Биоквантум как средство развития творческих способностей дошкольников, его самостоятельности, инициативы, стремления к самореализации и самоопределению

Разделы: Работа с дошкольниками, Дополнительное образование

Класс: д/с

Ключевые слова: Биоквантум


На современном этапе стратегическая цель в дополнительном образовании Российской Федерации ориентирована на развитие естественнонаучного и технического направления. Создание сети детских технопарков «Кванториумов» является Федеральным проектом агентства стратегических инициатив, направленных на развитие творческих способностей ребенка, его самостоятельности, инициативы, стремления к самореализации и самоопределению.

Эколого-развивающая среда нашей группы включает мини-кванториум БИОКВАНТУМ. В лаборатории Биоквантума есть все необходимое оборудование: цифровые микроскопы, компьютер, различное лабораторное оборудование: пробирки, лупы с подсветкой, пинцеты, колбы, гидропонная и аэропонная грядки, коллекция семян, и другое.

Дети учатся:

  • работать с различными видами микроскопов;
  • с микропрепаратами;
  • выращивать растения на питательных средах;
  • создавать искусственные экосистемы и исследовать влияние различных факторов среды на их развитие;
  • применять инженерные подходы в решении поставленных задач.

Нацеливаю детей работать в группе:

  • правильно ставить цели;
  • планировать наиболее рациональные пути их достижения;
  • достигать практически значимых общественно полезных результатов.

Занимаясь с детьми в БИОКВАНТУМЕ, знакомлю с разными методами выращивания растений:

Гидропонный метод. При использовании гидропонного метода выращивание проводится в воде с помощью питательных растворов. Растения укореняются в органическом субстрате, который укладывается на специальные основы-сетки, опускаемые в раствор со специально подобранным составом, содержащем все необходимые соли и микроэлементы.

Аэропоника. При таком методе выращивания не используются ни грунт, ни субстрат. Растения растут и развиваются во влажном воздухе. Для этого их помещают в специальные сосуды, в которых лишь нижняя часть корневой системы находится в водной среде, а остальные корни находятся между раствором и верхней крышкой сосуда. Специальная система проводит периодическое увлажнение «воздушной» части.

Второй вариант аэропонного выращивания - создание в сосудах регулярного орошения с помощью специальных распылителей, действие которых похоже принцип работы любого аэрозоля, используемого в быту. В этом случае в ёмкости создаётся и достаточная влажность, и поставляется нужное количество кислорода.

Для знакомства детей с круговоротом воды в природе оформили флорариум. Садик в аквариуме - это не только эффектный прием декорирования помещений, но и превосходная возможность вырастить цветы или растения, которые считаются сложными в уходе. В стеклянной, практически герметичной среде создается особый микроклимат с определенной влажностью, температурой, также растение защищено от сквозняков. Они не требуют много ухода. И это прекрасный способ увидеть движение воды в природе.

Проектная деятельность является одной из главных составляющих БИОКВАНТУМА, что подразумевает разные типы проектов, доступных для дошкольников:

Типы проектов:

  1. Размножение растений разными способами;
  2. Исследование влияния различных факторов на развитие растений;
  3. Управление ростом растений (влияние света, температуры, элементов питания и т.д.);
  4. Лекарственные растения (получение, исследование и т.д.);
  5. Выращивание растений «Здоровая еда»;
  6. Сохранение и размножение разных видов растений (черенками, семенами, делением).

Темы проектов:

  1. «Елочка»;
  2. «Клубника»;
  3. «Литопсы»;
  4. «Огурчики»;
  5. «Томаты»;
  6. «Комнатные растения»;
  7. «Флорариум»;
  8. «Деревья нашего города» и другие.

Работая, в БИОКВАНТУМЕ дошкольники приобретают навыки:

  • проводить наблюдения за живыми объектами;
  • использовать основные методы научного познания в биологических исследованиях, проводить эксперименты по изучению биологических объектов и явлений, объяснять результаты экспериментов, анализировать их, формулировать выводы;
  • выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
  • понимать, описывать и применять на практике взаимосвязь природных явлений;
  • оценивать результаты взаимодействия человека и окружающей среды, прогнозировать возможные последствия деятельности человека для существования отдельных биологических объектов и целых природных сообществ.
  • применять инженерные методы решения задач в биологических проектах и биологические методы решения в инженерных проектах.

Вывод: Специально организованная деятельность, наблюдения, лабораторные работы, выполняемые детьми в БИОКВАНТУМЕ - являются средством развития творческих способностей детей, его самостоятельности, инициативы, стремления к самореализации и самоопределению. Дети участвуют в различных конкурсах, проектах, чувствуют себя биологами-инженерами, работающими в современной биотехнологической лаборатории. Но самое важное, чему готов научить ребят БИОКВАНТУМ - применять инженерные подходы в решении поставленных задач.

А для меня способ самовыражения, самообразования и возможность делиться опытом с коллегами на своей странице МУЛЬТИУРОК http://multiurok.ru/id94052401/.

Библиографический список

  1. Аксенова, З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. - Москва: ТЦ Сфера, 2011. - 128 с. - (Библиотека воспитателя).
    Методическое пособие раскрывает основные аспекты экологического воспитания и образования дошкольников по авторской программе «Войди в природу другом». Представлены подробный тематический план работы, четкая последовательность целей и задач, разнообразные формы и методы работы.
  2. Егоренков, Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников: Пособие для родителей, педагогов и воспитателей детских дошкольных учреждений, учителей начальных классов. - Москва: АРКТИ, 2001. - 128с.
  3. В пособии рассматриваются учебно-методические вопросы начального этапа в системе непрерывного экологического образования и воспитания личности детей. Особое внимание уделено эстетическому аспекту.
  4. Ковинько, Л.В. Секреты природы - это так интересно! - Москва: Линка-Пресс, 2004. - 72с.: ил.
    Знакомство со свойствами обычных веществ - воды, воздуха и почвы - одно из возможных направлений экологического воспитания. Приемы подачи материала - своеобразный «спортивный комплекс» для формирования познавательных способностей малыша.
  5. Лопатина, А.А. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания / А.А.Лопатина, М.В.Скребцова. - 2-е изд. - Москва: Амрита-Русь, 2008. - 256 с. - (Образование и творчество).
    Эта удивительная книга открывает двери в волшебный и добрый мир. Книга поможет воспитать в детях чувство любви к природе, чувство ответственности за мир вокруг и покажет красоту родной земли.