Идеал семьи в рассказе А.И.Куприна «Куст сирени»

Разделы: Литература, Общепедагогические технологии, Конкурс «Классическая литература в современной школе»

Класс: 8

Ключевые слова: А.И.Куприн, А.И.Куприн «Куст сирени»


Учебный предмет

литература

Класс

8 класс

Тип урока

Урок художественного восприятия произведения

Цели урока

Образовательные:

  • Показать учащимся автобиографичность рассказа «Куст сирени», раскрыть весь спектр поэтики произведения, показать актуальность произведения, его гуманистические идеалы: семья, сочувствие, доброта, любовь и счастье.

Развивающие:

  • совершенствовать навыки анализа художественного текста;
  • развивать творческие способности;
  • учиться анализировать, сравнивать, обобщать, делать соответствующие выводы;
  • развивать умения учащихся работать с учебником, раздаточным материалом, электронными ресурсами;
  • развивать коммуникативные компетенции.

Воспитательные:

  • обратить внимание на нравственные семейные ценности; воспитывать чуткое отношение к любви, способности сопереживать, поддерживать другого человека, помогать ему;
  • формировать интерес к предмету;
  • осуществлять эстетическое воспитание учащихся.

Технологии, методы, приёмы

Проблемно-диалогический, личностно-ориентированный, работа в группе, развитие творческих способностей.

Основные понятия, термины

Средства выразительности, проблема, антитеза, нравственность

Вид используемых на уроке средств ИКТ

Компьютеры (планшеты), мультимедийный проектор, экран, презентация.

Планируемые результаты

Предметный:

  • осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное;
  • определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;
  • создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;
  • работать с разными источниками информации и владеть основными способами её обработки и презентации.

Личностный:

  • совершенствование духовно-нравственных качеств личности, уважительного отношения к русской литературе;
  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы, учебник );
  • формирование чувства прекрасного - умения чувствовать красоту и выразительность речи, стремления к совершенствованию собственной речи;
  • устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
  • ориентация в системе моральных норм и ценностей;
  • потребность в самовыражении через слово.

Метапредметный:

  • самостоятельно формулировать проблему и цели урока;
  • адекватно самостоятельно оценивать свои суждения и вносить необходимые коррективы в ходе дискуссии;
  • формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её;
  • оформлять свои мысли в письменной форме с учётом речевой ситуации;
  • выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;
  • работать в группе - устанавливать рабочие отношения;
  • давать определения понятиям;
  • обобщать понятия;
  • самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации;
  • пользоваться изучающим видом чтения;
  • осуществлять сравнение;
  • излагать содержание прочитанного текста выборочно;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • осуществлять анализ;
  • умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать её, определять сферу своих интересов.

Организация пространства

Формы работы

Ресурсы

Индивидуальная, в группе, фронтальная.

Картина П.Кончаловского «Сирень в корзине».
Рассказ А.И.Куприна «Куст сирени».
Учебник по литературе 8 кл, часть 2/ В.Я.Коровина и др.
Образовательная платформа https://resh.edu.ru/subject/lesson/2282/train/#161292
Романс С.Рахманинова, Е.Бекетовой «Сирень».

Ход урока