Звук [ц]. Буква Ц, ц

Разделы: Начальная школа

Класс: 1

Ключевые слова: русский язык, Звук и буква Ц


Предмет: обучение грамоте.

Класс: 1.

Цель урока. Познакомить со звуком [ц] и буквой Ц, ц.

Задачи урока:

а) предметные:

  • познакомить с новым звуком [ц];
  • совершенствовать навыки чтения: учить акцентированному произношению согласных звуков, учить читать слоги, слова, предложения с новым звуком;
  • развивать фонематический слух через выполнение различных заданий;
  • развивать речь через выстраивание ответов на вопросы учителя.

б) здоровьесберегающие:

  • сохранить здоровье детей путем чередования различных видов деятельности и активного отдыха;
  • создание комфортной и доверительной атмосферы в классе.

Планируемые результаты:

а) личностные: положительная мотивация учения, оценивание усваемого содержания.

б) метапредметные:

  • познавательные: формулирование познавательной цели, поиск и выделение информации, анализ с целью выделения признаков, синтез, как составление целого из частей, выбор оснований для сравнения, классификации объектов, установление причинно-следственных связей;
    коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; работа в группе, в паре;
  • регулятивные: целеполагание, планирование, контроль, коррекция, оценка, способность к мобилизации сил и энергии; воспитание интереса к предмету литературное чтение.

Тип урока: урок усвоения новых знаний (изучение нового материала).

Оборудование урока: доска, маркеры, презентация PowerPoint; компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Ход урока

1. Мотивирование к учебной деятельности

- Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.

- Ребята, давайте создадим хорошее, солнечное настроение.

Посмотрите на солнышко, улыбнитесь ему, улыбнитесь друг другу.

Мы сегодня не одни,
Гости на урок пришли.
Повернитесь поскорей,
Поприветствуйте гостей!
Сядьте ровно, ножки вместе,
Руки положи на стол.
Подтянитесь, улыбнитесь
И тихонько все садитесь.
Будем мы читать, трудиться,
Ведь заданья нелегки.
Нам, друзья, нельзя лениться,
Так как мы - ученики.

2. Актуализация знаний

- Вначале проведем разминку и вспомним ранее изученный материал.

  • На какие 2 группы делятся все звуки? (Все звуки делятся на гласные и согласные).
  • Чем буквы отличаются от звуков? (Звуки мы произносим и слышим, буквы мы видим и пишем).
  • Как мы произносим гласные звуки? (Гласные мы произносим свободно, мы их можем петь, тянуть. Они при произношении не встречают преграды).
  • Как мы произносим согласные звуки? (Мы их произносим кратко. Они при произношении встречают преграды. Им мешают: зубы, губы, язык).
  • Какие звуки всегда мягкие? ([ч], [щ], [й]).
  • Какие звуки всегда твёрдые? (Звуки [ж],[ш], [ц]).
  • Назовите гласные буквы, которые обозначают мягкость предшествующего согласного звука. (и, ю, я, е, ё).
  • Что ещё знаете о гласных второго ряда?
  • Что обозначают гласные первого ряда?
  • Сколько гласных букв в русском языке? А звуков?

- Молодцы, отвечали все активно. Я довольна вашими ответами.

3. Постановка учебной задачи, определение темы и целей урока

- Ребята, вы слышите? Что это?

- Лошадь стучит копытами по дороге. (Цок-цок-цок).

- Какой новый звук услышали в этих словах? (Звук [ц]).

- Кто догадался, какой звук мы будем изучать сегодня на уроке? (Ответы детей).

- Попробуйте сформулировать тему урока. (Тема урока «Звук [ц]. Буква Ц, ц»)

- Чему мы научимся на уроке? (Мы научимся выделять звук [ц] в словах, писать букву ц, читать слоги, слова и предложения с буквой ц).

4. Открытие нового знания

а) работа со словом «кузнец»

- Давайте откроем Азбуку на стр. 51 и посмотрим, куда нас цокот копыт приведёт…

- Кого называют кузнецом? (Ремесленник, мастер, который занимается вручную ковкой металла, т.е. придает ему какую - то форму.)

- Рассмотрите картинку с изображением кузнеца и звуковую модель. Сколько слогОв в слове «кузнец»? (В слове «кузнец» 2 слога).

- Назовите их.

- Назовите ударный слог («нец»).

- Назовите последний звук в слове «кузнец» ([ц])

- Какой он? (Он согласный, всегда твердый, глухой, непарный).

- А кто догадался, какой буквой обозначается звук [ц]?

б) работа над буквой Ц

- Что вы можете рассказать о букве Ц?

- На что похожа?

Придумайте слова с буквой Ц, звуком [ц].

в) чтение слогов

- Как будем читать це и ци?

г) работа над словами

- А теперь прочитайте самостоятельно столбики слов, выделенные жирным шрифтом.

- Прочитайте слова, которые стоят в единственном числе. (Кузнец, кузница).

- А вы знаете, что такое «кузница»? («Кузница» - это мастерская с горном (печкой) для ручной ковки металла, для подковывания лошадей).

- Прочитайте слова во множественном числе. (Кузнецы, кузнецы).

- Прочитайте слова, в которых ударный третий слог, второй слог, первый слог.

д) работа с текстом «Эй, кузнец-молодец!...»

Ниже рассмотрите рисунок. Что на нем изображено?

- Под рисунком прочитаем английскую народную песенку, которую перевел на русский язык С.Я.Маршак.

Чтение учителем.

Совместное чтение с учителем.

- Какие слова в тексте вам непонятны? («Подкуй» - прибей подкову к копыту лошади; «подкова» - железная, толстая изогнутая по форме копыта пластина, которую прибивают к копыту гвоздиком).

- Почему захромала лошадь? (Лошадь повредила подкову. Ей стало больно ходить).

- Между кем ведется разговор в песенке? (Разговор ведется между мальчиком и кузнецом).

- А теперь поработаем в парах, почитаем текст по ролям. Первые 3 строчки (слова мальчика) будет читать один ученик, следующие 3 строчки (слова кузнеца) - читает сосед по парте.

- Как мы будем читать предложения с восклицательным знаком на конце? (Мы их будем читать с восклицательной интонацией).

- Итак, читаем текст в парах.

- А теперь читаем вслух. Читаем громко, выразительно, интонацией выделяя знаки препинания. Читают 3 пары.

Итог. Все прочитали громко, выразительно, с нужной интонацией, соблюдали знаки препинания.

- Назовите слова с буквой ц.

Физкультминутка (релаксационная)

- А теперь немного отдохнем:
Все легли, глаза закрыли.
Мысли разные ушли.
Напряжение улетело
И расслаблено все тело.
Хорошо нам отдыхать,
Но пора уже вставать.
Все встряхнулись.
Потянулись -
И друг другу улыбнулись.

5. Закрепление изученного материала

а) Игра «Кто внимательный?»

- Давайте поиграем в игру. Я вам буду читать слова, если вы услышите в слове звук [ц], хлопайте в ладоши.

Цыган

Свет

Колодец

Блюдце

Мастер

Цепь

Стол

Цапля

Цирк

- Молодцы! Все слова верно выделили хлопком.

- А кто помнит слова, в которых не было звука [ц].

- А какое слово я называла последним?

б) работа со схемой слова «цирк»

- Верно, давайте посмотрим на схему. Что можете рассказать?

6. Включение в систему знаний и повторение

а) Работа с иллюстрацией.

- Рассмотрите иллюстрацию на с. 50.

- Где происходит действие? (В цирке).

- А вы знаете, что такое цирк? (Цирк - это вид театрального искусства, который объединяет выступление артистов: акробатов, гимнастов, клоунов, дрессировщиков).

- Как называется место в цирке, где проходит выступление? (Арена - это большая круглая площадка посередине цирка, на которой проходят выступления).

- Кто выступает на арене цирка?

- Кто играет на дудочке? (На дудочке играет клоун).

- Кто подкидывает кольца? (Кольца подкидывает клоун).

б) Чтение текста.

- А теперь прочитайте самостоятельно текст под иллюстрацией.

Прочитаем текст цепочкой.

- Сколько предложений вы прочитали? (4 предложения).

- Найдите и назовите слова с буквой ц в первом предложении, во втором предложении, в третьем предложении, в четвертом.

- Молодцы, все слова назвали верно.

7. Рефлексия

- С каким звуком мы познакомились сегодня на уроке? (Мы познакомились со звуком [ц])

- Что вы можете рассказать про звук [ц]? (Звук [ц] - всегда твердый, глухой, непарный).

- Какой буквой обозначается звук [ц]? (Звук [ц] обозначается буквой ц).

8. Итог урока

  • Что нового узнали?
  • Чему научились?
  • Как чувствовали себя?
  • Что было самым ярким моментом на уроке?
  • Мне понравилось, как вы работали на уроке. Молодцы!

Литература

  1. Русский язык. Азбука: 1-й класс: учебник: в 2 частях. Ч.2 / В.Г.Горецкий, В.А.Кирюшкин, Л.А.Виноградская, М.В.Бойкина. - 16-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2018.
  2. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе / [А.Г.Асмолов, Г.В.Бурменская, И.А.Володарская и др.]; под ред. А.Г.Асмолова. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2015.
  3. Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя / [А.Б.Воронцов, В.М.Заславский, С.В.Егоркина и др.]; под ред. А.Б.Воронцова. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2018.