Открытый урок в рамке опорной площадки по функциональной грамотности по математике. Тема: «Сложение и вычитание чисел в пределах 100»

Разделы: Начальная школа

Ключевые слова: сложение и вычитание в пределах 100


Тип урока: урок закрепления и применения предметных знаний и умений.

Цели.

  • Образовательная: формирование ценностного отношения к совместной познавательной деятельности по повторению приемов сложения вычитания от 1 до 100, развивать умение решать задачи на основе жизненных ситуаций, познакомить с понятиями, относящимися к финансовой грамотности.
  • Воспитательная: способствовать воспитанию дружеских взаимоотношений, умения работать в паре; воспитанию интереса к предмету, адекватно оценивать результат своей работы.

Планируемые результаты:

Личностные:

  • Осознание практической важности знания математических навыков сложения и вычитания от 1 до 100
  • Ценностное отношение к умению выявлять проблему; определять цель урока; выбирать действия по достижению цели; контролировать и оценивать свою работу и полученный результат; работать в паре.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

  • Умение выявлять проблему
  • Умение определять и придерживаться цели
  • Умение контролировать и оценивать свою работу и полученный результат

Познавательные УУД:

  • Умение работать с информацией
  • Умение сравнивать, классифицировать, делать выводы, оценивать альтернативы, выбирать оптимальный вариант решений, составлять план
  • Развитие интереса и формирования стимулов у обучающихся к приобретению знаний по финансовой грамотности.

Коммуникативные УУД:

  • Умение задавать вопросы и формулировать ответы на них, комментировать высказывания собеседников и давать им критическую оценку.
  • Умение работать в парах.

Предметные:

  • Повторить умение выполнять вычисления вида от 1 до 100,
  • Закрепление знаний нумерации, случаев сложения от 1 до 100,
  • Применение знаний в жизненных ситуациях.

Этапы урока

1. Организационный момент

- Ребята, посмотрите, к нам пришли гости, поздороваемся. Зарядимся хорошим настроением- протянем друг другу ладошки и замкнем их, покачаемся, как лодочки на воде, и улыбнемся. И с хорошим настроением приступим к работе. Итак, готовы?

- Сегодняшний урок я начну словами древнегреческого философа Саади: «Ученик, работающий на уроках без желания, что птица без крыльев». И я хочу, чтобы желание учиться, узнавать новое, было не только на сегодняшнем уроке, но и всегда. Только при помощи «крыльев» вы будете подниматься всё выше и выше. Нужно постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению...

- Откройте тетради. Положите их с наклоном перед собой.

- Какое сегодня число? (20 октября) Охарактеризуйте это число. (Это число двузначное, в его записи используются две цифры).

2. Актуализация, повторение, закрепление и отработка полученных знаний

Устный счёт.

Запишите только ответы.

  1. Увеличь число 32 на 4.
  2. Сумма 23 и 5
  3. К какому числу надо прибавить 1, чтобы получилось 60?
  4. Уменьшите число 76 на 1.
  5. Увеличь 51 на 6
  6. Запиши число, в котором 4 десятка и 8 единиц.
  7. Первое слагаемое - 7, второе - 8. Найди сумму.
  8. К числу 32 прибавили 2 десятка.
  9. Какое число на 1 меньше 90?
  10. Найдите разность чисел 20 и 1.

Работа в парах. Сверяют ответы друг с другом и проверяют по образцу (На доске с обратной стороны).

36 28 59 75 57 48 15 52 89 19

3. Сообщение темы, цели урока

- Пришло время узнать тему нашего урока.

Презентация

Посмотрите на экран. Записаны выражения (слайд): числовые выражения типа 30+2, 40+8, 76-6, 82-80.

- Какой теме урока соответствуют эти выражения?

Ответ: Сложение и вычитание чисел в пределах 100

- Сегодня урок повторения и обобщения полученных знаний.

Какие цели вы ставите перед собой?

Ответ: повторить нумерацию чисел, вспомнить случаи сложения в пределах 100, закрепить полученные знания, научиться быстрее считать, без ошибок считать…

- Скажите, а зачем нам это нужно?

Ответ: пригодится в жизни - в старших классах будут более сложные задания, которые надо высчитывать быстро и правильно, при покупке в магазине и т.д.

4. Создание проблемной ситуации

А сейчас внимание на экран. Будьте внимательны, я буду задавать вопросы.

Включает фрагмент сказки. (слайд)

- Фрагмент, из какой сказки на экране? («Муха-Цокотуха»)

Учитель читает фрагмент из сказки:

«Муха, Муха-Цокотуха
Позолоченное брюхо
Муха по полю пошла
Муха денежку нашла.
Пошла Муха на базар и купила самовар.

- Кто автор? (К.И.Чуковский)

- Как зовут главную героиню этого фрагмента? («Муха-Цокотуха»)

- Что нашла Муха? (денежку)

- Куда она её потратила? (купила самовар)

Нужда человека в каком-либо товаре или услуге, желание его получить называются потребностью. Люди расходуют деньги на питание, покупку одежды и обуви, коммунальные услуги, транспорт, связь, медицинское обслуживание и лекарства, образование, отдых, развлечения и пр. На решение о той или иной покупке оказывают влияние степень необходимости, цена, собственные вкусы и предпочтения, советы знакомых, реклама. Покупки предметов первой необходимости, которые совершаются ежедневно, еженедельно, не требуют долгих размышлений и часто совершаются автоматически. Расходы можно разделить на необходимые, желательные и престижные. По срокам расходы делятся на ежедневные, ежемесячные, ежегодные.

Так чему будем учиться на уроке? (Ответы детей: Будем учиться правильно, расходовать и экономить деньги.)

Правильно мы сегодня будем «Учимся разумно тратить деньги».

Что же такое деньги? (Ответы детей)

Слайд (металлические и бумажные знаки, являющиеся мерой стоимости при купле продаже)

Задание № 1

- Куда пригласила Муха-Цокотуха тараканов? (на чаепитие) (слайд)

Сейчас вам нужно помочь Мухе-Цокотухе. Помните, когда мы говорили о денежных номиналах, мы нарисовали с вами монету номиналом в 10 рублей. Положите её перед собой. Представьте, что Муха-Цокотуха нашла ещё одну монету достоинством 10 рублей. У вас на столах карточки с перечнем товаров. На этой монете напишите, какие бы вы приобрели необходимые товары для чаепития.

Название товара и его стоимость. Правильный ответ

  • Самовар - 3 руб. +
  • Бананы - 1 руб.
  • Торт - 2 руб. +
  • Конфеты- 1 руб. +
  • Баранки - 1 руб. +
  • Мороженное - 1 руб.
  • Сахар кусковой - 2 руб.
  • Сахарный песок - 1 руб. +
  • Скатерть- 1 руб.
  • Чай - 1 руб. +
  • Салфетки - 1 руб. +
  • Чипсы - 1 руб.

- Молодцы, справились с заданием. Какой мы можем сделать вывод?

(разумно деньги экономить, а не тратить)

Физкультминутка

Потрудились - отдохнём.
Встанем, глубоко вдохнём,
Руки в стороны, вперёд,
Влево, вправо поворот.
Три наклона, прямо встать.
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили.

Продолжение работы по теме урока.

Задание №2 (задача)

Медвежонок в воскресенье на ярмарке продал 5 баночек с мёдом. С каждой баночки он зарабатывает по 2 монеты. Посчитай, сколько заработал медвежонок.

Решение: 2+2+2+2+2=10 монет

Ответ: 10 монет заработал медвежонок.

Задание №3

Работа с учебником: стр. 54 № 17 (1 человек у доски)

5. Закрепление геометрического материала

Возьмём в руки карандаш, запишем графический диктант.

а) отступите 2 клетки, поставьте точку 1.

б) от точки 1 отсчитайте вниз 4 клетки, поставьте точку 2.

в) от точки 2 вправо отсчитайте 6 клеток, поставьте точку 3.

- Возьмите линейку, соедините все точки.

- Какая фигура получилась?

- Что можно сказать об этой геометрической фигуре? (треугольник)

Задание: измерьте стороны треугольника и найдите его периметр.

- Что называется периметром?

- Проверка. Чему равен периметр треугольника? 9 см

- Как узнали? (Слайд): 2 + 3 + 4= 9 (см)

- У кого также? (Дети поднимают зелёный карандаш, если выполнили правильно и красный, если допустили ошибку.)

- Молодцы!

6. Рефлексия

Мы справились с задачей? Что мы делали? Для чего? Кто лучше всех проявил себя? Молодцы! Похлопали себе!

Покажите смайлик, который подходит именно вам после выполнения заданий на уроке

  1. Я отлично работал, всё понял, могу объяснить другим. Настроение отличное (зеленый)
  2. Я работал хорошо, настроение улучшилось. (желтый)
  3. Мне нужна консультация. Настроение стало хуже. (красный)