Образовательный тематический КВИЗ для родителей: «Защита от кибербуллинга современных школьников»

Разделы: Работа с родителями, Школьная психологическая служба

Ключевые слова: подростки, подросток и школа, кибербуллинг


Скажи мне, и я забуду,
Покажи мне, и я запомню,
дай мне сделать - и я научусь.
Китайский мыслитель Конфуций.

В системе Российского образования происходят существенные изменения, связанные со сменой модели культурно-исторического развития. Однако какие бы реформы не проходили в системе образования, в итоге они замыкаются на конкретном исполнителе - школьном учителе, классном руководителе. Именно педагог является основной фигурой при внедрении в практику различных инноваций.

В рамках реализации ФГОС наиболее востребованными становятся интерактивные формы организации процесса воспитания и обучения, позволяющие задействовать всех участников образовательного процесса, реализовать их творческие способности, воплощать имеющиеся знания и навыки в практической деятельности. Появляются новые технологии и деятельностные формы взаимодействия с родителями, в основе которых лежит их активизация и включение в образовательный воспитательный процесс.

Одним из таких видов интерактивных технологий является образовательный квиз, который пользуется популярностью у подростков и взрослых благодаря неординарной организации образовательной деятельности. Это не только проверка и закрепление материала, но и лучшее усвоение информации. Квиз напоминает викторину, а метод мозгового штурма позволяет вовлечь всех участников команды в обсуждение, формируя чувство единения.

Данная игра разработана для родителей подростков по материалам интернет сайтов, а также на основе рекомендаций Министерства просвещения РФ и программы по профилактике насилия в отношении детей и подростков «Песчинка. А если мы поговорим об этом?» коллектива авторов: Козель Е.В., Потоцкий Д.О.

Участие в квизе дает возможность получить новые знания о кибербуллинге, приобрести коммуникативные навыки, умения продуктивно работать в команде, находить компромиссы для достижения общей цели.

На подготовительном этапе взрослые самостоятельно изучают проблему кибербуллинга в подростковой среде. А также под руководством классного руководителя объединяются в команды. Каждая команда придумывает эмблему и девиз в соответствии с темой квиза. Такой подход к организации мероприятия способствует знакомству, взаимодействию и сотрудничеству родителей друг с другом. Что так необходимо при профилактике кибербуллинга в подростковой среде.

Актуальность. С появлением в нашей жизни интернета возникло «виртуальное общение», которое для многих подростков стало дополнительным ресурсом в общении и открыло новые социальные возможности. Вместе с тем привязанность подростка к общению в социальных сетях сочетается у них с отсутствием компетентности и этики взаимодействия в интернете. Виртуальное общение привело к риску появления асоциальных и агрессивных моделей общения в сети. Подростки наиболее уязвимая группа для кибербуллинга и чаще всего родители не готовы прийти им на помощь, так как не владеют опытом и знаниями по предупреждению кибербуллинга.

Цель мероприятия: повышение родительской компетентности в вопросах предупреждения насилия в отношении несовершеннолетних с использованием интернет-ресурсов.

Задачи:

  • способствовать приобретению углубленных знаний в вопросах кибербуллинга в подростковой среде;
  • информирование родителей о возможности безопасного использования Интернет-ресурсов;
  • повышение родительской компетентности в вопросах конструктивного детско-родительского взаимодействия;
  • сплочение команды в процессе преодоления трудностей;
  • сформировать представление об алгоритме действий при появлении признаков насилия в отношении несовершеннолетних.

Ход мероприятия

Квиз включает 5 раундов. После завершения каждого раунда бланки сдают для подведения итогов, а ведущим оглашаются правильные ответы. Во время квиза нельзя пользоваться телефоном, планшетом, книгами - всем, что даст преимущество перед другими участниками.

1-й раунд (Творческое задание) - «Визитка» команд

  • 1 часть демонстрация домашнего задания «Визитные карточки»: название, эмблему, девиз команды.
  • 2 часть - составить синквейн, использовать слово - кибербуллинг.
    • 1 строка - 1 слово, тема или понятие.
    • 2 строка - 2 слова, прилагательные, описание понятия из 1 строки.
    • 3 строка - 3 слова, глаголы.
    • 4 строка - 4 слова, фраза или предложение, показывающее отношение к теме.
    • 5 строка - 1 слово, синоним, который повторяет суть темы.

Спасибо командам за интересные визитки и синквейн. Мы начинаем 2-й раунд под названием «Ассоциации».

2-й раунд - «Ассоциации»

Каждой команде необходимо придумать как можно больше ассоциаций к словам: подросток, конфликт, травля, буллинг, кибербуллинг. На подготовку дается 3 минуты. Далее команды по очереди называют ассоциации, повторение не приветствуется. Ваша задача быстро и четко отвечать. В конце раунда жюри подводит итоги.

3-й раунд (интеллектуальные вопросы) - «Эрудит»

Вопросы 3 раунда:

  1. Дать определение понятиям «буллинг», «кибербуллинг»
  2. Чем отличается кибербуллинг от школьного буллинга?
  3. Как защититься от кибербуллинга в соцсетях.
  4. Есть ли статья за кибербуллинг в России?
  5. Кто такие интернет - тролли?

Ответы на вопросы 3 раунда.

1. Дать определение понятиям:

Буллинг - это систематические акты агрессии (словесной, психологической, физической), направленные против одной или нескольких жертв.

Кибербуллинг - это намеренные оскорбления, угрозы, с помощью современных средств коммуникации - чаще всего в социальных сетях, мессенджерах, онлайн-играх. Задача травли с использованием цифровых технологий - запугать, разозлить или опозорить жертву.

2. Чем отличается кибербуллинг от школьного буллинга?

В отличие от буллинга, кибербуллинг непрерывен.

Различия: анонимность агрессоров, непрерывность кибербуллинга, большее количество свидетелей, отсутствие обратной связи, феномен растормаживания, виновник часто не отдает себе отчет, какой урон наносит: подумаешь, злой комментарий или сообщение.

Страх ребенка перед реакцией взрослых, которые не принимают всерьез «ерундовую» перепалку в сети. Запретить доступ в интернет - не значит решить проблему, ощущение публичного позора при этом не исчезнет. Многие родители учат детей не разговаривать с незнакомцами, кричать, если схватят, не брать у чужих еду, игрушки и тем более не садиться в машину. Тот факт, что ребенок знает об опасностях реальной жизни, не ограждает его от кибербуллинга. В интернете человек может по несколько раз перечитывать угрозы и оскорбления или пересматривать неприятные видео, что обостряет переживания.

3. Как защититься от кибербуллинга в соцсетях.

Памятка как защититься от кибербуллинга?

Иногда бывает сложно предупредить кибербуллинг, но защитить себя от продолжения травли и от её последствий, на самом деле, довольно легко - несколько простых правил, которые помогут вам понять, что именно делать.

- Умейте распознавать разные формы кибербуллинга и знайте, как ситуация может развиваться в разных случаях. Вы не сможете защитить себя, если не будете знать, что именно происходит.

- Хорошо подумайте, прежде чем отправлять сообщение. Никогда не забывайте, что все опубликованное в интернете становится доступным широкой общественности. Большую часть того, что вы напишете в сети, стереть невозможно, и Google помнит все! Кроме того, будьте осторожны при обмене личной информацией в мессенджерах, так как часто в таких случаях ее могут увидеть и люди, которым она не предназначалась.

- Уделите внимание настройкам приватности. Эти настройки есть во всех социальных сетях, и они позволяют контролировать то, кто видит ваши сообщения. Хорошо изучите эти параметры и настройте их так, чтобы достигнуть наибольшей безопасности.

- Сохраните личную информацию известной лишь вам. Не раскрывайте в сети такие детали как адрес, номер телефона, номер школы, номер кредитной карты и тому подобное. Пароли существуют не просто так; делиться ими с друзьями - все равно что раздавать копии ключа от вашей квартиры друзьям и незнакомцам.

- Не молчите. Если вы видите, что кто-то их ваших знакомых - обидчик, не защищайте его и не закрывайте на его поведение глаза. Нельзя молчать!

- И если вы знаете, что кто-то из ваших друзей подвергается кибербуллингу, посоветуйте ему также не молчать и рассказать родителям о возникшей проблеме и ее виновнике. Иногда бывает важно, чтобы кто-то еще подтвердил ему, что именно так и следует поступить.

- Вместе с родителями установите и обговорите границы и правила пользования социальными сетями и интернетом - что можно и чего нельзя делать в сети. Не для того, чтобы ограничить ваши возможности, а для того, чтобы вы при этом были в безопасности.

- Действуйте без промедления. Если вы подозреваете, что в настоящее время подвергаетесь кибербуллингу, немедленно сообщите взрослому, которому доверяете. Сделайте скриншоты тех сообщений (или других проявлений травли в сети), которые на ваш взгляд являются кибербуллингом, и заблокируйте тех, кто отправил их вам.

- Самое главное - никогда не травите никого в сети или в реальной жизни. Не участвуйте в онлайн-беседах, которые могут закончиться травлей.

- И всегда, всегда оставайтесь порядочными гражданами цифрового пространства!

4. Есть ли статья за кибербуллинг в России?

Как отмечалось ранее, специальной меры ответственности за кибербуллинг в российском законодательстве пока не существует.В тоже время этот пробел не является основанием для безнаказанности действий интернет-агрессора.

Наиболее распространенным видом ответственности за кибербуллинг в судебной практике является привлечение к административной ответственности по статье 5.61. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ).Данная статья предусматривает административную ответственность в виде штрафа за совершение оскорбления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, включая сеть "Интернет".

Под оскорблением понимается, унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной или иной противоречащей общепринятым нормам морали и нравственности форме, что по сути соотносится с понятием кибербуллинга.

Ключевым моментом в делах по статье 5.61. КоАП РФ является правильная юридическая оценка сделанного высказывания (предполагаемого оскорбления), а именно относится ли оно в интерпретации закона к унижающим честь и достоинство, противоречит ли нормам морали и общественной нравственности. Если перед правоохранительными органами встает вопрос, что имело место - оскорбление, ирония или неудачно сформулированная шутка, в отношении спорного текста назначается и проводится лингвистическая экспертиза.

Заявления по фактам нанесения оскорбления рассматриваются органами прокуратуры. В соответствии с законом именно прокуратура полномочна возбудить дело по факту оскорбления в сети, провести полноценную проверку всех обстоятельств и передать дело в мировой суд для рассмотрения вопроса об ответственности распространителя оспариваемой информации.

Срок давности по делам об оскорблении составляет три месяца с момента совершения неправомерного поступка, по истечению которого закон уже не позволяет ставить вопрос о привлечении к административной ответственности.

Следует также отметить, что закон допускает возможность возбуждения дела об оскорблении в сети "Интернет" только в отношении лица, достигшего 16-летнего возраста (статья 2.3. КоАП РФ), лица младше привлечению к административной ответственности не подлежат.

В тоже время, не достигший совершеннолетия, а также его законные представители, несут риски привлечения к иному виду ответственности за допущенную интернет-травлю.

5. Кто такие интернет-тролли?

На интернет-сленге тролль-это человек, который публикует подстрекательские, неискренние, отступающие, посторонние или не по теме сообщения в онлайн-сообществе (например, в социальных сетях), группе новостей, форуме, чате, онлайн-видеоигре или блоге) с целью спровоцировать читателей на эмоциональные реакции или манипулировать восприятием других людей.

4-й раунд - «Мифы и реальность»

Необходимо ответить, какое высказывание является мифом или реальностью, дать аргументы.

  1. Представители поколения Z хорошо работают в режиме многозадачности.
  2. Современные дети чуть ли не от рождения умеют пользоваться гаджетами и компьютерами.
  3. Современным детям нужно более технологичное образование.
  4. Современные подростки совсем не общаются.
  5. Дети сегодня совсем не читают.
  6. Современные подростки больше склонны к депрессиям и суицидам.
  7. Если у подростка забрать гаджеты, то он не найдет, чем себя занять.

Миф 1 - представители поколения Z хорошо работают в режиме многозадачности

Истоки этого мифа совершенно очевидны: современный подросток может одновременно слушать музыку, играть, общаться со сверстниками в чате и при этом якобы делать домашнее задание. Безусловно, он при этом решает сразу несколько задач. Но ученые, исследовавшие этот феномен, пришли к выводу, что и взрослые в современном мире вынуждены решать одновременно несколько задач. Проще говоря, многозадачность - это не характеристика поколения, а веление времени. При этом взрослые справляются с ней более успешно, а дети сами признают, что им сложно делать одновременно несколько дел качественно.

Миф 2 - современные дети чуть ли не от рождения умеют пользоваться гаджетами и компьютерами

И более того - уроки информатики им не нужны, потому что они сами могут научить кого хочешь информационным технологиям. И это не так. Детальные исследования выявили, что школьники умеют пользоваться популярными программами. Но вот корректно использовать антивирус или повести себя правильно в ситуации, когда что-то пошло не так, они не могут. Эти навыки у них абсолютно на том же уровне, что и у их родителей.

Миф 3 - современным детям нужно более технологичное образование

И этот миф не выдерживает проверки реальностью. Так как дети - не такие уж умелые пользователи гаджетов, применение ультрасовременных технологий в образовании им иногда мешает. Не говоря уже о том, что для части учителей это тоже дискомфортно.

Миф 4 - современные подростки совсем не общаются

Этот миф связан с тем количеством времени, которое дети «зависают» в интернете и социальных сетях. Около 80% детей проводят в Интернете в среднем три часа в день, а кто-то и больше.

Специалисты из НИУ ВШЭ с этим не спорят, но отмечают, что современное сетевое общение становится все более личным. Оно имеет уже практически все те же особенности, что и общение лицом к лицу, а иногда Интернет может стать тем источником поддержки, которая нужна людям в сложных ситуациях.

Миф 5 - дети сегодня совсем не читают

Ученые признают - да, дети и подростки читают меньше бумажных книг, чем поколение их родителей. Но если взять в совокупности - чтение сетевых материалов, прослушивание аудиокниг - объем потребляемой информации оказывается даже больше, чем у родителей. Но вот сложность этих текстов оказывается на более низком уровне.

Миф 6 - современные подростки больше склонны к депрессиям и суицидам

К сожалению, склонны. Но не только подростки - ученые обращают внимание на общий рост числа депрессивных заболеваний в обществе. Правда, распространенность депрессии среди подростков действительно выше, чем среди взрослых. Причины расстройств у подрастающего поколения - это проблемы в школе, в семье, буллинг (в том числе и в сети), а также так называемая «фейсбук-депрессия». Она возникает, когда, например, посты набирают слишком мало лайков или когда просмотр ленты друзей рождает ощущение, что у всех все хорошо, только не у вас.

Миф 7 - если у подростка забрать гаджеты, то он не найдет, чем себя занять

Ученые не спорят - это так и подтверждено многочисленными экспериментами. Но точно так же ведут себя и взрослые.

Интересный эксперимент провели исследователи из Университета Маастрихта (Голландия). Они набрали группу испытуемых и предложили им в один день смотреть фильм, а в другой день - только фрагмент фильма продолжительностью чуть больше минуты, который все время повторялся. В день, когда к просмотру был предложен один фрагмент, все зрители были поделены на две группы. Одна могла без ограничений есть конфеты, вторая могла добровольно (!) бить себя током небольшой силы. И каково же было удивление ученых, когда они поняли, что со скуки люди могут не только бесконечно поглощать шоколадки, но и применять ток. Только два человека из 30 не стали этого делать. Так что скучать не любит никто.

5-й раунд (Как защитить современных школьников от кибербуллинга?) - «Ответ в видеоролике».

Вам сейчас предстоит просмотреть социальный мультфильм «Кибербуллинг» (https://yandex.ru/video/touch/preview/4515345454195085802) и составить план действия «Как уберечь ребенка от травли в соцсетях?»

Что делать? План действий

  1. Никогда не отвечайте на буллинг.
  2. Если вам прислали сообщение, которое вы считаете оскорбительным для вас, обязательно сделайте его скриншот и сохраните на компьютере - это будет отличным доказательством в будущем.
  3. Блокируйте булли и сообщайте администрации ресурса.
  4. Поговорите о проблеме с кем-нибудь.
  5. Если в сети вам угрожает одноклассник, обязательно расскажите об этом учителю и администрации школы.
  6. Если кто-то угрожает вам и распространяет ваши персональные данные по всему интернету, сообщите об этом взрослым и в полицию.
  7. Скрывайте свои страницы в соцсетях.
  8. Если в соцсети есть приватный режим, то рекомендуем вам применить его.
  9. Проявите сочувствие Всегда помните, что счастливые и самодостаточные люди не травят других.

Вот и закончился последний раунд. Жюри подводит итоги игры.