Развитие познавательных интересов ребенка посредством конструктора Lego

Разделы: Работа с дошкольниками, Дополнительное образование

Класс: д/с

Ключевые слова: LEGO-конструктор


Познание мира ребенком происходит через игру. Как бы мы не учили, не знакомили ребенка с окружающим миром, это даст незначительные результаты. Только действуя, приобретая свой опыт, ребенок сможет прочувствовать, найти интерес, научиться.

И утверждение, что игра - основной вид деятельности дошкольника, справедливо. Принято называть игру «спутником детства».

Многие серьезные дела у ребенка приобретают форму игры. В нее вовлекаются все стороны личности: ребенок двигается, говорит, воспринимает, думает. В процессе игры активно работает его воображение, память, усиливаются его эмоциональные и волевые проявления.

В игре ребенок не только познает окружающий мир, но и выражает к нему свое отношение, не только учиться находить себе партнеров, но и взаимодействовать с ними, в игре ребенок не только приобретает необходимые навыки, но и использует их в своей дальнейшей жизни.

Мне, как воспитателю, хотелось сделать так, чтобы игра стала действительно развивающей и воспитывающей. Еще древние греки знали, что учиться, надо играя, использовали игру в обучении.

Творческие игры вызывают у детей большой интерес и оказывают огромное воздействие на них. Но как найти такой инструмент, который помог бы ребенку легко, играя, творя своими руками, познавать окружающий мир, развиваться физически и нравственно.

Готовые игрушки лишают ребенка возможности творить самому, дети упражняются, выполняют действия с этими игрушками без сказочности, без удивления, без радости.«Познание начинается с удивления», что может заставить ребенка удивляться - это конструктор LEGO.

«Термин «конструирование» произошел от латинского слова «construere», что означает создание модели, построение, приведение в определенный порядок и взаимоотношение различных отдельных предметов, частей, элементов» (Л.А.Парамонова «Детское творческое конструирование» стр.15).

Создавать своими руками из отдельных частей что-то новое, интересное, что может быть использовано в игре. Разве это не может удивлять и радовать?

Я стала более глубоко изучать тему конструирования, использование LEGO конструктора. Его возможности позволяют работать с детьми разного возраста и реализовать широкий спектр тем. Этот конструктор помогает мне реализовывать задачу развития детской творческой игры.

Я выделила три типа занятий:

  • Занятия-исследования (развивающие игры)
  • Занятия-проекты (моделирование)
  • Свободное конструирование (творческие занятия)

На занятиях-исследованиях в игровой форме дети учатся выделять и называть части конструктора, различать форму, цвет, размер, составлять из них разнообразные сооружения (желтая башня выше зеленой; дорога красная длиннее желтой и т.д.). Конструкторы Lego обладают определенными преимуществами перед другими конструкторами:

  • разнообразие деталей (кирпичики и кубики, фигурки, колеса, крепления для колес, кабины, головы слонов, жирафов, собак и т.п.). Все это позволяет использовать сюжеты различных игр, ставить разные задачи, побуждает детей проявлять творчество;
  • своеобразие креплений (детали конструкторов Lego крепятся легко и прочно, постройки устойчивы и мобильны);
  • цвет и легкость деталей (детали конструкторов яркие, чем и привлекают ребенка, безопасные). Таким образом, конструкторы Lego вдохновляют ребенка в процессе игры, предоставляя ему возможность экспериментировать и создавать свой собственный мир, где нет границ.

Кроме того, Lego конструкторы не только развивают интеллектуальный и творческий потенциал ребенка, его личные качества, но и служат отличным обучающим материалом, представляя тем самым безусловную ценность.

В нашем детском саду дети начинают заниматься с Lego-конструктором со 2 младшей группы. В начале обучения постройки детей носят условный характер и лишь общей формой напоминают реальный предмет, но даже такие простые сооружения требуют от детей умения ориентироваться в свойствах и отношениях предметного мира, создавать верные образы воспринимаемых объектов.

Так с детьми младшей группы строили дорожку «маленьким человечкам». Решались задачи научить соединять части постройки, создавать конструкцию, выделять и соотносить цвета. Сам процесс создавать свою конструкцию привлекает детей, но важно ставить перед детьми цель (для кого строим, что будем с этой постройкой делать и т.д.) Так в средней группе, используя «Lego Dacta», дети строили ворота, сравнивая постройки детей отмечали высоту, ширину, а также использование оформления и цвета.

А старшие дети при строительстве ворот, использовали новые способы соединения, решали пространственные задачи. Но и в том, и другом случае происходит сравнение построек. Это позволяет детям анализировать свои постройки, расширить представления о постройках на данную тему, учит пользоваться и пространственными понятиями: (ближе - дальше, уже - шире, выше - ниже…). Соотносить эталоны форм с формами построек.

На занятиях-проектах дети учатся моделировать отдельные предметы, дома, животных, деревья и так далее, но в тоже самое время дети знакомятся с различными способами соединения, учатся выделять части объекта, из заданных частей составлять целое. Многообразен мир конструированных объектов: транспорт, животные, здания, люди, космические корабли и т.д.

Построение таких занятий с конструкторами Lego включает в себя следующие этапы:

1. Формулировка задачи. На этом этапе происходит введение в тему. Можно рассмотреть картинки, фотографии, обсудить реальную жизненную ситуацию, выделить части и последовательность будущей постройки.

2. Выполнение задания. Дети имеют возможность работать индивидуально и в коллективе (в зависимости от поставленной задачи), они выполняют задания, исходя из собственных представлений, предыдущего опыта и знаний.

3.Представление результата работы. Детям предоставляется возможность демонстрации своей работы или коллективной. Успех дает каждому ребенку позитивную мотивировку и оказывает не только положительное влияние на его знания, но и приносит эффект: происходит смена самовосприятия; осознания собственных резервов, желание демонстрировать модели и остальным детям.

4. Игра с постройкой. Дети представили свою работу и теперь могут поиграть со своей постройкой. Например, если дети работали над проектом "Цирк", они сами продумывают как будут выступать их цирковые актеры, придумывают правила игры, распределяют роли.

Во время любого занятия важно не ограничивать детей определенным набором конструктора, предлагать самостоятельно выбирать нужные детали из общего набора конструктора, это дает возможность самому принимать решение в выборе конструкции, деталей, способов соединения.

Важной задачей конструктивной деятельности является выполнение задания по образцу. Перед занятием с детьми рассматриваем объекты на фотографиях и обсуждаем: где находится объект, какие части у объекта, что делает, для чего нужен и т.п. (я считаю, что важно показать фотографии, где объекты в своей естественной среде), изображаем на бумаге (рисуем, делаем аппликации, лепим и т.д.). Я заметила, что некоторые дети затрудняются в создании заданных объектов, другие не умеют следовать образцу, а для обучения в школе важно уметь действовать и по инструкции, четко выполнять указания. Задание по образцу (сделай как я) позволяет ребенку научиться последовательно работать, рассчитывать количество деталей, понять принципы соединения. Конечно, если в процессе занятия я вижу, что ребенок строит, например, ворота или пирамиду, и использует разное цветовое сочетание, но при этом соблюдает принцип соединения - это только приветствуется. Это дает возможность сравнить заданную постройку с постройками детей: «У тебя второй ряд какого цвета, сколько ты использовал деталей в этом ряду, как у тебя и у меня сочетаются цвета в рядах, у кого выше, шире и т.д.»

Очень важно после создания какой-то модели ее обыграть. Это поднимает значение постройки, вызывает огромный интерес, желание узнать о данной конструкции новое. Например, пирамида - человечек взбирается на самую высокую точку, ему надо удержаться, а есть «египетские пирамиды», какие они, как создавались, зачем. Появляется стимул открыть книгу, рассмотреть иллюстрации, послушать рассказ или даже самому прочитать. Для этого мы вместе с детьми готовим альбомы с информацией и фотографиями о данном объекте, где даны не только сведения, но и предлагаются небольшие задания обыгрывания или способы изображения.

На занятиях по творческому конструированию дети создают свой мир, опираясь на предыдущий опыт, воплощают в свои проекты свои творческие идеи. На этапе моделирования дети приобрели опыт соединения деталей, сочетания различных форм, умение выделять части и соединять их в общую форму; знакомясь с заданными объектами, их происхождением, назначением, использованием дети обогащают свой жизненный опыт, расширяют кругозор и это используется на занятиях по творческому конструированию. Без опыта творчества не получится.

«Город детства» - совместная проектная деятельность воспитателя и детей, в которой отражены знания детей об окружающем, закреплены ранее приобретенные конструктивные навыки и организовано пространство для реализации творческой активности детей.

Работу над проектом мы начинали с обсуждения. Я предлагала детям подумать и рассказать о том, какой город они хотели бы построить. «…Дома, детский сад, магазин игрушек и продуктовый магазин, высокая горка, машины, детские площадки, садовые парки, парки развлечений, бассейн … - это лишь некоторые пожелания детей о том, какие постройки будут в их городе. А Маша предложила въезжать в наш город через красивые ворота «… как в сказку». И с этим нельзя не согласиться, ведь это ЛЕГО-страна, и она не может не быть сказкой.

Таким образом, в ходе беседы я подвожу детей к тому, что они сами решают какие объекты будут в их городе. Детям легко представить объекты города, так как мы в ходе наблюдений, на занятиях по ознакомлению с окружающим миром знакомились с ними, с их назначением, обсуждали архитектуру зданий в нашем городе, создавали модели домов, транспорта, деревьев, животных и многое другое. И так мы с детьми определи, что будет в их городе. Затем дети делятся на подгруппы. Процесс объединения детей в группы важный момент. При образовании детских групп важно учитывать интересы детей, их привязанности, их умение взаимодействовать, так как на этом этапе обсуждения детям нужно распределить роли, решить кто будет строить дома, детский сад, детскую площадку, кто займется ландшафтным дизайном, кто наполнит город жизнью - животными, людьми, автомобилями. И начинается процесс обсуждения проекта внутри каждой группы.

Полина предложила устроить в городе красивые цветочные клумбы ("у нас будет лето и будет красиво на нашей улице"). Мальчики решили конструировать машины, но когда увидели построенные девочками здания, то подключились к ним и внесли свои проекты в общую постройку. Перед строительством фасадов домов мы с детьми обсуждаем, какой будет дом:

  • «… мой дом будет двухэтажный, с балконами, с аркой …»,
  • «… а у меня дом будет с большой крышей, а окна со ставнями…»
  • «… а у меня будет крыльцо, а дом одноэтажный», а затем отбираем необходимые детали (двери, окна, кирпичики разной длины, перекрытия, полудуги и т.д.)

Очень важно также в процессе обсуждения создать план города: где проходит улица, как будут располагаться дома, удобно ли детям будет играть на площадке, далеко ли располагать магазин от жилого дома, как пройти от дома до детского сада…

Когда объекты постройки, зоны застройки определены, начинается процесс строительства. Но даже в процессе работы постоянно возникают какие-то новые решения и объекты могут перестраиваться.

Дети разные в своем развитии и в данной работе они проявляют себя по-разному. Кому-то из детей для выполнения задания я предлагаю схему или чертеж, другому достаточно будет просто напомнить с чего надо начать постройку, а дальше у ребенка все получается и он додумывает постройку по-своему - его решение будет оригинальным. Главное не мешать ребенку в его выборе, а подсказать, наметить этапы работы. Во время обсуждения необходимо проанализировать его будущую постройку, как бы «разобрать» её на части, выделить их и тогда ребенку будет легче определиться и сосредоточиться на своей работе.

И, конечно, не забывать хвалить детей: «интересное у тебя решение», «как удобно ты расположил детский сад», «Эти балконы украсили твой дом», «улица свободная, удобно ездить на таких машинах» и при этом направлять внимание детей на детали: «ты продумал, где малыши будут переходить улицу?», «не стоит ли окружить детскую площадку деревьями, ведь зеленые насаждения защищают детей от пыли и газов?», «как ты думаешь, удобный ли вход и выход для большого количества покупателей, кто-то входит, кто-то выходит…?».

В процессе детской работы я предлагаю свою помощь. Аня, неуверенная в своих силах, согласилась. Она выбрала тот вариант, который ей подошел - сделать постройку по картинке. Мы вместе с ней обговаривали в процессе постройки лучшее расположение деталей, при этом мы вместе пробовали, неудачные соединения переделывали, так Аня методом проб и ошибок принимала правильное решение. Варя - человек творческий, поэтому со своей работой она справилась достаточно быстро, не прибегая к помощи педагога. Сначала она рассказала о своей будущей постройке: «Я построю белый домик с красной крышей - это будет у нас в городе маленький детский сад, куда будут приходить малыши…» Затем отобрала необходимые детали для реализации своего замысла. Но в процессе работы, продумывая конструкцию здания, неоднократно добавляла детали. Как видно, такое, на первый взгляд, несложное задание - постройка фасада дома, которое выполнялось не единожды в разных игровых ситуациях, детьми выполняются по-разному, и помощь педагога требуется в зависимости от самого ребенка. Егор - «широка натура», любит строить мощные конструкции на весь размах рук, и тут возникает недовольство соседей по строительству - Никита возмущается: «что ты залез на мою территорию» И здесь требуется вмешательство педагога, «Егор посмотри, хватит ли места Никите для строительства гаража?» Егор оценивает пространство и соглашается уменьшить свою постройку. Предлагаю для их совместной постройки добавить еще плато - так завершается спор среди этих мальчиков. Егор размашисто строит свой кинотеатр, а Никита гараж и в ходе работы решает построить еще и парковку для машин у кинотеатра, который строит Егор.

После окончания строительства мы с детьми рассматриваем города - они разные, сравниваем в каждом городе объекты одного назначения. «В этом городе разноцветный детский сад в два этажа, а в этом городе одноэтажный, белый детский сад с красной крышей, здесь есть крыльцо, очень удобно; этот гараж рассчитан на две машины, а этот гараж для одной машины, но он украшает город, сочетается по размеру с жилым домом; это детская площадка, много игровых конструкций - детям будет интересно, а в этом городе парк с клумбами и скамейками - можно спокойно посидеть, отдохнуть…». И как ритуал, после создания своего города дети вместе обыгрывают свои постройки, объясняя товарищам правила: «въезда машин», «подхода к детской площадке», «места перехода улицы» и т.д.

Эти детские проекты мы оставляем на неделю, на две - в это время они продолжают обыгрывать свои постройки, переделывают их, добавляют новые объекты. Так создавая на занятии проект, дети живут его жизнью, учатся находить новые решения, создают новые правила общежития.

Мудрая китайская пословица: «Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, и может быть, я запомню. Сделай меня соучастником и я пойму» - подсказала мне пути развития детей. Только через проживания игровой ситуации ребенок может научиться понимать какое место он занимает в социуме.