Краткосрочные образовательные практики в ранней профориентации детей дошкольного возраста

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с


Образовательная семейная прогулка - «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» для детей 5-7-летнего возраста в рамках краткосрочной образовательной практики по ранней профориентации дошкольников «Самые забытые профессии»

Обновление системы дошкольного образования ставит перед современными педагогами задачу воспитания у дошкольников предпосылок «нового человека», конкурентоспособной личности, успешно реализующей себя в профессиональной среде, обладающей чертами: исследователей, изобретателей, предпринимателей, новаторов.

Поэтому ознакомление детей дошкольного возраста с профессиями взрослых - одна из важных задач социализации ребёнка. Представление о профессиях позволяет детям глубже проникнуть в мир взрослых, понять и принять его. Педагоги и родители могут и должны помочь ребенку в этом направлении. Раннее трудовое воспитание и профориентация формируют интерес к труду, зарождают мечту о собственном будущем и являются одной из ступенек на пути к успешности во взрослой жизни.

Необходимым условием результативной совместной деятельности принято считать применение инновационных подходов к организации деятельности дошкольного образовательного учреждения. Одним из таких подходов является разработка и реализация краткосрочных образовательных практик «Все работы хороши».

Цель проекта: создание условий для знакомства детей с профессиями, с возможностью самоопределения дошкольников.

Педагог не только знакомит детей с профессиями, но и формирует системные знания, показывает значимость каждой профессии. Дети на опыте осознают, что для пользы общего дела трудиться нужно добросовестно.

В ходе реализации практико ориентированного проекта «Самые вкусные профессии» педагоги знакомят детей с профессией повара - кондитера. Ребята знакомятся с особенностями, трудовыми навыками, местом работы повара. А также самостоятельно (с непосредственным участием взрослого) приготовили кондитерские изделия, разные салаты, раскрашивали рождественские пряники, заваривали чай. Оценку детским навыкам давало независимые жюри - ребята, педагоги и специалисты из соседних групп.

Как познакомить детей с профессией, которая требует не только хороших физических качеств, но и мужества, выдержки, отваги. К счастью у нас есть такие родители, которые смогли рассказать о своей профессии. В ходе таких практик у детей формируются представления о сотрудниках МЧС, о военных профессиях, и профессиях, связанных с правоохранительными органами. И дети, имея первоначальные знания об этих профессиях смогли применить их в своих играх. Ведь о профессии мало знать в нее нужно поиграть.

Кто из девочек не мечтает стать балериной, а мальчишки они такие выдумщики. И именно от интересов, увлечённости детей родился проект «Самые творческие профессии». Педагоги знакомили детей с профессией модельера, художника, хореографа, что еще больше стимулирует детскую фантазию. А вдруг эти детские мечты в будущем воплотятся в небывалые проекты.

Кто такой водовоз, зачем нужен извозчик, чем занимается трубочист? Как много детских вопросов на которые не так просто дать ответ. Детские вопросы подсказали название проекта «Самые забытые и устаревшие профессии». В ходе данного проекта педагоги знакомят детей с прототипами современных профессий: посыльный - курьер, извозчик - таксист и др. Да, люди трудились во все века и времена, и мы формируем реалистичные представления о труде людей прошлого.

Итог работы краткосрочных образовательных практик - семейные образовательные прогулки «Я памятник себе воздвиг…».

Представленная образовательная прогулка «Я памятник себе воздвиг…» проходила в рамках краткосрочной образовательной практики «Самые забытые профессии»

Целью данного мероприятия было знакомство с представителями разных профессий, спецификой их работы, орудиями труда через исследование исторических памятников.

Проблемный вопрос, на который искали ответ дошкольники в ходе образовательной прогулки: Какую пользу мог бы приносить представитель данной профессии нашему городу, если бы он жил в наши дни?

Партнерские отношения с родителями воспитанников выстраивались следующим образом:

На сайте учреждения в группе ВК размещалась публикация для родителей;

Выдавались Методические рекомендации родителям по проведению экскурсии и «Дневник юного исследователя» для заполнения детьми с помощью родителей.

В пятницу детям выдается Дневник юного исследователя» с вопросами и заданиями на предстоящий выходной. Педагог должен грамотно подобрать вопросы и задания, чтобы семья не смогла выполнить задания и ответить на вопросы, не выходя в городское пространство. (Если прогулку можно совершить заочно, то можно никуда не ходить)

В ходе данного мероприятия было установлено единство в обучении и воспитании детей в Дошкольном учреждении и семье. В понедельник на детском совете дети делятся своими впечатлениями, о том где побывали и что узнали. И главное ответят на вопрос «какую пользу мог принести человек той или иной профессии в наши дни»

Данная методическая разработка носит практический характер, может быть использована педагогами ДОУ для внедрения инновационных подходов к организации деятельности дошкольного образовательного учреждения по ранней профориентации дошкольников.

Подводя итог и анализируя проделанную работу, хочется отметить что направление по организации краткосрочных образовательных практик по ранней профориентации дошкольников это нужное и интересное направление, так как даёт большое пространство развития детской инициативы и самостоятельности.