Мы в ответе за тех, кого приручили

Разделы: Начальная школа, Работа с дошкольниками, Внеклассная работа, Классное руководство, Дополнительное образование


Форма мероприятия: групповое занятие.

Цель: формирование у дошкольников эмоционально-положительного, ответственного отношения к домашним питомцам.

Задачи:

Образовательные:

  • обогатить знания о животных-героях и их заслугах перед человеком через прослушивание сообщений учащихся;
  • познакомить детей с понятиями «приручить», «верность», «сострадание» через организацию фронтальной беседы;
  • познакомить дошкольников со стихотворением Г.Мельниковой «Забытый котенок».

Воспитательные:

  • воспитывать любовь и доброе отношение к домашним животным;
  • воспитывать чувство ответственности за жизнь и безопасность животных;
  • воспитывать интерес детей к домашним питомцам.

Развивающие:

  • развивать умения критически относиться к своим поступкам и поступкам других людей, анализировать их;
  • развивать внимание и память детей;
  • способствовать развитию критического мышления через составление характеристики героя рассказа В.Сухомлинского «Дружок».

Оборудование: ноутбук, проектор, интерактивная доска, памятки для тех, кто хочет завести животных.

План занятия

1.Мотивационный этап.
1.1.Просмотр видеоролика.
1.2.Определение темы и цели занятия.

2.Содержательный этап.
2.1.Работа со словом «приручить».
2.2.Моделирование этической ситуации. Обсуждение рассказа В.Сухомлинского «Дружок».
2.3. Разговор об ответственности человека за животное, обсуждение стихотворения Г.Мельниковой «Забытый котенок».
2.4. Поиск решения ситуации
2.5. «Собаки-герои»
2.6. Беседа «Правила поведения с домашними животными»

3.Заключительный этап.
3.1.Подведение итогов занятия.
3.2.Рефлексия деятельности в виде игры «Всё в твоих руках».

Ход занятия

1. Мотивационный этап. Определение темы группового занятия

- Здравствуйте, ребята! Мы очень рады вас видеть!

- Прежде чем начать занятие, мы предлагаем вам посмотреть видеоролик, после просмотра которого вы ответите на вопросы: о чем он и попробуете сформулировать тему нашего занятия.

1.2. Просмотр видеоролика

- Итак, о чем просмотренный видеоролик?

- Какова тема нашего занятия? (про животных )
Правильно. Тема нашего занятия «Мы в ответе за тех, кого приручили».

2. Содержательный этап

2.1. Работа со словом «приручить»

- Ребята, а как вы думаете, что значит «приручить»? (Сделать так, чтоб тебя полюбили, не могли без тебя жить, всегда слушались тебя).

- Давайте обратимся к словарю Сергея Ивановича Ожегова и выясним, насколько близки были ваши ответы.

Приручить - сделать ручным, послушным. (Словарь С.И.Ожегова)

- Молодцы! Вы были близки к правильному ответу.

- Ребята, кого мы можем приручить?

- Каких животных приручают люди? Для чего они это делают?

- Поднимите руку те, у кого из вас дома есть домашние животные. Какие? Хорошо ли им у вас?

- Кем являются ваши домашние животные для вас? (Другом, игрушкой, обузой)

- Что нужно, чтобы животным у вас было хорошо?

Важно не только их накормить, ухаживать за животными, заботиться о них, но и, конечно, животные должны чувствовать вашу любовь, ласку, знать, что вы их никогда не обидите, не предадите, защитите.

2.2. Моделирование этической ситуации. Обсуждение рассказа В.Сухомлинского «Дружок».

- Сейчас я прочитаю рассказ В.Сухомлинского «Дружок». Послушайте его внимательно. Попробуйте предположить, чем закончится этот рассказ.

Дружок

Жил у хозяина верный пес. Шло время, пес старел, и так случилось, что однажды старый пес не узнал своего хозяина и залаял на него.

Как же так? - расстроился хозяин. - Как же ты, Дружок, меня - твоего хозяина!

Завилял Дружок виновато хвостом, заглянул смущенно человеку в глаза: «Да я, мол, сам не знаю, как же это получилось, что не признал я тебя, хозяин».

На следующий день построил хозяин возле будки старого пса новую будку и поселил в ней маленького щенка, глупого и несмышленого.

Забеспокоился, встревожился верный Дружок. Смотрит он с тревогой в умных собачьих глазах, словно спросить хочет: «Зачем тебе нужен новый пес, хозяин?».

- Как вы думаете, что ответил Дружку хозяин? Кто хочет поделиться с нами своими мыслями? Как этот ответ характеризует хозяина? («Ты стал старый, поэтому я завел нового щенка». «Чтобы у тебя был друг, когда меня нет дома» и т.п.).

- Ребята, как вы думаете, хозяин данного рассказа является положительным или отрицательным героем? Предположите.

В ваших ответах у кого-то добрый хозяин, у кого-то злой и неблагодарный. Разные бывают люди. Но вот автор этого рассказа, Василий Александрович Сухомлинский, тоже верил, что хозяин у Дружка все-таки добрый, заботливый. Послушайте, как автор закончил свой рассказ

Забеспокоился, встревожился верный Дружок. Смотрит он с тревогой в умных собачьих глазах, словно спросить хочет: «Зачем тебе нужен новый пес, хозяин?»

А чтобы тебе, Дружок, не было скучно.

Старый пес благодарно заскулил, лег на траву, и из его глаз выкатилась слеза. А маленький щенок весело резвился в мягкой зеленой траве...

- Охарактеризуйте хозяина старого пса.

Почему вы считаете его добрым, хорошим? А еще он заботливый, ответственный, тоже верный, как и его друг-пес, умеющий сочувствовать, сострадать. Как вы понимаете эти слова? (На доске вывешиваются карточки с данными словами «Верность», «Сострадание»).

Верность - этостойкость и неизменность в чувствах, отношениях, в исполнении своих обязанностей, долга.

Сострадание - это способность почувствовать боль другого человека, но и оказать помощь либо в избавле­нии от неё, либо в её уменьшении.

Хозяин не предал своего верного друга, который честно служил ему всю жизнь, не выбросил его на улицу, как старую ненужную вещь. Ведь собака - живое существо, и относиться к ней надо по- человечески, мы - люди.

Что значит по-человечески? Как вы это понимаете?

- Миллионы домашних животных никогда не знали гуманного обращения со стороны собственных хозяев. Так, к сожалению, нередки случаи, когда, например, жестокое обращение с животными проявляется в том, что птиц запирают в маленьких неуютных клетках, и последние служат лишь красивым украшением интерьера. Животные вынуждены существовать в невыносимых условиях ограничения движений, грязи, а то и вовсе - голода.

2.3. Разговор об ответственности человека за животное, обсуждение стихотворения Г.Мельниковой «Забытый котенок».

- Послушайте стихотворение Г.Мельниковой и подумайте, о чем оно.

Забытый котенок

Все мяукал котенок
Во дворе под кустом
Как хотелось котенку,
Чтоб позвал кто-то в дом.
Вдруг с куста одинокий
Прошуршал желтый лист.
Показалось котенку,
Что позвали: «Кис-кис!»
Замирая от счастья,
Он помчался на зов...
Только дверь оказалась
Заперта на засов...

О чем это стихотворение? Что случилось с котенком? Какие чувства испытывал котенок? Какие чувства возникли у вас по отношению к котенку? По отношению к бывшим хозяевам котенка?

- Почему появляются бездомные животные?

- Многие кошки и собаки оказываются на улице только потому, что их хозяевам наскучила прежняя игрушка. Гуманное отношение к животным не известно таким хозяевам. В результате, нередко животные, которые оказались на улице, либо погибают, потому что они не приспособлены к жизни в таких условиях, если они выросли в квартире.

Очень больно такое видеть! Что происходит с животными, которых люди бросили?(животные становятся злыми, голодными, грязными, зимой им холодно, они не подпускают к себе людей, не верят людям, не верят в доброту человека, раз их однажды уже обидели, и т.п.)

2.4. Поиск решения

Чем все-таки можно помочь таким животным? (Подкармливать, поставить теплую будку, попытаться найти им хозяина, обратиться в приют для бездомных животных, рассказать о них в газете, может, кто-то сможет их взять и т.п.)

- Я согласна с вами, но, главное, не пополнить армию бродячих животных, быть ответственными, не выбрасывать их на улицу, объяснять своим друзьям, знакомым, что не надо заводить животное, если вам не хочется или некогда о нем заботиться. Сталкивались ли вы с ситуацией, когда люди по-доброму, по-человечески относились к животным?

- Это очень хорошо.

2.5. «Собаки-герои»

- Ребята, как вы думаете, а какую роль играют в жизни людей животные? Можно ли их назвать героями?

Животные всегда были самыми преданными друзьями, они всегда служили человеку. Искали мины на войне, спасали сотни людей при пожарах, помогали тонущим людям, охраняли дома.

А собаки еще и не просто помогают. У них даже есть свои собственные профессии.

А кто может назвать профессии собак? (Спасатель, ищейка, поводырь, охранники, ездовые, охотники, космонавты)

И многие животные за свою преданность были награждены, и в честь них были установлены памятники.

1. Гендер

Гендер - дружелюбный и игривый пес. Но однажды по его вине пострадал ребенок. Хозяева отдали его, талантливую и преданную собаку, … в армию. И там Гендер стал настоящим героем, доказав свою преданность и решительность: японская граната упала в военный лагерь, началась паника, но Гендер не растерялся, он знал, какую смертельную угрозу таит в себе эта металлическая штуковина. Собака схватила гранату в зубы, и отнесла ее на безопасное расстояние.

2. Джульбарс

Победа в Великой Отечественной Войне заслуга не только людей, маленькая ее часть - это старания четвероногих друзей - собак, которые отчаянно и бесстрашно сражались на линии фронта. Где только они не несли службу, были и собаки - миноискатели, и собаки - диверсанты, и собаки - связисты, и собаки - санитары, и ездовые собаки. Но особенно отличилась собака-миноискатель по кличке Джульбарс, которая служила в четырнадцатой штурмовой инженерно-саперной бригаде. Джульбарс принимал участие в разминировании замков Праги, соборов Вены и дворцов над Дунаем, он нашел более 7468 мин и 150 снарядов. Джульбарс поистине собака-герой, которая с первого до последнего дня войны преданно несла свою службу. Джульбарс принял участие в параде Победы на Красной Площади в 1945 году. Собака была ранена и не могла идти самостоятельно, тогда Иосиф Сталин, который много слышал о подвигах пса, приказал сшить для нее из кителя что-то вроде лотка, в котором собаку пронес по Красной Площади командир 37-го батальона разминирования. За свой героизм Джульбарс был награжден медалью за «Боевые заслуги».

3. Барри

Эта собака - символ всех собак-спасателей. Кличка сенбернара Барри означает «медведь», такую кличку давали самому красивому и сильному щенку в помете. Родился Барри в швейцарских Альпах в монастыре, который находится на высокогорном перевале Сен-Бернар. Здесь лавины заживо хоронили под толщей снега десятки людей за зиму, поэтому перевал пользовался дурной славой. Барри за время своей службы в монастыре «вынес» из снежных завалов 40 людей и погиб, спасая 41. Он откопал из-под лавины человека и ждал прихода спасателей, когда тот очнулся. Испугавшись, спасенный ударил Барри ножом, приняв его за волка. Собака умерла, но память о ней живет до сих пор. В Париже спасателю-Барри установлен памятник.

- В нашем мире было много случаев, когда животные оказывались настоящими героями, и их люди помнят до сих пор и гордятся ими.

2.6. Беседа «Правила поведения с домашними животными»

- Ребята, а всегда ли животные добры с нами? Может, стоит их предостерегаться? Что может произойти? А почему иногда животные проявляют агрессию?

- Правильно. Животные так реагируют на плохое человеческое отношение к ним. А как избежать плохих ситуаций с домашними питомцами? Давайте хорошо подумаем, и составим правила поведения с домашними животными (каждый ряд придумывает 3 правила).

- Озвучьте свои правила.

- Мы тоже придумали свои правила и хотим вам их озвучить.

Правила поведения с домашними животными

  1. Нельзя трогать животных и близко подходить к ним, если они едят или спят.
  2. Нельзя трогать их еду и миску.
  3. Нельзя подходить к собакам и кошкам с потомством, так как они будут защищать своих щенят и котят.
  4. Нельзя подходить к дерущимся собакам и кошкам, и тем более разнимать их.
  5. Нельзя дразнить животных: не давать миску, в которой находится еда, предлагать кусок и сразу отдергивать руку, угрожающе замахиваться, кричать и топать ногами.
  6. Нельзя тыкать животным в глаза, тянуть их за хвост и уши, трогать морду.
  7. Нельзя подходить к собакам, которые странно себя ведут. Например, если есть признаки бешенства: хромота или пошатывание, слюна или пена на губах, агрессивное поведение (кидается на людей, животных или предметы), потеря ориентации.
  8. Подходить к животным нужно спокойным шагом, нельзя приближаться бегом, на движущемся велосипеде или других видах транспорта, делать резкие движения, прыгать перед ними или через них.
  9. Если собака сердится (показывает зубы, рычит) - нельзя убегать, лучше стоять на месте, закрыв лицо, но, если вдруг собака нападет, свернуться калачиком на земле и закрыть лицо руками.
  10. Нельзя приближать свое лицо к собачьей или кошачьей мордочке. Реакция бездомных кошек и собак непредсказуема.

- Вот такие правила нам следует обязательно соблюдать.

3. Заключительный этап

3.1. Подведение итогов классного часа

- Итак, подведем итог занятия. О чем сегодня мы говорили на сегодняшнем нашем занятии?

- Что для себя вы уяснили, узнали нового?

- Заводя животное, понимать, что это не игрушка, которую при желании можно выставить за дверь. Необходимо помнить, что мы, люди - существа разумные, и то, что собаки и кошки бродят по городским улицам, прежде всего, зависит от нас самих.

3.2. Рефлексия

- Какие мысли остались у вас после сегодняшнего занятия? Предлагаю небольшую игру «Всё в твоих руках».

На партах у вас лежат «ладошки». Нарисуйте на ней то, самое главное, что вы запомнили о том, как нужно вести себя с домашними животными. Теперь прикрепите ладошки к сердцу.

Песня «ДОРОГА ДОБРА»

Раздаются памятки.

Дети! Помните, вы несете ответственность за своего маленького друга!

Раздаются памятки для тех, кто хочет завести животных.