Программа самообразования педагога по теме «Творческий клуб как средство развития самостоятельности и творческих способностей детей»

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с


Индивидуальный план самообразования

Дата начала работы над темой

1 сентября

Дата окончания работы над темой

31 мая

Цель самообразования по теме

Повышение собственной профессиональной компетентности, а также просвещение родителей и педагогов по вопросам организации творческой деятельности детей старшего дошкольного возраста с ФРЗ и ТНР.

Задачи самообразования

1. Повысить собственный уровень знаний путём изучения психолого-педагогической литературы, работы с банком данных в системе «Интернет».
2. Разработать методический материал и план мероприятий для родителей и педагогов.
3. Организовать совместную деятельность с родителями и педагогами по организации творческой деятельности в группе ДОУ и дома.
4. Обобщить свой педагогический опыт и распространить его посредством выступления на педагогическом совете.

Актуальность

Развитие детского творчества является важнейшей актуальной проблемой нынешней педагогики и ставит перед системой образования главную задачу - воспитание у растущего поколения творческого восприятия окружающей среды, а также активности и самостоятельности мышления, которые способствуют достижению положительных перемен в обществе и государстве. Жизнь в современном информационном обществе сопровождается быстрым устареванием и обновлением знания, быстрым увеличением его объемов, что требует от сегодняшних дошкольников, завтрашних взрослых членов общества такие качества как: пытливость, смекалку, воображение и фантазию, инициативу, изобретательность, предприимчивость, способность быстро и правильно принимать решения. Создание творческой личности является одной из важнейших задач педагогической теории и практики на данный момент времени.

Основные вопросы, намеченные для изучения

Изучение психолого-педагогической литературы и интернет-ресурсов, методика организации совместной деятельности с родителями и педагогами на основе использования нетрадиционной художественной деятельности с ОВЗ, разработка методической копилки и внедрение системы в работу, обмен опытом.

Этапы проработки материала

Диагностический, прогностический, практический, обобщающий, внедренческий.

Ожидаемый результат

1. Повышение качества коррекционно-развивающего обучения.
2. Разработка и внедрение системы совместной работы родителями и педагогами.
3. Создание методической копилки материалов для родителей и педагогов.

Форма предоставления результатов

Фотоотчеты, методические материалы.

Примерный план работы над темой по самообразованию
Этапы

Содержание работы

Сроки

Диагностический

Анализ затруднений.
Постановка проблемы.
Изучение литературы по проблеме, имеющегося опыта.

Сентябрь 2021 г.

Прогностический

Определение цели и задач работы над темой. Разработка системы мер, направленных на решение проблемы. Прогнозирование результатов.

Октябрь 202021 г.

Практический

Внедрение системы мер, направленных на решение проблемы. Формирование методического комплекса. Отслеживание процесса, текущих промежуточных резервов. Корректировка работы.

Ноябрь 2021 г. - Апрель 2022 г.

Обобщающий

Подведение итогов.
Оформление результатов работы по теме самообразования.
Предоставление материалов.

Май 2022 г.

Внедренческий

Использование опыта самим педагогом в процессе работы. Распространение.

Участие в различного уровня мероприятиях в 2021-2022 уч. г., в ходе дальнейшей педагогической деятельности.

Отслеживание педагогическим работником работы по теме самообразования

1. Банк литературы по теме самообразования

1. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1, 2 [Текст]/ Г.Н.Давыдова-Москва: Скрипторий, 2007 г.

2. Банк электронных данных по теме, ссылки на интернет - ресурсы:

3. «Творческий клуб как средство развития самостоятельности и творческих способностей детей»

1. Статья Дети и рисование Койсина М. [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://www.b17.ru/article/36409/

2. Статья Развитие рисования у детей: что нужно знать родителям [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://www.center-sozvezdie.ru/journal/razvitie-risovaniya-u-detey-chto-nuzhno-znat-roditelyam.html

Посещение методических мероприятий (внутри ДОУ, другие образовательные организации)

4. Проведенные мероприятия

Участники

Дата
проведения

Название мероприятия

Форма
выступления

Анализ

Педагоги

Ноябрь 2021

Педагогический совет «Внедрение и реализация Программы воспитания детей с косоглазием и амблиопией МК ДОУ «Детский сад № 254»

Выступление «Творческий клуб как средство развития самостоятельности и творческих способностей детей»

В рамках данного выступления поделились с коллегами опытом проведения новой формы работы с детьми

Апрель 2022

Публикация в группе в Контакте «Педагоги 254.д.с.»

Пост в группе в контакте с полезными методическими материалами для планирования нетрадиционных техник рисования

В рамках данной формы работы Информировали педагогов, а также актуализировали знания по художественно-эстетическому развитию детей

Апрель 2022

Публикация в группе в Контакте «Педагоги 254.д.с.»

Памятка «Нетрадиционные приемы художественной деятельности в разных возрастных группах»

В рамках данной формы работы актуализировали знания педагогов по художественно-эстетическому развитию детей

Май 2022

Педагогический совет «Мои ситуации успеха»

Выступление «Мои ситуации успеха»

В рамках данного выступления поделились опытом изучения темы самообразования, положительными и отрицательными сторонами при проведении различных форм работ

Родители

Ноябрь 2021

Анкетирование родителей «Творчество дома с ребенком»

Заполнение индивидуальной анкеты

Данная форма работы была направлена на выявление условий для совместного творчества с ребенком дома, а также отношения родителей к творчеству детей.

Декабрь 2021

Консультация «Дети и рисование»

Размещение консультации на стенде для родителей

В рамках данной консультации содержатся рекомендации о том, как организовать и поощрять творчество ребенка в рисовании, а также как можно оценивать детское творчество с позиции взрослого.

Февраль 2022

Создание альбома «Нетрадиционные техники рисования» совместно с детьми

Интерактивная форма работы

В рамках данной формы работы родители совместно с детьми выбрали нетрадиционную технику рисования и выполнили рисунок в этой технике. Все рисунки были размещены в альбоме.

План отчета по работе над темой самообразования за _______ учебный год

Период работы над темой

1 сентября 2021 г. - 31 мая 2022 г.

Задачи самообразования

1.Повысить собственный уровень знаний путём изучения психолого-педагогической литературы, работы с банком данных в системе «Интернет»
2.Разработать методический материал и план мероприятий для родителей и педагогов
3.Организовать совместную деятельность с родителями и педагогами по организации творческой деятельности в группе ДОУ и дома.
4.Обобщить свой педагогический опыт и распространить его посредством выступления на педагогическом совете

Используемые формы организации самообразования

1. Работа по индивидуальному плану самообразования
2. Изучение психолого-педагогической литературы и интернет-источников для составления плана мероприятий с родителями и педагогами
3. Публикации для педагогов в группе ВКонтакте: памятка «Нетрадиционные приемы художественной деятельности в разных возрастных группах»; пост в группе в контакте с полезными методическими материалами для планирования нетрадиционных техник рисования
4. Анкетирование родителей
5. Составление консультации для родителей
6. Создание альбома совместно с родителями и детьми
7. Выступления на педагогическом совете

Изученная литература

Составлен писок изученной литературы

Банк электронных данных

Представлен список ссылок на интернет-ресурсы.

Посещено занятий педагогов

Посещение методических мероприятий

Наработанный материал

Анкета для родителей «Развитие творческих способностей детей» (Приложение1), Консультация для родителей «Дети и рисование» (Приложение 2), Варианты нетрадиционных техник рисования с подробным описанием.(Приложение 3)

Форма предоставления материалов

Фотоотчеты, альбом «Наши юные художники» (Приложение 4), анкета для родителей, консультация для родителей «Дети и рисование», памятка для педагогов «Нетрадиционные приемы художественной деятельности в разных возрастных группах» (Приложение 5)

Приложения