Событийный подход в дополнительном образовании

Разделы: Работа с дошкольниками


Дополнительное образование стало приоритетной государственной политикой в области образования в долгосрочной перспективе. Указ Президента № 599 от 7 мая 2012 года «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки», зафиксировал целевой показатель охвата детей в возрасте от 5 до 18 лет дополнительными общеобразовательными программами к 2020 году в 70-75%.

Сегодня для образовательной организации на первое место выходит вопрос организации внеурочной деятельности. Именно сейчас обучающиеся должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности. Такая возможность предоставляется Федеральным государственным образовательным стандартом нового поколения.

Разнообразные формы работы с обучающимися выводят детей и педагогов в состояние событийной общности. Жизнь творческого объединения в ОО - это круговорот ярких событий, которые рождают новые идеи, новые ценностные установки, создают условия для разработки и реализации авторских программ. Образовательное событие объединяет учителя и ученика общностью «интеллектуально-эcтетических переживаний», общностью «размышлений о красоте и глубине обсуждаемых идей» [Илюшина, С.287].

Общение - один из важных видов деятельности детей в учреждении дополнительного образования. Широко развитая практика совместной творческой деятельности позволяет ребенку находить себя в общности, проживать различные социальные роли, формирует умение вести диалог, жить по нормам толерантности. В педагогике Д.В.Григорьевым был разработан событийный подход, в котором определенная воспитательная роль отводилась не только событию, но и событию. Данные размышления позволяют нам перейти к принципу событийности. Событие по В.И.Слободчикову и есть та ситуация развития, где впервые зарождаются специфически человеческие способности, «функциональные органы» субъективности, которые позволяют ребенку впоследствии действительно «встать в отношение» к своей жизнедеятельности. Событие есть то, что развивается, и результатом развития этого оказывается та или иная форма субъективности. В.И.Слободчиков рассматривает событийную общность как необходимую ситуацию развития человека: «Полнота связей и отношений между людьми обеспечивает только в структуре событийной общности, основная функция которой - развитие. Событие есть то, что развивает и развивается…». [ Соб., 119]

Событие пополняет число многозначных терминов, куда каждая научная школа или направление вписывает свое содержание. Все же можно говорить о некотором инварианте разночтений: событие - то, что противостоит повседневности, случается достаточно нечасто, бывает неожиданным для участников.

Событийность обеспечивает уникальность пути и способа личностного роста каждого ребенка Любой из участников образовательного события - это действительно участник, а не зритель: у каждого свои смыслы, своя деятельность, свои переживания.

Событийность имеет смысл тогда, когда ребенок свободен в своем выборе, когда он может сам выбирать то, чем он хочет заниматься. Мы, взрослые, должны предоставить ребенку эту возможность. Сейчас в школах работают множество детских объединений различных направлений в рамках дополнительного образования, с помощью которых можно развивать познавательную активность детей, учитывая их интересы. Создаются все условия для того, чтобы дети были успешными. В первую очередь образовательная среда, которая обеспечивает права ребенка, создает комфортные условия для образования и развития, реализует личностно-ориентированный подход, использует технологии обучения, не наносящая вред здоровью учащихся. Образовательная среда должна быть богата значимыми образовательными событиями, которые могли бы оказать резонансное воздействие на воспитанников. Также необходимо создавать ситуации - совокупность условий и обстоятельств, создающих те или иные отношения, обстановку. По Л.М.Лузиной - «создание совокупного образа условий», благодаря которым ребенок мог бы определиться в культуре. «Ситуация обретает личностно развивающий характер, когда становится событием, кризисом, нарушающим привычный ход событий. «Педагогически эффективная ситуация - всегда событие». «Нет иного способа «обучить» ребенка сложным видам опыта, как только, «погрузив» его в образовательном процессе в соответствующую ситуацию» [Степанчук, С.141].

Категория событийной общности позволяет преодолеть односторонность двух полярностей - абсолютного индивидуализма и не менее абсолютного коллективизма. Идея событийного подхода в воспитании возникла как планирование жизненного пути человека. А жизнь человека в образовании начинается с дошкольного детства. Дошкольники - первая ступень образовательной организации. Это очень короткий, но важный период становления личности ребенка. ФГОС ориентирован не только на поддержку «разнообразия детства», но и вариативности развивающих форм этой поддержки. Одним из видов такой поддержки является дополнительное образование. Детские объединения различной направленности открываются и на базе дошкольных отделений, количество которых растет с каждым годом. Дети в силу своего возраста не могут самостоятельно выбрать для себя то или иное направление, поэтому родители должны стать «тьюторами» для своих детей, чтобы помочь им в этом.

Желание заниматься чем-либо придаст ребенку сил, стремление творить поможет ему развиваться. Ребенок должен стать субъектом событийности, тогда все мероприятия, спектакли, праздники, досуги будут прожиты им в полной мере. Ведь когда ребенок сам ставит перед собой цели и задачи, то он понимает, чего он хочет, и не становится сторонним наблюдателем. Он заинтересован, он считает себя главным, собирая вокруг себя единомышленников, с которыми он может творить, становится партнером не только со сверстниками, но и с педагогами и родителями. Он чувствует ответственность, свою нужность. В этом случае любое мероприятие, даже рядовое, становится событием для ребенка. И он добивается результатов в этой области. А наша задача - поддержать его, помочь, похвалить. Создавая событийность в образовательной организации, мы даем детям возможность выбора той или иной деятельности. «Содержание обучения «преломляется» через личность ученика, через его мотивы, ценностные ориентиры, цели, интересы, перспективы и т.д. Личность находится в центре социального взаимодействия, обучения и воспитания, образования» [Ивановская 1324].

Когда дети сами переживают что-то, то это гораздо сильнее того, если бы они об этом только слышали. Еще Конфуций говорил: «Послушайте - и Вы забудете, посмотрите - и Вы запомните, сделайте - и Вы поймете».

В событие содержится богатый эмпирический материал, который необходим детям для позитивного, творческого развития.

Дети и взрослые учатся творить вместе в процессе познания, выстраивая взаимообогащающее сотрудничество на благо всего творческого объединения. Суть событийности на занятии состоит в новом отношении ребенка к знаниям, которые ему предстоит получить.

Событийный подход к делу в любом направлении дополнительного образования поможет сделать его значимым, важным, интересным.

Событийный подход в дополнительном образовании способствует активному взаимодействию детей и взрослых, обогащению детей, ведь такие мероприятия как коллективно, так и индивидуально значимы для детей. Следствием этого является накопление детьми опыта гражданского поведения, основ демократической культуры, самоценности личности, осознанного выбора своего жизненного пути, получение квалифицированной помощи по различным аспектам социальной жизни, что влияет на социальную адаптацию детей и молодежи к изменяющимся условиям жизни.

При этом главная направленность единого воспитательного пространства заключается в создании комфортных условий получения образования.

Список литературы

  1. Ивановская Е.А. Событийный и личностно-деятельностный подходы к формированию компетентности социального взаимодействия учащихся // Известия Самарского научного центра Российской академии наук, т.13, № 2(6), 2011, Самара: УДК 371 - С. 1321 - 1325// [Электронный ресурс] http: //www.lexed.ru/pravo/journ/0107/grig.doc (Дата обращения 08.03.2018).
  2. Илюшина Н.Н. Безопасность образовательного пространства вуза и формирование культуры взаимоотношений [Текст]// Ребёнок в образовательном пространстве мегаполиса: сборник материалов II межрегиональной научно-практической конференции 14-15 апреля 2015 г., Москва, МГПУ. - СПб.: НИЦ АРТ. - С. 285 - 288.
  3. Событийность в образовательной и педагогической деятельности [Текст] / Под редакцией Н.Б.Крыловой и М.Ю.Жилиной. Научный редактор серии Н.Б.Крылова. Саратов: Эстамп 2010 - 145 с. (Сер. «Новые ценности образования» - выпуск 1 (43).
  4. Степанчук З.А. Событийность образовательного процесса в начальной школе [Текст]// Педагогическое мастерство: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2012 г.). - М.: Буки-Веди, 2012. - С. 140-143.