенком, изучение его особенностей, увлечений и интересов. Важно было установить контакт и доверительные отношения. Все это происходило путем наблюдения за ученицей во время урока, бесед на переменах, обсуждении. Основываясь на наблюдениях, выяснилось, что девочка интересуется биологией, посещает дополнительные занятия, планирует выбрать предмет для сдачи ОГЭ в 9 классе и в будущем хочет реализовать себя в герпетологии. Ребенок поделился своим увлечением рептилиями и членистоногими, рассказала, что разводит их, много читает научно-популярной литературы и интернет-ресурсов. В итоге были обнаружены сильные стороны ребенка:

  • увлеченность химией и биологией
  • высокая познавательная активность
  • углубленные знания по анатомии и физиологии рептилий, их уходу и содержанию
  • умение лепить и рисовать
  • активное использование интернет-ресурсов

Организационный этап

На этом этапе необходимо определить область научных интересов и возможности ребенка. Ученица активно пользуется техникой (телефоном, планшетом) и интернетом, владеет навыком поиска и анализа информации. Ребенок часто находится на обследованиях, реабилитациях по зрению - это очень важный фактор, который влияет на выстраивание процесса. Определяя сферу научных интересов, мы отталкивались от увлечений ученицы. Дома у ее питомца - реснитчатого бананоеда появилось яйцо, и было решено провести наблюдение за развитием рептилии. В силу частого отсутствия в школе по объективным причинам, для нас было важно, что ребенок может провести исследование самостоятельно дома, в комфортных условиях, но находясь на постоянной связи с куратором.

Были выделены следующие особенности организации работы над проектом:

  • Исследование должно быть проведено самостоятельно, в домашних условиях.
  • Необходимо использовать доступные, простые средства (телефон, планшет).
  • Должна быть постоянная коммуникация и возможность задавать любые вопросы, делиться промежуточными результатами в удобное для ребенка время.

Этап реализации проекта

В проектной деятельности школьников традиционно выделяют шесть основных этапов: проблематизация, целеполагание, планирование, реализация плана, рефлексия, презентация.

Проблематизация. На данном этапе оцениваются имеющиеся обстоятельства и формулируется проблема. Первичный мотив к деятельности в нашем случае был интерес к рептилиям, их эмбриональное развитие. Проблемой стал - недостаток информации, отсутствие визуальных средств - соответственно возникло стремление преодолеть этот дискомфорт. Далее проблема наделяется личным смыслом, присваивается. Нами была выбрана тема проектной работы «Рельефно-графическое пособие «Эмбриональное развитие рептилий» для людей с нарушениями зрения».

Целеполагание. На этом этапе была сформулирована цель - создание рельефно-графического пособия «Эмбрионального развития рептилий» для людей с нарушениями зрения.

Планирование. Здесь мы определили методы и технологии создания пособия. Было решено проводить овоскопию - рассматривание и фотографирование яйца на просвет. Для ребенка наиболее доступным и удобным способом было использование фонарика телефона. На данном этапе были подготовлены четкие и простые инструкции. Было принято решение проводить овоскопию раз в 2 недели в течении всего периода инкубации, делать фотографии и описывать увиденное. Учитывая нарушение зрения, девочке удобнее было делать снимок и на нем рассматривать содержимое яйца. Пособие планировалось создать, используя 3d - печать.

Реализация проекта. На данном этапе мы вносили коррективы в выбранные нами методы и технологии. Во-первых, мы взяли более четкие изображения эмбрионов и на их основе сделали рельефно-графические модели. Во-вторых, мы приняли решение вылепить эмбрионы отдельно из полимерной глины и разместить на напечатанной заготовке яйца. Таким образом удалось реализовать творческий потенциал ученицы, а также определить перспективы на будущее, расширить зону ближайшего развития - освоить более детально навык компьютерного моделирования.

Еще одной особенностью работы с ребенком с нарушением зрения - стало оформление текстовой работы. Для слабовидящего ребенка является сложной задачей набор и редактирование текста на компьютере. Для нее было просто использовать набор текста на телефоне, но отредактировать текст согласно требованиям сложно. Также по показаниям врача не рекомендовано длительное нахождение перед экраном компьютера из-за особенностей заболевания. Поэтому оформление и редактирование текста и мультимедийной презентации было делегировано куратору проекта.

Методы, которые использовались на этапе реализации проекта:

  • Наблюдение
  • Овоскопия и фотографирование
  • Компьютерное 3d-моделирование и 3d- печать
  • Лепка из полимерной глины

Выделены следующие особенности реализации проектной и исследовательской деятельности:

  • Задействование различных методов и способов, их сочетание.
  • Возможность корректировки и отступления от ранее запланированной деятельности.
  • Постоянная коммуникация, обсуждение вопросов и результатов.

Особенности коммуникации при реализации проектной и исследовательской деятельности.

  • У ребенка должна быть возможность дистанционно в удобное время задать вопрос, поделиться результатом.
  • Важно всегда давать отклик, положительную обратную связь. Если ребенок присылает результат (фотография, модель, процесс) - необходимо отметить его положительные стороны, дать рекомендации по корректировке, похвалить за проделанную работу.
  • Важно давать четкие инструкции и временные рамки. Определяется перечень задач и сроки их выполнения.
  • Оформление и редакция текста выполняется куратором, поскольку это необоснованная нагрузка на зрение.

Рефлексия. На данном этапе мы оценили полученный результат, наметили дальнейшие перспективы проектной работы. Было решено принять участие в конференции.

Презентация. Следующим шагом является подготовка к защите проекта. Этому стоит уделить особенное внимание, поскольку учащиеся с ограниченными возможностями здоровья могут испытывать определенный дискомфорт и волнение. Для формирования уверенности и спокойствия на данном мероприятии необходимо:

  1. Подготовить четкий и логичный текст защиты.
  2. Провести репетицию с таймингом.
  3. Определить возможные вопросы и подготовить на них ответы.
  4. Выступить при небольшой тестовой аудитории.

На основе данного кейса разработан алгоритм организации проектной деятельности школьников с ограниченными возможностями здоровья:

Шаг 1. Проанализировать увлечения и определить область научного интереса учащегося. Выявить сильные и слабые стороны.

Шаг 2. Подобрать методы и способы деятельности, доступные для школьника с учетом его особенностей.

Шаг 3. Спланировать деятельность, дать четкие и простые инструкции, зафиксировать тайминг.

Шаг 4. Организовать деятельность с учетом специфики ребенка (длительное отсутствие, реабилитация и т.п.) дать возможность самостоятельно провести исследование дома или в других комфортных условиях.

Шаг 5. Выстроить эффективную коммуникацию: возможность дистанционного общения (мессенджеры, аудиосообщения, конференцсвязь), регулярная положительная обратная связь, интерес к работе ребенка, доброжелательное отношение и поддержка.

Шаг 6. Помочь в оформление и редактировании текста работы, подготовить к выступлению и презентации проекта.

В заключение стоит отметить, что проектная деятельность - позволяет школьникам с ограниченными возможностями не только реализовать свой исследовательский и творческий потенциал, но и получить позитивный социальный опыт, освоить навыки сотрудничества и коммуникации.